9.4. ПСИХОЛОГИЯ В ПОЛИТИКЕ

Прикладные исследования и практическая психологическая работа в сфере политики имеют большой опыт в мировой психологии. В 30-х годах XX века были опубликованы первые работы по этой теме, а в последние десятилетия политическая психология как специальная область психологической науки рассматривалась такими учеными, как М. Херман, И. Джанис, В. Стоун, П. Шаффнер (см: Гозман, 1999; Андреева, 1998, с.343). На сегодняшний день существуют уже сотни публикаций, выходит международный журнал "Политическая психология", активно работает ассоциация политической психологии (Гозман, 1999,

136

с. 135). Однако в нашей стране это относительно новая сфера деятельности профессионального психолога. Из отечественных ученых ею занимаются Е.Б. Шестопал (1990); А.И. Юрьев (1992); A.M. Зимичев (1993); Г.Г. Дилигенский (1996); Л.Я. Гозман(1999).

Политическая психология изучает психологические условия эффективности политической деятельности. Политика - это деятельность органов государственной власти, государственного управления, социальных классов и группировок, партий и отдельных политических деятелей, в которой отражаются их интересы и цели. Очевидно, что политические процессы обусловлены не только объективными социально-экономическими факторами общества, но и эмоциями, стереотипами и иллюзиями, индивидуальными особенностями политиков, их межличностными отношениями. Психологические факторы играют огромную роль в принятии политических решений. Поэтому в политической психологии изучаются психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического лидера; проблемы политической социализации личности и др.

В то же время профессиональные психологи редко и весьма ограниченно привлекаются для. подготовки политических решений, и, по мнению Л.Я. Гозмана, почти нигде не занимают ответственных постов в структурах власти. Представление об активном участии психологов в политических структурах Запада, распространенное в нашем профессиональном сообществе, весьма далеко от реальности (Гозман, 1999, с. 136). Кроме того, как считает Л.Я. Гозман, работа психолога в политике не может быть массовой, поскольку только политики высокого ранга могут позволить себе роскошь иметь "собственных" психологов. Для этого политик должен обладать достаточными финансовыми возможностями и властью. Кроме того, он должен понимать важность психологии для своей деятельности. Однако для профессионального политика практическая психология - чувства и реакции людей, их взгляды и настроения - основное дело. Поэтому он часто

137

считает себя достаточно компетентным в этой области и не испытывает необходимости в услугах психолога.

Практическая работа профессионального психолога может заключаться в консультировании и психологической поддержке политического деятеля. Л.Я. Гозман выделяет несколько возможных направлений такой работы.

1. Участие в разработке и принятии решений.

Задача психолога, участвующего в выработке и принятии решений, заключается в корректировке их с точки зрения психологической грамотности. Планируемые решения должны учитывать психологический фактор наряду с экономическим, и не должны провоцировать нереалистические ожидания, деструктивные действия или депрессивные реакции людей. Необходимое условие успеха такой работы - компетентность психолога в рассматриваемых вопросах, будь то экономика или социальные проблемы. Для более надежного анализа ситуации целесообразно создание экспертной группы, состоящей из психологов, психотерапевтов, социологов. Эта же группа способна предлагать нестандартные пути решения кризисных ситуаций, прогнозировать возникновение конфликтов. Участие в такой работе на постоянной основе принципиально важно. Опыт показывает, что временное привлечение к экспертизе серьезных специалистов, не владеющих, однако, ситуацией во всех деталях, себя не оправдывает.

2. Анализ динамики общественного мнения и поиск путей воздействия на установки и настроения граждан.

Участие в этой работе требует тесного взаимодействия с социологами. Следует иметь в виду, что политики обычно и сами чувствуют (или думают, что чувствуют) настроения людей, поэтому их запрос к профессионалам часто касается не того, каково общественное мнение сегодня, а того, что можно ожидать завтра. Понимание психологических механизмов, определяющих мнения и настроения людей, помогает профессиональному психологу сделать такой прогноз. Активно действующие политики заинтересованы не только в прогнозе, но и в воздействии на общественное мнение. Это важно, когда власти приняли или готовятся принять непопулярное решение, или когда общественное раздражение достигло таких пределов, что

138

может вылиться в беспорядки. Психологи должны определить подлинные причины недовольства, выяснить, какие аргументы будут наиболее эффективны, когда и в какой форме их следует использовать.

3. Оптимизация образа власти или политической структуры.

Положительный образ лидера, проводимой им политики и людей, его окружающих, - необходимое условие успеха политики. Как отмечает Л.Я. Гозман, роль специалистов по рекламе в организации предвыборных кампаний на Западе не столь велика, как у нас принято считать. Политики предпочитают доверять здравому смыслу. Люди, называющие себя "специалистами по имиджу", а среди них есть и профессиональные психологи, не отличаются в этом смысле от всех остальных. Правда, доказательств эффективности или неэффективности их работы до сих пор не существует. Роль психологов заключается не в том, чтобы "сделать" из данного политика человека, который понравится избирателям. Они должны давать политику обратную связь относительно динамики его образа, а также образа его окружения, приписываемых ему положительных или отрицательных черт. Каждое выступление политика может стать предметом профессионального анализа, который покажет, где он упустил возможность пойти навстречу людям, успокоить их или что-то объяснить, когда был излишне формален или высокомерен, а когда проявил действительное понимание аудитории. В профессиональной компетенции психолога находится и стратегия формирования образа: какую следует давать информацию о семье и детстве, как добиться того, чтобы граждане воспринимали лидера не только профессиональным, но и честным, не только решительным, но и осторожным.

4. Создание психологических портретов оппонентов и политических партнеров.

Эта работа необходима при подготовке к контакту с малознакомым партнером: союзником или противником. В более широком смысле - это психологическое обеспечение различного рода переговоров. Это может быть очень серьезное исследование, с привлечением самого разнообразного

139

материала, а может быть краткий очерк. Цель создаваемого психологом портрета - помочь лидеру подготовиться к встрече, представить себе, каких реакций следует ожидать, какие приемы могут быть эффективными в общении с данным человеком (Гозман, 1999, с. 141 -149)

Эффективность использования психологии в политике никто пока не измерял, да и неизвестно, возможно ли это в принципе. Поэтому для того, чтобы не вызывать разочарования в своей работе, психологу важно не претендовать на чудотворство, не считать, что он как психолог обладает сокровенным знанием, которому все остальные должны неукоснительно следовать. Это необходимо в любой области практической психологии, а в политической психологии - в особенности.

140



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved