Представители любых профессий имеют тенденцию к объединению в профессиональные организации. Это объединение происходит на основе целей, задач деятельности и интересов профессионалов.
Психологическое сообщество - это система коммуникации и взаимодействия психологов, необходимая" для успешного выполнения ими своей профессиональной деятельности.
Наиболее важными аспектами жизни психологического сообщества являются:
- 1) состав психологического сообщества;
- 2) система подготовки профессиональных психологов;
- 3) обмен информацией и опытом деятельности;
- 4) профессиональные встречи психологов;
- 5) профессиональные общественные организации.
Психологическое сообщество составляют психологи, выполняющие профессиональную психологическую работу. В последние годы в России во много раз увеличилось число специалистов в области психологии. Если к началу 1980-х годов их было 6-7 тысяч, то ныне - 25-30 тысяч Петровский, Ярошевский, 1998, с.205).
Основные места работы профессиональных психологов - научные учреждения, учебные заведения, организации и фирмы, которые нуждаются в психологических услугах. Некоторые психологи работают частным образом.
Наиболее известными научно-исследовательскими центрами в России считаются Психологический институт Российской Академии образования - ПИ РАО (Москва), Институт психологии Российской Академии наук - ИП РАН (Москва), факультет психологии Московского университета, факультет психологии Санкт-Петербургского университета, Психоневрологический институт
221
им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), факультет психологии Ярославского университета, Институт развития личности (Москва). В последние годы значительно активизировалась исследовательская работа и во многих других российских университетах. Психологические лаборатории действуют также в составе некоторых других научных институтов. В 1990-х годах появилось также несколько институтов практической психологии. Работа психологов стала обычным явлением в учреждениях образования и в медицинских учреждениях. Ставки психологов стали вводиться в штатный состав и многих других организаций. В стране сейчас много заметных очагов профессиональной психологической культуры.
Анкетирование, проведенное журналом "Вопросы психологии" в 1993 году, дает представление о местах работы и сферах деятельности психологов СНГ. На вопросы анкеты ответили 120 человек. Наиболее распространенные специализации: возрастная и педагогическая психология (51%) и социальная психология (20%). Период экономической нестабильности и относительного роста безработицы, который наблюдается в настоящее время в России, почти не сказался на психологах: 90% ответивших на вопросы анкеты работают на полную ставку, из них 55% заняты на одной работе, 30% - на двух и 12,5% - на трех работах. Конкретные места работы участников опроса отличаются большим разнообразием: это и кафедры, и лаборатории, и дома ребенка, и общеобразовательные, и специальные школы. Приблизительно 35% участников опроса работают в общеобразовательных школах, 15% - в пединститутах, 9% - в университетах, 7% - в различных структурах Министерства образования. В качестве основной работы исследовательскую назвали лишь 10% участников опроса, лекционную и преподавательскую - 22,5%, работу в области народного образования - 56%. Хотя российское общество постепенно продвигается по пути развития рыночной экономики, число психологов, чья работа связана со сферой производства и управления, явно отстает от требований дня. Менее 2% опрошенных поставили данную сферу деятельности на первое место. Лишь несколько человек указали, что занимаются медико-психологическим
222
обслуживанием (включая психотерапию). В то же время в другом месте анкеты 86% опрошенных написали, что давали консультации по проблемам психического здоровья и оказывали другие медико-психологические услуги.
Таким образом, оказывается, что большинство психологов заняты в системе образования и воспитания. Лишь немногие психологи работают в области психологии труда. Мужчины больше заняты в "научных" областях, женщины - в "практических" (Ниссим-Сабат, Щедрина, 1995).
Для оценки уровня профессиональной квалификации специалистов-психологов в соответствующих ведомствах создаются экспертные комиссии.
223