Основная цель деятельности психологической службы образования в нашей стране - обеспечение психического и личностного развития учащихся (Дубровина, 1991, с. 102).
121
Деятельность психологической службы образования должна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.
Какие задачи может решать практический психолог, работая в школе? Таких задач много. Очередность их решения зависит от конкретной ситуации в каждой школе, уровня профессиональной подготовки психолога. Психолог должен:
- 1) выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу адаптации их к школе;
- 2) разрабатывать и осуществлять совместно с учителями и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, увлечений, жизненных планов, - а также задач развития на каждом возрастном этапе;
- 3) держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;
- 4) осуществлять диагностическую и коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;
- 5) диагностировать интеллектуальные, эмоциональные, волевые и личностные особенности учащихся, создающие трудности в процессе обучения и воспитания, помогать в их коррекции;
- 6) способствовать созданию благоприятного психологического климата, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми;
- 7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, по вопросам развития их внимания, памяти, мышления, характера, способностей;
- 8) проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- 9) активно участвовать в профориентационной работе (Рабочая книга школьного психолога, 1991, с. 18; Кала, Раудик, 1986, с. 12).
122
Специфика задач и форм работы школьного психолога зависят от типа образовательного учреждения и актуальных проблем, стоящих в данный момент перед учреждением.
Рассмотрим основные виды деятельности практического психолога образования.
Психологическое просвещение. В обществе существует дефицит психологических знаний, часто отсутствует психологическая культура. Воспитатели, учителя нередко располагают довольно однообразными сведениями о психологических особенностях своих подопечных. То же самое можно сказать и о многих родителях. В педагогических коллективах и в семьях нередко возникают конфликты, причина которых - в неумении и нежелании прислушаться друг к другу, понять, уступить, посочувствовать. Поэтому практическому психологу очень важно приобщать к психологическим знаниям, повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми, а также самих детей.
Формы психологического просвещения могут быть разными: лекции, беседы, семинары, подбор литературы. Формой психологического просвещения учащихся могут быть уроки психологии.
Психологическая профилактика. Профилактика - это совокупность предупредительных мероприятий. Психологическая профилактика - это работа психолога, направленная на предупреждение возникновения каких-либо трудностей, проблем в жизни детей, учителей, родителей, школьного коллектива в целом. Для этого психолог:
123
- 1) разрабатывает развивающие программы и проводит развивающие занятия с детьми;
- 2) выявляет психологические особенности ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллектуальном и личностном развитии;
- 3) следит за соблюдением в детском саду, школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей;
- 4) предупреждает возможные осложнения в психическом развитии детей, связанные с их переходом на следующую возрастную ступень;
- 5) заботится о создании благоприятного психологического климата в детском образовательном учреждении.
Важная форма психопрофилактической работы - психолого-педагогический консилиум. Задача психолога в консилиуме - помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития, личностных качеств и поведения школьника, помочь избежать субъективизма в оценке отдельных учащихся. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения.
Психологическая консультация. Психологический смысл консультации заключается в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Консультации школьным психологом проводятся для воспитателей, учителей, учащихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: трудности в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, проблемы формирования детского коллектива, возможности расширения собственных профессиональных умений, выявление и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, профориентационная работа со школьниками.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность,
124
лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; отношение ребенка к взрослым в семье, к сестрам и братьям; выбор профессии.
К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения (цит. по: Практическая психология образования, 1997, с.75-76).
Психологическая диагностика. Психологическая диагностика - это изучение особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам, это выявление психолргических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей. Задача психодиагностики - выявить и дать информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям. Средствами психологической диагностики могут быть наблюдение, беседа, психологическое тестирование. Частой ошибкой недостаточно квалифицированных психологов является чрезмерное увлечение психологическими тестами и пренебрежение другими методами психодиагностики.
Психологическая коррекция и развитие ребенка. Это работа по устранению отклонений в психическом развитии учащегося, развитию его способностей и личности. Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и выполняется педагогами и родителями с помощью школьного психолога.
В конкретной ситуации учебного заведения один вид работы может стать главным в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог.
Психологи, работающие при управлениях образования, в основном выполняют следующие виды деятельности:
125
- - организуют циклы лекций для учителей и родителей с целью повышения их психологической культуры;
- - проводят консультации для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказывают информационную помощь;
- - помогают в подготовке и проведении психолого-педагогических консилиумов в отдельных школах;
- - организуют постоянно действующие семинары для учителей района по детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений;
- - создают психологический "актив" из числа учителей школ района;
- - участвуют в определении уровня готовности детей к обучению в школе при наборах в первые классы;
- - осуществляют углубленную работу в каком-либо классе для того, чтобы помочь классному руководителю в выявлении конкретных причин неуспеваемости и недисциплинированности.
Работа районного психологического центра оказывается полезной формой психологической службы, особенно в условиях, когда обеспечить психологами все школы трудно.
126