Мозаика культур

Идею человечества как единого целого отвергали не только Шпенглер, но и другие видные исследователи культур. Так, по мнению Э. Трельча, человечество не обладает духовным единством, а потому не имеет и единого развития. Построение универсальности истории понимается как история европеизма.

В XX в., по выражению Н.А. Бердяева, "современный расовый и национальный партикуляризм приобретает особенную остроту на фоне основного универсализма эпохи". Культурный партикуляризм рождает этнообразуюший миф. Возвеличивание этноса осуществляется путем отнесения его к великим предкам - древним египтянам, евреям, арабам. Националистический партикуляризм не обошел и сионизм как образец почвеннической идеологии, основанный к тому же на ветхозаветной символике. Характерно, что "научно обоснованное" почвенничество Н.Я. Данилевского положительно оценивает закрытость иудаизма. Растолковывая "закон № 3" исторического развития, согласно которому начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа, он утверждал, что Моисей был прав, запретив своему народу общаться с другими народами.

Упоминавшийся ранее немецкий этнограф, исследователь культуры народов Африки Л. Фробениус понимал культуру как обособленный организм. Он делил человечество на две первичные культуры - матриархальную, диалогичную "эфиопскую" (немцы, русские, африканцы) и патриархальную монологическую "хамитскую" (романские народы, англосаксы, арабо-берберы и др.). Напомним, что А.С. Хомяков делил культуры на

216

"иранство" и "кушитство". Первое олицетворяет "свободу и духовность" (речь идет о России). Второе - необходимость и вещественность. Это - о Западе.

У Фробениуса же с хамитскими культурами связано мировоззрение "из пещеры", магия, рациональность, активное покорение природы, животное начало. К эфиопским культурам Фробениус относит мировоззрение просторов, эмоции, единство с природой, растительное начало. Лидерство в мире, по концепции немецкого этнографа, попеременно переходит от эфиопских цивилизаций к хамитским. Эти "качели" служат источником развития человечества.

В африканском национализме, в лозунгах "духовной деколонизации", пробуждения гордости за свою культуру и историю также обнаруживает себя культурный партикуляризм. Сторонники партикуляризма утверждают, что самобытность не сводится к традиционному, а современное - к европейскому. Европейская культура - это просто иная самобытность. Развивающиеся страны находятся сейчас в процессе формирования современной национальной культуры. Из схемы Л. Фробениуса Л. Сенгор принял такие концепты, как существование замкнутых культурных ареалов, единство "негрских" культур всех континентов, сходство между культурой тевтонских народов, особенно нордических, и африканскими. Немцы, по Сенгору, как и африканцы, не затронуты декартовской рациональностью. История мифологии почвенничества служит либо утверждению идеи самоотверженного служения человечеству (Э. Блайден, Л. Сенгор, А. Мазруи), либо ксенофобии и идее естественной вражды рас и культур (М. Гарви, Г. Осен, И. Оньевуеньи, X. Мадхубути, Н. Диана). В современномсознании идея партикуляризма широко обсуждается также в связи с концепцией "столкновения цивилизаций" С. Хантингтона.

217



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved