Среди концепций, основанных на идее универсализма культуры, следует упомянуть концепцию космополитизма, которая сформировалась в Древней Греции. Как утверждал Диоген Лаэртский, слово "космополит" в значении "гражданин мира" впервые было употреблено Диогеном Синопским. К. Поппер считает, что космополитические умонастроения могут быть прослежены еще раньше: у Диогена, Антисфена и даже Сократа.
Огромную роль в углублении идеи универсализма культуры сыграло христианство. Оно, считает Н.А. Бердяев, "исторически возникло и раскрылось в этот период вселенской встречи всех результатов культурных процессов древнего мира, в период, когда соединились культуры Востока и культуры Запада, в котором соединение культуры эллинской с культурами Востока преломилось в культуре римской. Это объединение древнего мира, этот эллинский синкретизм обусловили образование единого человечества, до которого не возвысился древний еврейский дух, несмотря на всю пророческую силу, несмотря на то, что он был колыбелью христианства".
Мысли о мировом гражданстве оказались влиятельными и в эпоху Возрождения (Данте, Кампанелла). Родился лозунг "Моим отечеством является весь мир". Таким образом Данте отстаивал идеал мировой монархии. Гуманистический идеал человечества, несомненно, включал в себя космополитическое содержание. Трактовки гуманизма и его различные стадии нередко приближают нас к идее универсализма человеческого рода. Огромный
222
вклад в обоснование идеи человеческого рода внесли просветители. По словам К. Поппера, своим рационализмом, своей верой в рациональное единство людей и в открытое общество, а особенно своими научными воззрениями, наша западная цивилизация обязана древней сократической и христианской вере в братство всех людей, в достоинства и надежность разума.
Рациональность тесно связана с верой в единство человечества. Движение всех народов в единую всемирную историю, которое осмыслили Вольтер, Монтескье, Гердер, породило важную идею поиска изначальной универсальной культуры. По мнению И.Г. Гердера, "человеческий рассудок во всяком разнообразии ищет единства", "род человеческий на Земле - это только одна и та же порода людей". С наибольшей полнотой концепция человечества выражена в тезисах немецкого философа-просветителя Г. Лессинга "Воспитание человеческого рода" (1780). Они одушевлены пафосом органического развития, постоянного приращения все новых и новых духовных откровений.
Идея универсализма воплотилась и в идею мирового гражданства, которую мы находим у Гете, Шиллера, Канта, Фихте. Кант в работе "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" рассуждает о схождении судеб народов. Он полагает, что природные человеческие задатки могут развиться полностью только в роде, но не в индивиде. Мысль о том, что человеческий род движется к некоей всеобщности, не кажется тривиальной, если иметь в виду многовековую разделенность на "европейцев" и "варваров", на множество культурных космосов.
* * *
Человечество рождается не сразу, оно - результат длительного процесса. Мы привыкли соотносить рождение общемировой цивилизации с развертыванием производительных сил, хозяйственных связей, средств коммуникации. Но не всегда отдаем себе отчет в том, что эти объективные факторы создают только предпосылки для Вселенской Соборности. Человеческому роду, для того чтобы стать человечеством, надлежит еще осознать свою общность. К этой мысли мы только сейчас начинаем привыкать. Осмысливая коренные тенденции нашего столетия, можно сказать словами Н.А. Бердяева, что человеческий род перерождается в человечество.
223