Смысл евангельского фундаментализма

Впервые понятие "фундаментализм" появилось в религиоведческой литературе для обозначения такого направления религиозной мысли, которое выступает за возвращение к глубинным, корневым основам доктрины или вообще принципов жизнедеятельности. В более широком смысле, следовательно, фундаментализм - это религиозно-культурная установка, направленная на переосмысление утраченной, но чрезвычайно значимой традиции.

В собственном смысле слова фундаментализм сформировался во второй половине XIX в., когда в американском протестантизме появилась группа теологов, выступивших против аллегорического и символического толкования Библии, за ее буквальное понимание. Евангелисты в теологическом смысле принадлежали к консервативному крылу протестантизма. Они настаивали на том, что Библию следует принимать такой, какова она есть, ставя веру выше разума. Главная задача фундаменталистов сводилась к тому, чтобы приостановить модернизм в религии.

171

Слово "фундаментализм" происходит от многотомного издания "Фундаменталий", которое осуществили американские и английские консервативные теологи. В 1910-1915 гг. они выпустили в этой серии 15 книг, получивших широкое признание среди верующих и создавших определенную культурную установку. Какие проблемы затрагивались в этих изданиях? Прежде всего, фундаменталисты выступали против натурализма, который олицетворял для них теорию эволюции. В 20-х годах в 20 законодательных собраниях штатов было принято 37 законов, запрещавших преподавание в школах дарвиновской теории эволюции.

Надо сказать, мода на фундаментализм целиком определяется социокультурной динамикой. Она немедленно возрождается, как только возникает усталость от прогресса, опасливое отношение к социальным преобразованиям. Если, скажем, в 20-х годах фундаменталисты перешли на позиции самоизоляции, стали отходить от мирских дел, от участия в делах общенациональной политики, то в 80-х годах начался очередной бум религиозного фундаментализма.

Фундаменталисты вернулись к общенациональной политической жизни потому, что обратили внимание на процессы, которые, как им показалось, подрывают основы веры и нравственности в обществе. Значительными событиями в секуляризации общественной жизни в США стали отмена обязательной молитвы в школах, а также признание решением суда начертания десяти заповедей на стенах классов в государственных школах антиконституционным деянием.

Естественно, фундаменталисты выступили против агрессии государства, которое грозило разрушить религиозную направленность образования. В политическом отношении фундаменталисты солидаризировались с правыми консервативными силами, которые выступили против разрешения абортов, за запрет порнографии и гомосексуализма, наркомании и других проявлений "модернизма" и "декаданса" в американском обществе.

Это свидетельствовало о том, что значительная часть американского народа не принимала стремительных мутаций культурной жизни. Далеко не все американцы приветствовали, например, победоносное шествие сексуальной революции. Более того, в американском обществе, как и в целом на Западе, сложилась неоконсервативная идеология, которая выступила против прогрессистских иллюзий и упадка нравов.

172

По мнению некоторых американских социологов, новые христианские правые - одно из важных движений нашего века. Они считают, что фундаментализм может означать революцию порядка и достичь такого же размаха, какой был связан в свое время с Лютером. Новая волна консерватизма способна вызвать наступление другой эры, хотя может знаменовать лишь отход от либеральной традиции последнего полувека. Демографическая революция стала существенным фактором, который оказывает влияние на процесс возрождения консерватизма. Люди солидного возраста, а их число увеличивается, придерживаются ортодоксальных религиозных и политических взглядов.

Совершенно очевидно, что современный фундаментализм отличается от "ветхого фундаментализма" времен "обезьяньего процесса". Он несет в себе комплекс традиционных ценностных ориентации, представленных в серьезном идеологическом обрамлении. Само собой понятно, что основой данной культурной установки служат теологические предпосылки. Один из идеологов движения американец Д. Феллуэл пишет: "Фундаменталист верит, что Библия была в прямом смысле слова вдохновлена Святым Духом, и поэтому она непогрешима. Фундаменталисты верят в божественность Иисуса Христа. Они с готовностью признают его девственное порождение, безгрешную жизнь, смерть во искупление. Фундаменталист верит в евангелизм и в ученичество через посредство местной церкви как должное осуществление великой миссии нашего Господа".

Современные фундаменталисты отказываются от того, чтобы приспосабливать Евангелие к философской и культурной конъюнктуре, и предлагают вернуться к основам христианской веры. Теологи называют шесть "фундаментальных истин", которые фундаменталисты считают непреложными: 1) непогрешимость Писания, 2) непорочное зачатие Христа, 3) искупление Христом грехов всех людей, 4) воскресение Христа во плоти, 5) подлинность библейских чудес, 6) премиллениаризм.

Обратимся к последней "фундаментальной истине" - премиллениаризму. Он противостоит постмиллениаризму, о котором толкуют теологи модернистской ориентации. В частности, теологи спорят о том, когда наступит тысячелетнее царство - после второго пришествия Христа или до него? Модернисты, уповая на современный прогресс, считают, что пришествие Христа во плоти явится завершением длительной человеческой

173

истории. Воля Бога, как они полагают, вовсе не противоречит становлению современной цивилизации. Премиллениаризм исходит из прямо противоположных установок.

174



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved