Промышленное производство традиционно выступает одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования, а проблема формирования производственных коллективов - наиболее типична. Общие темы в рамках таких исследований: психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков (Андреева, 1998, с.336-338).
Вместе с психологами в решение этих проблем могут быть включены специалисты по экономике и социологии,
134
с которыми психологу важно уметь, успешно взаимодействовать.
При изучении психологического климата предприятия или фирмы психолог выявляет тип отношений руководителя и подчиненных, восприятие руководителя подчиненными и наоборот. Выясняется также сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, совместимость участников совместного труда, типы конфликтов, удовлетворенность трудом.
Поскольку исследование психологического климата предприятия включает в себя большой комплекс социально-психологических проблем, в каждой конкретной ситуации социальный психолог должен подходить творчески к подбору необходимых для этого методов и методик.
Возможны три разные позиции социального психолога в процессе социально-психологического исследования на предприятии.
Позиция прикладного психолога, выполняющего заказ, но не включенного в структуру промышленного предприятия. Это дает ему некоторую независимость и позволяет решить однократно поставленные задачи. Но при этом теряется возможность достаточно глубокого знания проблем коллектива и постоянного участия в их решении. Он выступает как человек со стороны со всеми преимуществами и недостатками такого положения.
Позиция практического психолога, работающего совместно с другими специалистами в психологической службе предприятия. В такой службе может быть несколько психологов. В этом случае социальный психолог специализируется на решении социально-психологических проблем коллектива, оставив решение других производственных проблем специалистам по психологии труда.
Позиция практического психолога, работающего на предприятии в единственном числе. В таком случае оставаться узким специалистом в социальной психологии вряд ли удастся. Социальному психологу необходимы знания в других областях психологии и участие в решении всего комплекса психологических проблем предприятия. В то же время следует иметь в виду, что социально-психологические проблемы - наиболее типичные, и потребность в них
135
у предприятий возникает часто. В свете того, что малых предприятий и фирм в современных условиях стало гораздо больше, именно такая позиция психолога наиболее типична.
В связи с экономическими трудностями многих предприятий в нашей стране в 1990-х годах количество социально-психологических исследований уменьшилось, многие психологические службы крупных предприятий были сокращены или закрыты. В настоящее время заказы на исследования такого рода могут возникать на предприятиях различного типа, в том числе в небольших фирмах, на фирмах государственных, акционерных или частных. Однако следует иметь в виду, что многие руководители не осознают необходимости социально-психологических знаний для успешной организации предприятия. В то же время нередко существуют и неоправданно оптимистические и высокие ожидания в этом отношении. На психологию надеются, как на волшебницу, которая поможет решить все проблемы ("Вы же - психолог!") и даст конкретные советы в любой ситуации. Разрушение этих иллюзий может грозить разочарованием в психологах. Поэтому социальные психологи должны быть достаточно гибки, чтобы, сохраняя научно-психологическую добросовестность, поддерживать и развивать спрос на социально-психологические знания, помогать людям осознать реальную ценность психологии.
136