Под религиозным модернизмом подразумевается противоположное традиционализму и фундаментализму философско-мировоззренческое течение в рамках той или иной религии, которое отражает необходимость ее изменения и развития. Будучи одним из видов приспособления религии и церкви к новым социальным условиям, изменившейся духовной обстановке, религиозный модернизм выражает тенденцию обновления религиозной жизни.
Классическим примером религиозного модернизма в истории европейской культуры служит Реформация. Начавшись в учениях М. Лютера, Т. Мюнцера, Ж. Кальвина как попытка восстановить библейские истоки веры, это движение не только воссоздало нормы и ценности первоначального христианства, но содействовало также стремительному развитию европейской культуры в целом. Процесс разносторонних преобразований превратил
176
протестантизм в гибкую разновидность христианства. Католичество и православие занялось этим значительно позже.
Представители религиозного модернизма переосмыслили многие фундаментальные категории ортодоксальной веры, в том числе понятие о Боге, о сверхъестественном, о религии. Он воссоздает мироощущение современного человека, его нравственные искания, жизненно-практические установки. В то же время это не только коллизии внутри религии. Они захватывают живой нерв европейской культуры. В частности, бездна между языческим и христианским миром оказывается порою не столь значимой, как внутри самого христианства.
Типологические черты протестантского модернизма, как и любого другого, сформировались в процессе его исторического развития. Прежде всего это обмирщение теологии, т.е. приближение ее к переживаниям и чувствованиям конкретного человека. В этом контексте религия субъективируется, вера приобретает глубоко индивидуализированный характер. Протестантская ортодоксия раскрывает содержание веры как отношение между человеком и Богом. Непосредственное, личностно окрашенное чувство поэтизируется и становится одним из главных моментов мироощущения человека.
Различение веры и религии составляет еще одну типологическую черту всей протестантской традиции. При этом вера выступает как нечто, присущее человеческой природе, отражающее субъективность личности, ее богатый внутренний мир. Религия же оценивается как преходящий, необязательный комплекс идей и ритуалов, нередко подменяющих незамутненную веру. Отсюда возможность христианства без религии, которую обосновывают сторонники религиозного модернизма.
Центр веры, ее стержень - это Христос. Его образ и позволяет воспроизвести отношения человека и Бога. Причем само понимание Бога освобождается от абстрактных, умозрительных характеристик, когда Бог выступает в образе чистого бытия или первопричины. Христос воплощает в себе живые черты, позволяющие человеку вступить с Ним в общение. Отсюда постоянная апелляция всех протестантских теологических концепций к первоначальному христианству, его интерпретации Бога.
Следует заметить, что в рамках современной протестантской мысли можно выделить различные теологические доктрины, в том числе такие, как "диалектическая теология" К. Барта,
177
теология "?демифологизации Нового Завета" Р. Бульмана, "универсальная теология" П. Тиллиха, эсхатологическая теология Р. Нибура, теология "мертвого бога" Д. Бонхеффера, теология надежды Ю. Мольтмана, "теология революции" М. Шретера, Х.Д. Вендланда и Р. Шоклля, теология "мертвого бога" и "христианского атеизма" в постбульмановском и постбонхефферовском толковании, теология современного экуменизма (сближения религий).
178