Слышат ли культуры друг друга?

В книге "Закат Европы" О. Шпенглер утверждает, что у западноевропейцев возникло ощущение, будто они - не все "человечестве". "Несомненно, что не только для первобытного человека, но и для человека некоторых высших культур не существовало всемирной истории, не существовало мира как истории". В противовес немецкому просветителю Гердеру, который обосновывает идею "мировой истории", О. Шпенглер именно через отвержение этой идеи объясняет самобытность современной культуры.

Согласно Шпенглеру, культуры обладают внутренней герметичностью, они не слышат друг друга. Поэтому античный человек ничего внутренне не усвоил из вавилонской и египетской культуры, хотя он отлично знал хронологию, календарь и интенсивное чувство вечности и ничтожества настоящего момента. У египтян и вавилонян это проявлялось в грандиозных наблюдениях светил и точном измерении громадных периодов времени.

Культуры разнились до взаимной чуждости не только в Европе, но и в масштабах Земли. Индийская культура, в которой идея брахманской нирваны является чрезвычайно ярким выражением самой неисторической души, никогда не имела, по Шпенглеру, даже слабого чувства времени. Индийцы забывали все; египтяне ничего не могли забыть. Отсюда вывод Шпенглера: "всемирная история" - это не "общечеловеческий", а западный образ мира. "И может быть, когда угаснет цивилизация Запада, носителями которой мы ныне являемся, то более не появится уже культура и, стало быть, человеческий тип, для которого "всемирная история" есть одна из форм и одно из содержания космического сознания".

Как разъясняет Шпенглер, образ всемирной истории есть непроверенное духовное состояние. Западные историки видели продвижение человечества от древности к средневековью и затем к Новому времени. Но эта схема не отражала движения

214

человечества, не позволяла понять ее действительное место в системе всемирной истории, т.е. всеобщей истории высшего человечества. Она возникла как продукт творчества гностики, т.е. семитического, главным образом сирийско-иудейского, мироощущения римской императорской эпохи. Ни индийская, ни даже египетская история не входят в круг ее рассмотрения.

Наибольшее неприятие высказывал Шпенглер относительно понятия человечества. Да, народы живут на Земле, но они оказываются, в разновременном пространстве. Ведь культуры живут и умирают. Это происходит в разных ареалах. В частности, он писал: "Человечество есть пустой звук. Стоит только этому фантому исчезнуть из кругозора проблемы исторической формы, как тотчас же всплывает поразительное богатство действительных форм". Культуры, эти живые существа высшего порядка, растут совершенно бесцельно, как цветы в поле.

О. Шпенглер пытался выяснить, какое отношение имеет ницшеанское понятие "дионисийского" к внутренней жизни высокоцивилизованного китайца эпохи Конфуция или современного американца? Какое значение его тип сверхчеловека имеет для магометанского мира? И наконец, какое значение может иметь для души индийца или русского его антитеза понятий природы и духа, язычества и христианства, античности и современности?

Каждой культуре в концепции Шпенглера присущ строго индивидуальный способ видеть и познавать природу. У каждой культуры - своя специфическая природа, которой не может обладать в точно таком же виде человек другой культуры. Склонность западноевропейцев к автобиографиям совершенно чужда античности. Крайней сознательности западноевропейской истории противостоит сонная полусознательность индийской и т.д. Таким способом Шпенглер обосновывал концепцию партикуляризации, сторонником которой он себя считал.

Итак, всемирная история, по мнению Шпенглера, - это иллюзия, созданная рационализмом. Культуры гибнут, не передавая ничего друг другу. Они лишены общей связи и смысла Кроме того, они абсолютно непроницаемы. Но если это так, то каким образом самому Шпенглеру удалось создать "уникальные образы различных культур? И это еще не все... Утверждение Шпенглера, считает Г. Померанц, "противоречит двум устойчивым представлениям, созданным религией и наукой Европы: 1 - Новый Завет возник на почве, подготовленной Ветхим

215

Заветом, и новое (благодать) превосходит ветхое (закон); 2 - процесс эволюции жизни ведет от примитивных форм к более расчлененным; homo sapiens выше, чем homo habilis".

Несмотря на явно ошибочные утверждения, сам Шпенглер в своей книге привел впечатляющие свидетельства того, что культуры все-таки слышат друг друга. Он рельефно описывал десятки погибших культур. Пифагор понимал египтян. Средневековье приняло от античности христианство. Возрождение обнаружило восприимчивость к античности. Все это говорит о том, что идея универсальности истории не беспочвенна.

216



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved