11.3. ПСИХОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНИИ

Важнейшая функция экономической психологии - психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера, которое направлено на повышение эффективности управления организацией, индивидуальной и групповой деятельностью сотрудников, изучение психологических проблем, стоящих перед организацией. Во многих японских и западных фирмах существуют штатные психологи, функции которых сводятся к изучению психологического климата в коллективе и подбору команды.

Проблемы психологии управления для своего решения требуют знаний как в области экономики, так и в области социальной психологии. Они касаются систем управления на отдельном предприятии, фирме и в системе государственного управления. Многочисленные прикладные исследования ориентированы на изучение вопроса о психологических качествах, необходимых руководителю, делаются попытки дать характеристику идеального руководителя, анализируется совместимость руководителя и коллектива, выявляется роль обратной связи (знание руководителем того, как он воспринимается подчиненными) в эффективности управления (Андреева, 1998, с.339-341).

Психология может быть включена в решение проблемы стиля руководства, разрешение конфликтов, оптимизацию принятия группового решения. Популярным в последние годы стало участие психологов в оптимизации делового общения руководителей разного ранга. Разрабатываются практические занятия для руководителей, в которых отрабатываются стратегия и техника делового общения. Психолог-практик в данном случае выступает не просто экспертом или консультантом, но становится руководителем

162

деловых игр. Важная задача психолога, работающего в сфере управления - пропаганда психологических знаний, формирование у руководителей психологической культуры.

Решая задачу повышения квалификации управленческого персонала, психологи часто приходят к выводу о необходимости комплексного подхода к изучению проблемы эффективности деятельности. Так родилось новое направление в прикладной социальной психологии управления - "организационное развитие" (или "развитие организации"). Организационное развитие предполагает обеспечение таких условий, при которых организация может самостоятельно изменяться при изменении целей и условий ее деятельности. В программу организационного развития входит:

  •  1) работа по изменению личностных качеств, ценностных ориентации и стиля поведения персонала;
  •  2) работа по совершенствованию управленческих технологий, которая включает в себя совершенствование методов принятия решения, обеспечение большей степени доверия и информированности сотрудников о деятельности организации, повышение возможностей участия каждого из них в принятии решений;
  •  3) работа по изменению целей и структуры организации, совершенствование системы коммуникации, формирование эффективной команды.

При этом психолог должен придерживаться следующей стратегии: он не предлагает руководству организации конкретных решений (это было бы невозможно, так как он не компетентен в содержании деятельности организации), он лишь создает условия для руководства и персонала, при которых они самостоятельно могут принять оптимальное решение. Именно в этом роль психолога и как консультанта организации по ее развитию, и как прямого участника процесса обучения персонала (Андреева, 1998, с.343). Группами, в которых проводится такое обучение, могут быть подразделение организации (сектор, команда), специально составленная группа (из сотрудников разных подразделений), группа руководителей разного уровня.

163

Развитие организации как направление практической работы психолога в нашей стране может быть достаточно перспективным в связи с радикальными преобразованиями в экономике.

164



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved