Научная психология - одна из важнейших сфер деятельности профессиональных психологов.
Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Особенностью научных исследований психики является объективность и большая достоверность психологических знаний. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов - систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования - психологи получают объективные знания о психическом мире. Для изучения и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, общение, способности, сенсорика и перцепция, уровень притязаний, аффект, фрустрация и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов
59
психической деятельности они разрабатывают научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления. Научно-психологические исследования характеризуются их обобщенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты и понятия. Научно-психологические знания и результаты исследований обычно излагаются на языке научной психологии, понятном для профессиональных психологов, и не всегда доступны для понимания неподготовленного читателя.
Научную психологию еще нередко называют академической. В то же время существует и особое направление научной психологии - прикладная психология, которая занимается изучением путей практического применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.
Психологи, работающие в сфере научной психологии, проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности:
- - объяснение психологических феноменов,
- - доказательство тех или иных теоретических положений (гипотез),
- - прогнозирование определенных психологических
фактов.
Они должны уметь работать с научной литературой, выявлять на этой основе существующие подходы к изучению тех или иных психологических проблем, систематизировать научные факты, полученные другими учеными и описанные в книгах и статьях. Для ученого, работающего в сфере науки, важно владеть языком и стилем письменной и устной научной речи. Результаты исследований он должен излагать в публикациях и выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Психологи-ученые должны уметь разработать, организовать и провести психологическое исследование, направленное на сбор эмпирических данных. Термин "эмпирия" (эмпирика) происходит от греческого слова "empeiria" (опыт). В настоящее время во многих науках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую совокупность научных фактов, данных. Эмпирическим называют такое исследование, цель которого - получение
60
данных различными способами: методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, моделирования (Куликов, 1994, с.5).
Порой психологи путают такие понятия как эмпирический и экспериментальный. Термин "эксперимент" происходит от латинского слова "experimentum" (проба, опыт) и означает научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий (там же). Экспериментальные данные, получаемые психологами в исследованиях, являются в то же самое время и эмпирическими. Однако помимо экспериментальных к эмпирическим относятся также данные, полученные с помощью других методов психологического исследования (в результате наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования).
Необходимым профессиональным умением психологов-ученых можно считать владение методами математической статистики, которые необходимы для квалифицированной обработки эмпирических данных, полученных в исследовании, для надежного доказательства научных гипотез. Кроме того, важно научиться правильному анализу, систематизации и интерпретации (объяснению) полученных и обработанных данных.
Таким образом, психологи, работающие в науке, выявляют научные факты, углубляющие наши знания о психическом мире людей (или животных), изучают закономерности психической жизни, разрабатывают теории, позволяющие объяснить психологические факты и закономерности, создают методы психологического исследования. Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и учебных институтов.
61