В то время как европейские мыслители пытались понять своеобразие религий Востока, определить свое отношение к ним, на северо-американском континенте, в США, влияние древних индийских учений становилось все более заметным. В частности, трансценденталисты, участники философского и литературного
202
течения 30-50-х годов прошлого века, придававшие особо важное значение интуиции и философской фантазии (в противовес чувственному опыту), искавшие пути к нравственному очищению, проявили повышенный интерес к религиозно-философским системам Индии. Прагматическому, узкопрактическому миру европейских религий американский философ, основатель "Трансцендентального конца" Р.У. Эмерсон (1803-1882) противопоставил ценности, которые, как он полагал, присуши индийским учениям. Он предлагал проникнуться духом этих ценностей, заимствовать у Востока идею превосходства духовного над материальным. Несомненное воздействие индийских религий ощущается и в творчестве другого американского философа Г.Д. Topo (1817-1862), который проявил огромный интерес к восточной философии, религии и литературе, вдохновился самой возможностью поэтического выражения духовных воззрений.
Проникновение индийских религий в западное сознание сочеталось с попыткой не просто ввести в обиход некоторые восточные взгляды на мир. Возникало стремление соотнести эти воззрения с западным мышлением. Элементы восточных религий вливались в чужеродное русло, искусственно сопоставлялись друг с другом. В результате складывалась смесь самых различных, зачастую несопоставимых религиозных представлений.
Отношение к индийским верованиям оказывалось во многом потребительским, направленным не на постижение духа культуры, а на заимствование отдельных полезных методик и упражнений. Улавливались отдельные компоненты целостных воззрений и по мотивам своеволия навязывались другим воззрениям. Более того, складывалось убеждение, будто можно выработать некое универсальное учение, в котором окажутся совместимыми элементы самых различных древних и современных религий. Русская писательница Е.П. Блаватская (1831 - 1891) основала в 1874 г. в Нью-Йорке вместе с американским полковником Г.С Олкоттом (1832-1907) "Теософское общество". Хотя оно сыграло определенную роль в новой индийской истории, сочинения Е.П. Блаватской, стремившейся объединить разные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе некую "универсальную религию", имеют весьма отдаленное отношение к реальной Индии. Это своего рода фантазии на различные, в том числе индийские, темы.
203
Несколько отличными путями шли известный русский художник Н.К. Рерих (1874 - 1947) и его жена Е.И. Рерих (1879-1955), издавшая несколько томов своих сочинений под названием "Агни-йога".
Востокоцентризм - мировоззренческая установка, согласно которой именно Восток, а не Европа является центром мировой культуры и цивилизации. Впрочем, востокоцентризм стал лишь первой брешью в стене европоцентризма, которой окружило себя сознание среднего европейца и Нового Света. За востоко-центризмом последовали другие документы, реабилитировавшие иные - не европейские - культуры: доктрины негритюда, панисламизма, панмонголизма и т.д.
После Второй мировой войны романтическое отрицание рациональности (прежде всего европейской) нашло свое выражение в эстетике возникшего еще накануне Первой мировой войны философского направления - экзистенциализма, или философии существования (позднелат. existentia - существование). Экзистенциалисты обратили свой взор на Восток. Так, в творчестве А. Камю (1913-1960) символической ареной, на которой он разворачивает тотальную философскую драму человеческого существования, является Алжир (напомним, что в европейской традиции Алжир, как и вообще Северная Африка, включается в понятие "Восток"). (До недавнего времени, когда изучение проблем африканского континента выделилось в самостоятельную область знания, описание культуры и истории Северной Африки было одним из разделов ориенталистики.) Сам мотив знойной, насквозь пронизанной солнцем земли Алжира, мотив "полуденного мира" является одним из центральных ключевых образов в художественно-философской системе А. Камю.
Еще больший радикализм при обсуждении этого вопроса (отрицание рациональности) обнаружил другой представитель экзистенциалистской философии Ж.П. Сартр, который в предисловии к антологии негритянской поэзии писал: "Наша белизна внезапно представляется нам лакировкой мертвенного цвета, мешающей нашей коже дышать. Бытие черно и пламенно, а мы случайно не причастны к нему, и мы должны извиняться за свои нравы, свою технику, свою бледную кожу и зеленовато-серую растительность... Секрет черного человека в том, что его экзистенция и корни бытия идентичны".
204
Писатель-философ резко "разводит" Восток (в его африканском варианте) и Запад. Он видит в них два антагонистических начала: одно - природное и инстинктивное, другое - рациональное и искусственное.
Востокоцентристские настроения в европейском сознании особенно усилились в 60-х годах. Европоцентристы, как мы помним, исходили из того, что выявление новых культурных ареалов будет, с одной стороны, способствовать некоторому обогащению западной культуры, ибо позволит, например, европейской музыке вобрать в себя определенные инокультурные тенденции, с другой - расширять единое художественное русло человечества на базе сложившегося профессионального творчества Запада (в духе культурного неоколониализма).
Востокоцентристы, напротив, стали выступать против освоения ориентального (восточного) искусства, против потенциальных возможностей сплава различных художественных культур. Они рассматривают открывшиеся эстетические сокровища других народов как нечто уникальное, обладающее собственной ценностью и своеобразием. Приверженцы этой тенденции настаивают на сохранении, сбережении всего инокультурного. Речь идет о локализации автономных культур, об их предумышленной резервации.
Исследователи, например, отметили, что арабская музыка отличается особой эмоциональностью. Эта музыка "по-своему" передала философию и экзотику средневекового Востока с его ослепительной палитрой красок, с контрастами экзальтированности и "вечного равнодушия", с живыми оттенками речи, присущими своеобразному интонационному строю языка. Ей, пожалуй, никогда не были свойственны ни тонкая и светлая звукопись японских напевов, ни сдержанная задушевность китайской песни, ни глубоко сосредоточенные, задумчивые созерцания индийских мелодий. Наоборот, лирические образы, отличающие арабскую музыку, напоены особой эмоциональной силой, "огненной пылкостью" чувства, "сверкающей яркостью колорита".
Подобно тому, как романтики, переживал разлад с реальной исторической практикой, создавали воображаемый мир Востока, так современные теоретики авангардистского толка ищут новые модели художественного творчества на основе отрицания многовекового европейского искусства. Антипрогрессистское видение, представление о кризисе европейской цивилизации также вызывает притяжение к Востоку, порождая нигилистические
205
иллюзии, например, у современного американского композитора Джона Кейджа.
* * *
На Земле множество культур, и каждая из них способна придать всемирной истории неповторимый облик. Идея равноправия культур вызревала в культуроведении постепенно. Сначала, естественно, родилось представление, будто одна из культур обладает несомненным преимуществом перед другими. Особенно это относилось к европейской культуре. Ее многовековое верховенство вызвало впоследствии контртенденции. Появились афроцентристские, азиоцентристские версии культурной гегемонии. Современное представление о равноправии культур исходит из того, что каждая культура есть зона оригинального культурного творчества. Ее вклад в сокровищницу мирового искусства уникален. Это означает, что каждая культура правомерно вплетает свой узор в многоцветье культур мира.
206