Исследования ментальностей

Воссоздать полную картину изменений ментальности в пространственно-временных параметрах, очевидно, еще предстоит науке, хотя ясно, что задача эта отнюдь не из легких. В процессе этой работы ученых, несомненно, ожидают чрезвычайно интересные открытия. Собственно, первые из них уже сделаны.

Французский социолог А. де Токвиль, автор книги "Демократия в Америке" (1835), исследуя общественное сознание США, пытался отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в американском обществе и составлявших, по его мнению, национальный характер американца. Токвиль утверждал, что все жители Соединенных Штатов имеют сходные принципы мышления и управляют своей умственной деятельностью в соответствии с одними и теми же

249

правилами. В ходе этого исследования у Токвиля возникла идея коллективной ментальности.

Автор известной книги "Бегство от свободы" (1941) немецко-американский ученый Э. Фромм ввел понятие "социальный характер", которое является, по его словам, ключевым для интерпретации общественных процессов, в том числе и культурных.

Собственно говоря, предметом того направления исследований, которое обозначается в науке как "история ментальностей" и развивается в рамках исторической психологии, является реконструкция способов поведения, выражения и умолчания, которые передают общественное миропонимание и мирочувствование, представления и образы, мифы и ценности, признаваемые отдельными группами или обществом в целом.

Проблемы коллективной ментальности ставились в работах Ж. Лефевра. Другой историк, основатель школы "Анналов" (наряду с М. Блоком), Люсьен Февр усматривал в коллективной ментальности не только биологическое, но и социальное основание. М. Блок посвятил одну из своих работ истолкованию сверхъестественного характера, который обретает королевская власть во Франции и в Англии с позднего средневековья до нашего времени.

А. Дюпрон изучал неустойчивость священных образов крестовых походов и тропизмов странствия со времен прекращения походов в Святую Землю (XIII-XIX вв.).

Историческая психология до сих пор развивалась медленно. Первые шедевры, открывшие дорогу в этой области, были опубликованы несколько десятилетий назад: "Короли-чудотворцы" Марка Блока, "Проблема неверия" Люсьена Февра, программные статьи Февра 1938-1941 гг. Представители нового поколения школы "Анналов" (Ж. ле Гофф, Р. Мандру, Ж. Дюби и другие историки, а также культурологи - Й.Хейзинга, Ж.П. Вернан, П. Франкастель, Э. Панофски) пытались воссоздать ментальность разных культурных эпох.

Структуралисты критически оценили концепцию примитивной ментальности, которую разрабатывал Леви-Брюль. Они дали собственное истолкование примитивного мышления и вместе с тем обогатили арсенал исследований новыми методами. В постструктуралистском варианте выдвинуто понятие "эпистема", близкое идее ментальности.

250

Проблема ментальности разрабатывается также в психоанализе. Фрейд в "Моисее и монотеизме", "Коллективной психологии и анализе "Я" разрабатывал методы, которые позволили бы перекинуть мост через "бездну", разделяющую индивидуальную и коллективную психологию. Отыскивая пути перехода к изучению коллективной психологии, Фрейд сначала обращался к "архаическому" наследию, влияющему на формирование личности, в том числе к совокупности проблем, которые ставит перед индивидом социологическое, интеллектуальное или духовное образование в самом широком смысле слова.

* * *

Историю ментальностей следует поместить в более обширный план всеобщей истории, в которой разработка понятий, формирующих жизнь людей в обществе, составляет культурный аспект, столь же важный, как и другие - экономический, политический и т.д. Это означает, что не может быть и речи о признании за социальной историей коллективной ментальности привилегированного места или чего-то вроде превосходства, исходя из ее более или менее духовного происхождения и ориентации. Вместе с тем, это законно признаваемое за ней место влечет отказ от упрощений, от игнорирования явлений исторической психологии, слишком часто получающих статус "идеологий" без исторического значения.

251



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved