Школьные психологические службы существуют сейчас во многих странах мира, однако они различаются по численности.
В настоящее время соотношение количества психологов к количеству детей варьирует в значительной степени в разных европейских странах. Это, очевидно, влияет на спектр и качество психологических услуг, которые педагогические психологи могут предложить. Для того чтобы дети, нуждающиеся в психологическом совете и поддержке, могли получить их немедленно, необходимо в значительной степени увеличить количество педагогических психологов. Без этого они будут продолжать работать в условиях крайнего напряжения и с ограниченным эффектом.
Школьная психологическая служба имеет в разных странах различную форму. Часто встречается такой вариант. Школьный психолог - учитель, получивший специальную подготовку, - обслуживает одну или несколько школ. Его основная обязанность - консультация школьного персонала по вопросам обучения и воспитания учащихся. Он работает один или вместе с ассистентом, в задачи которого входит тестирование учащихся и поддержание контактов с различными службами, которые связаны с детьми или их родителями (Кала, Раудик, 1986, с. 13).
В некоторых странах (например, в Швеции) психологи работают в "команде" из трех человек. Они приезжают в школу и решают проблемы, поставленные учителями и учащимися. Для этого проводятся различные измерения, опросы, беседы, консультации (там же).
Психологическая служба может существовать также в виде консультационного центра. В США психолог, как правило, не числится в составе школы. Он обслуживает целую группу или сеть школ. Его внимание направлено на оказание помощи учащимся, особенно "проблемным" детям (там же). Существуют еще медицинские, психиатрические, медико-психолого-педагогические центры, обслуживающие школьников. Школьная психология в США традиционно закреплена законом, предписывающим иметь
111
психологическую службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует выдачу свидетельств школьным психологам.
В некоторых странах (Бельгия, Голландия, Франция, Югославия) психологическая служба школы в первую очередь выполняет профориентационные задачи (Кала, Раудик, 1986, с.14).
Психологическая служба школы в большинстве стран Центральной и Восточной Европы функционирует в форме районных и областных психолого-педагогических центров и консультаций. Эта служба - важная составная часть системы образования. В Чехословакии в 1980 году было разработано положение о консультациях по вопросам воспитания, которое вошло в Закон о школе. В Венгрии издана инструкция для консультаций по вопросам воспитания, утвержденная руководящими органами образования.
В огромном большинстве европейских стран педагогические психологи принимаются на работу местными, муниципальными или провинциальными властями в лице отделов образования. В Испании педагогические психологи могут приниматься на работу местными властями или центральным правительством. В небольших странах, например, на Мальте и в Исландии, правительственный департамент образования является основным работодателем.
Интересно посмотреть и на перспективы занятости педагогических психологов. Насколько будет востребована профессия психолога в образовании? Такие страны как Израиль, Великобритания и Исландия сообщают о том, что у них нет проблем с трудоустройством педагогических психологов, а во Франции ситуация улучшается. С другой стороны, в Бельгии, Финляндии, Германии, Нидерландах, на Мальте, в Испании и Швейцарии ситуация с трудоустройством плохая или очень неопределенная. Испания, Швейцария и Финляндия констатируют, что у них много безработных педагогических психологов.
В некоторых странах Европы в ближайшие годы возможны изменения механизма трудоустройства школьных психологов. Педагогические психологи Швеции, Дании, Нидерландов и Исландии выражают озабоченность изменениями в школьной системе и децентрализацией власти, и тем влиянием, которое это может иметь на их работу.
112
В Великобритании педагогических психологов беспокоят проблемы, вызываемые ограниченными ресурсами местных властей, что в свою очередь может ограничить сферу выполняемых психологами функций.
В нашей стране психологическая служба в народном образовании представляет собой единую систему, состоящую из трех основных звеньев:
- 1) детский практический психолог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении (детском саду, школе, детском доме, школе-интернате, професионально-техническом училище, техникуме);
- 2) психологический кабинет районного управления народного образования (или городское или областное управление народного образования);
- 3) центр психологической службы народного образования.
Положение о психологической службе образования следующим образом определяет статус практического психолога.
ДОКУМЕНТ
"Практический психолог образования является специалистом с высшим образованием, уравненным в отношении оплаты, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений, вне зависимости от конкретного места его работы: образовательные учреждения (детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др.), районные, городские, областные, региональные психологические центры образования.
На должности практического психолога образовательных учреждений разного профиля, районных, городских, региональных центров психологической службы образования могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1 200 часов на факультетах и курсах переподготовки. Программы обучения, переподготовки
113
и повышения квалификации практических психологов образования проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Минобразования России и утверждаются управлением высших учебных заведений Минобразования России.
Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (от 9 до 16 разрядов) в каждом образовательном учреждении - не менее одного психолога на учреждение, - а также в районных, городских, областных, региональных центрах психологической службы образования, являющихся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок психологов увеличивается.
Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть психологических центров разного уровня.
Практический психолог образования имеет 24-часовую рабочую неделю.
Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которым оно располагает.
Для работы психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы. Районные, областные, городские, региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями.
Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Практические психологи, работающие в образовательном учреждении, центры психологической службы образования
114
ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по административной и профессиональной линиям в соответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности. Отчет психологической службы образовательного учреждения включается в отчетную документацию учреждения, центров психологической службы - в отчеты органов управления образованием соответствующего уровня" (Положение.., с. 182-185).
Таким образом, как показывает опыт зарубежной и отечественной психологии, психологическая служба образования может быть организована по-разному в зависимости от потребностей общества, от задач, которые приходится решать школьным психологам.
В зависимости от административной подчиненности и организационной структуры это может быть:
- 1) психолог или группа психологов, работающих в детском саду, детском доме, интернате, школе, лицее, гимназии, профессионально-техническом училище, техникуме, колледже под административным руководством этого учебного заведения;
- 2) психолог или группа психологов, работающих под административным руководством городского или районного департамента (или управления) образования и обслуживающая несколько учебных заведений;
- 3) консультационный психологический центр, работающий под административным руководством городского, районного или областного департамента (управления) образования как самостоятельное подразделение (например, психолого-педагогическая консультация) или в составе внешкольного учреждения (например, медико-психолого-педагогическая комиссия, центр социальной, педагогической, медицинской и психологической помощи семье и детям);
- 4) психолог или группа психологов, работающих как научно-методический центр или кабинет в составе управления городского, районного, областного или государственного департамента (или управления) образования и под его административным руководством.
115
В зависимости от источников финансирования это может быть городская, районная, областная государственная или частная психологическая служба.
116