ГЛАВА 2
Специфика культурологического знания


Искусство разных народов в силу тех или иных причин в разное время становится достоянием мировой культуры. О тысячах племен, населявших Центральную, Южную и Западную Африку, первые, еще во многом фантастические, сведения проникли в Европу в XV в. Но вплоть до конца XIX столетия различные предметы искусства, привозившиеся из этих далеких стран, рассматривались с точки зрения исторической, этнографической и крайне редко - с эстетической. Казалось невозможным назвать "примитивные" ритуальные статуэтки, маски, рисунки искусством. До сих пор творения африканских мастеров хранятся в основном в этнографических музеях.

В мае 1919 г. в Париже была организована первая выставка "Океанийской скульптуры". Через год вышла книга "Взгляд на искусство негров", где были собраны восторженные высказывания о ней французских деятелей литературы и искусства: поэта Гийома Аполлинера (1880-1918), художников Пабло Пикассо (1881-1973), Анри Матисса (1869-1954). Открытие было до удивления неожиданным. В те же годы искусство Африки начинает находить признание и в России. Но только в последние десятилетия стал раскрываться этот огромный увлекательный мир.


Разгадки древних тайн

Перед нами одна из мировых культур. Но она для нас, особенно для тех, кто живет в Европе конца XX в., не совсем понятна.

Искусство народов Африки остается для нас едва ли не загадкой, ибо является выражением давно утраченного европейцами мироощущения. Это относится, в частности, и к африканской пластике, включающей в себя и искусство лепки, ваяния, скульптуру; и объемные осязаемые качества художественной формы в скульптуре, в изображениях на плоскости; и гармонию, согласованность движений и жестов в этих изображениях и т.д. Одни считают, что своими особенностями африканская пластика обязана великому ужасу, который вселял в душу первобытного человека окружавший его мир. Другие объясняют все магическими культами и особым "дологическим мышлением". А, может быть,

17

народные обычаи, бытовая стихия откроют нам более верный путь к постижению этого загадочного искусства?

Возможно, африканские маски имеют отношение к культу предков. Надевают их для участия в церемонии, они - часть сложного ритуального костюма. Для этих же церемоний держат в особых чашах краску. На такой ритуальной чаше из Дагомеи условно изображено праздничное шествие.

Четкая ритмическая композиция, обостренное пластическое чутье, свободный полет фантазии характерны для каждой вещи. Что, например, хотел выразить художник народности сенуфо двуликой маской, на голове которой изображена птица, а от подбородка идут ноги? Возможно, он стремился расширить содержание маски и отступил от натуры. А мы удивляемся теперь стихийному чувству ритма, смелости в трактовке формы. Неизвестный художник поклоняется дереву, которое срубает, поклоняется необработанному чурбаку и, вырезая маску, поклоняется ей как воплощенному им же самим духу. Весь мир для него одухотворен.

Настоящее искусство всегда требует подлинной искренности и подлинного восторга. Может быть, в этом и кроется одна из загадок большого искусства Африки? Но это только одна загадка одной региональной культуры. А сколько их известно современникам, исследователям мировой культуры! И у каждой - свои загадки, тайны, своеобразие...

18



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved