Персонификация и культурное отождествление

На характер культурной идентификации большое влияние оказывают те образы, с которыми персонифицируются часто конкретные люди. Таких образов - великое множество. Поэтому в науке возникла потребность в их типологизации.

Американский социолог Г. Абрамсон предложил типологию персонификаций, воплощающих в себе формы культурной идентификации.

Тип "традшрюналиста". Это лица, разделяющие ценности данной культуры и интегрированные в соответствующую структуру. Автор подчеркивает новаторский дух этнических традиционалистов - представителей культурных меньшинств, компенсирующих творческими начинаниями маргинальность и неустойчивость своего общественного положения. Шотландцы в Британской империи, евреи в христианском мире, армянские и греческие купцы в диаспоре, китайцы в Юго-Восточной Азии нередко оказываются инициаторами нововведений.

Тип "пригиельца"-неофита. К этому типу относятся люди, которые включены в структурную систему этнических связей, но не имеют наследственных корней в соответствующей этнической культуре - она не составляет их внутреннего духовного достояния, не интериоризирована ими. Ранняя идентификация "пришельца" протекала за пределами культурной общности, к которой он примкнул. Он ощущает себя на пороге совершенно нового культурного опыта. Отсюда чувство неуверенности и

234

маргинальности, более острое, нежели маргинальность "традиционалиста", который одиночество среди иноплеменников компенсирует взаимопониманием с соплеменниками. Врастая в чужую структуру, человек предварительно или одновременно вживается в ее культурные ценности и символы.

Тип "изгнаннике". Он противоположен "пришельцу"-неофиту. Речь идет об утрате первичных социальных связей с соплеменниками при сохранении этноса и символических традиций родной культуры. Духовный опыт "изгнанника" - это прежде всего опыт изоляции и одиночества. Житейские типы "изгнанника" встречаются на разных уровнях социально-классовой системы: китаец-прачка или владелец ресторана, иностранный чернорабочий, еврей при дворе немецкого князька в XVII-XVIII вв.

Тип "евнуха". Это лица, лишенные памяти о каком-либо культурном прошлом, не обремененные никаким традиционно-символическим наследием и в повседневной жизни не вросшие в какую-либо социокультурную среду. В отечественной литературе такой тип именуется, по Ч. Айтматову, как "манкурт", т.е. человек, лишенный корней. "Евнух" - тип, противоположный "традиционалисту". Классическим его образцом можно считать евнуха при дворе восточного деспота. Евнух в гареме, янычар в войске, телохранитель-кавас в иностранном посольстве, христианин-вероотступник, ставший визирем при стамбульском дворе, - таковы формы утраты прежней культурной идентичности в эпоху оттоманского владычества.

Сегодня в культурологию прочно входит еще одно понятие, служащее оппозицией нормальной культурной идентичности, - маргиналы. Это слово появилось во Франции в 1927 году как имя существительное. Маргиналами стали называть тех, кто сам отвергает общество либо оказывается отринутым им. Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с общественными нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.

Как считает французский социолог А. Фарж, уход в маргинальность предполагает два совершенно разных маршрута: либо разрыв всех традиционных связей и создание собственного, совершенно иного мира; либо постепенное вытеснение

235

(или насильственный выброс) за пределы "официальных установлений".

Но как бы то ни было, в любом варианте, в результате ли "свободного" выбора или вследствие процесса деклассирования, который провоцируется напуганным обществом, маргиналы - это не изнанка мира, а как бы его омуты, теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, чтобы подкрепить, облагородив свой собственный облик, который он признает светлым, "нормальным".

Сегодня, говоря о маргиналах, мы имеем в виду не только аутсайдеров общества. Маргинальность вообще становится универсальным феноменом. Многие люди оказываются как бы между культурными обозначениями. В мире немало людей, которых называют "полукровками". Многие не могут четко идентифицировать себя ни с одной культурой. Они оказываются между, допустим, традиционной и современной культурами, между различными исповеданиями и т.д.

* * *

Э. Фромм отмечал: английский джентльмен, не снимающий смокинга в самой экзотической обстановке, или мелкий буржуа, оторванный от своей среды, чувствует себя заодно с конкретной группой или какими-то ее символами. Американский фермер, оторванный от цивилизации начинает рабочее утро с того, что водружает государственный флаг США. Люди постоянно находятся в процессе напряженного и обостренного поиска культурной идентичности. Здесь возникает широкое поле проблем, требующее культурологического анализа.

236



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved