5.6. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ психологов

Еще одной сферой профессиональной деятельности психолога является преподавание психологии. С начала XX века научная и педагогическая деятельность в области психологии были неразрывно связаны. Профессия ученого и преподавателя в психологии стали неотделимы друг от друга. Большинство известных российских психологов работало в качестве преподавателей в университетах. Профессора и другие преподаватели проводили исследования, писали научные труды и передавали полученные знания, идеи, теории студентам. Университетские и институтские кафедры были центрами и психологической мысли, центрами научной психологии. Профессора были лидерами научно-психологических исследований. Их преподавательская деятельность была направлена на изложение своих концепций и психологических взглядов. Цель преподавания заключалась прежде всего в распространении психологических идей, в подготовке будущих ученых. Профессия преподавателя как отдельная не выделялась. Такая взаимосвязь научной и педагогической деятельности сохраняется как в российских, так и в зарубежных университетах в течение всего XX века. Педагогические способности профессора всегда высоко ценились, но главной для него была научная" квалификация.

В то же время профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого, и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам. В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям. Он должен .

62

  •  1) иметь широкую образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, а также быть эрудированным в других науках;
  •  2) фундаментально знать преподаваемый предмет;
  •  3) уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
  •  4) владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
  •  5) уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;
  •  6) обладать наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
  •  7) уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала;
  •  8) обладать коммуникативными и организаторскими способностями;
  •  9) владеть педагогическим тактом.

Безусловно, как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельности психологу важно учитывать индивидуальные особенности своей личности.

Преподавание психологии как профессиональная деятельность осуществляется в России в трех типах учебных заведений.

  1. На психологических факультетах университетов и в других высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку профессиональных психологов. Главная задача преподавания в данном случае заключается в передаче психологических знаний, умений, в формировании навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности студентов-психологов.
  2. В педагогических, медицинских, юридических, технических и других вузах, осуществляющих подготовку специалистов, профессионально работающих с людьми. Главная задача преподавания в данном случае заключается в формировании психологической компетентности, необходимой для успешного выполнения ими своей профессиональной деятельности.
  3. В общеобразовательных учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях), дающих общее среднее образование. Главная задача преподавания в данном случае заключается в формировании на основе психологических знаний общей психологической культуры учащихся.

63

Объем учебного времени, отводимого на изучение психологии, и методы преподавания в разных типах учебных заведений различаются в зависимости от решаемых преподавателем задач.

Таким образом, в настоящее время в России существуют широкие возможности профессиональной психологической работы в сфере преподавательской деятельности.

64



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved