6.2. ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Заказчиками в деятельности практических психологов выступают руководитель организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологического характера.

Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций психолога-практика: эксперта, учителя или консультанта (Жуков, 1999, с.28-34).

Психолог как эксперт - носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологическую экспертизу, то есть оценку с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны после завершения клиентом некоторой работы.

Психолог как учитель занят передачей специальных знаний, которые необходимы людям для эффективной организации их деятельности. Практический психолог в позиции учителя - не преподаватель, который в систематизированном виде излагает теории и факты. Он проводит психологические тренинги, деловые игры и другие активные методы обучения. Учитель выполняет свою миссию до того, как работа началась.

Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент.

67

Его задача - оказать психологическую помощь клиенту в выполнении работы.

К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:

  •  1) выявление психологических характеристик конкретного человека, группы;
  •  2) выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;
  •  3) оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем;
  •  4) содействие государственным, общественным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;
  •  5) социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;
  •  6) пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;
  •  7) оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.

Рассмотрим основные этапы работы психолога.

  1. Психолог получает заказ от заказчика (или клиента), на основании которого составляет программу работы, договаривается о распределении прав между психологом, заказчиком и клиентом, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.
  2. Психолог выбирает адекватные задачам психологической деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследования и формы работы с клиентом, способы регистрации и обработки первичных данных.
  3. Психолог осуществляет работу с клиентом в форме беседы, анкетирования, интервью, наблюдения, тестирования, психофизиологического исследования.
  4. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика проблемам.

    68

  5. Психолог передает заказчику свои заключения и рекомендации в форме письменного документа или устного сообщения. В них содержатся ответы на вопросы, поставленные заказчиком.
  6. Заказчик использует рекомендации психолога. Использование рекомендаций может заключаться в изменении условий трудовой деятельности, саморазвитии личности, в организации психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, административного воздействия. Во многих случаях психолог по поручению заказчика сам применяет рекомендации, например, проводя психотерапию, консультирование, тренинг. Или сам клиент применяет к себе рекомендации психолога (Крылов, Юрьев, 1990, с.267).

69



Купить BlueTooth гарнитуру

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved