11.2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГА В СФЕРЕ
ЭКОНОМИКЕ

В качестве основных направлений профессиональной психологической работы в сфере экономики выделяются:

  •  1) изучение условий и факторов положительной мотивации к труду и к профессии, оптимизация трудовых отношений в рабочих группах, командах, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, формирование рабочих команд;
  •  2) изучение восприятия человеком стимулов и условий труда, проблема справедливости вознаграждения;
  •  3) психологическая консультация и профессиональная ориентация;
  •  4) исследование процессов творчества в экономической сфере, выявление факторов инновационного поведения, создание условий для его проявления;
  •  5) изучение половых и возрастных особенностей поведения человека в производственной среде и сфере потребления;
  •  6) психология предпринимательства, лидерства, руководства, менеджмента;
  •  7) психология конкурентоспособности на рынке труда, психология различных форм занятости;
  •  8) психологические аспекты конфликтов в экономической среде и меры по их профилактике и урегулированию;
  •  9) психология поведения личности и группы в экономических ситуациях;
  •  10) психология поведения клиента, акционера, сотрудника организации;
  •  11) психология мошенничества и других форм деструктивного поведения в организации;
  •  12) психология экономического выбора и предпочтений;
  •  13) исследование психологических особенностей, проявляющихся в условиях экономических отраслей (промышленность, транспорт, сельское хозяйство) и функциональных экономических институтов (финансы, кредит, экономика природопользования);
  •  14) изучение национальных психологических особенностей России и их влияния на поведение в экономической среде (Муравьев, Локшина и др., 1998, с.14-15).

158

Особый интерес для психологии в условиях экономики переходного периода представляют:

  •  - особенности мотивации профессиональной деятельности в зависимости от форм собственности,
  •  - влияние разных форм материальной ответственности на взаимоотношения в трудовом коллективе,
  •  - роль фактора занятости в поведении личности и группы,
  •  - личность предпринимателя,
  •  - стратегии поведения личности и группы перед лицом конкуренции,
  •  - психология экономического риска (Муравьев, Локшина и др., 1998, с.17).

Практическая экономическая психология составляет важнейшую часть работы службы маркетинга. Функция маркетинга - изучение возможностей удовлетворения желаний и нужд потребителей. Психология призвана помочь ответить на основные вопросы, стоящие перед маркетингом: кто покупатель, каковы его желания и потребности, как побудить его купить товар, как воспринимается товар (его название, внешний вид, упаковка), как наиболее эффективно информировать покупателя, какие слова подобрать в рекламе, как будет психологически восприниматься цена?

Ученые Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, занимающиеся проблемами экономической психологии, выделили следующие основные функции экономиста-психолога фирмы:

159

  1. Разработка системы психолого-экономических показателей, которые должны стать ограничениями для управленческих решений на самых различных уровнях.
  2. Обучение персонала деловому общению, формирование у экономистов различных профилей коммуникативных навыков.
  3. Консультирование по проблемам фирмы и персонала: подбор и тренировка команды, подбор и оптимальное использование специалистов (с учетом организационной структуры, распределения функций, прав и обязанностей, а также психологических характеристик людей); вопросы, связанные с созданием имиджа фирмы, ее внутрифирменной этики; вопросы, связанные с созданием имиджа отдельного лица.
  4. Исследование и формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективах, создание продуктивных рабочих команд.
  5. Анализ факторов, определяющих трудовое поведение, причин возникающих противоречий и споров, корректировка поведения, урегулирование конфликтов.
  6. Психологическая защита и безопасность отдельных лиц: подбор средств и методов психологического самосовершенствования в профессии и достижения психологического комфорта, деятельность, направленная на обеспечение социального партнерства и социальной защиты персонала.
  7. Мониторинг системы управления фирмой, оценка и прогнозирование психологических последствий экономических решений руководства. Важные управленческие решения должны быть предварительно оценены экономистом-психологом с точки зрения их психологических последствий: как они будут восприняты, как их привести в действие с наименьшими искажениями. Необходим учет психологического состояния персонала при принятии важных решений.
  8. Исследование культуры организации и психологического состояния персонала, их влияния на экономическую деятельность, анализ психологических факторов, определяющих условия труда и отношение к труду работников, разработка мер по их улучшению.

    160

  9. Помощь руководству при подготовке и внедрении экономических нововведений (например, новой системы оплаты или компенсаций): оценка последствий нововведения, устранение (смягчение) попыток сопротивления нововведениям.
  10. Оценка и развитие экономического потенциала отдельной личности и персонала в целом, мотивация и стимулирование, в особенности творческого отношения к труду.
  11. Участие в системе внутрифирменного аудита путем исследования личностных качеств и обстоятельств жизни работников, которые могут стать предпосылками к совершению действий в ущерб организации.
  12. Изучение экономической культуры социальной среды (этика хозяйственной деятельности, ценности, традиции и т.д.) и ее влияния на экономическую политику фирмы. Это необходимо фирмам, действующим на территории других стран (Муравьев, Локшина и др., 1998, с.43-45).

Как видим, для успешного выполнения этих функций специалисту в области экономической психологии необходим очень солидный объем знаний, умений, навыков, которые могут быть приобретены как в процессе обучения в вузе, так и в последующей трудовой деятельности.

Для успешной практической работы в сфере экономики и бизнеса современный психолог должен быть универсалом, владеть знаниями не только из различных отраслей психологии, но и из многих других наук. Заказчики работ, обращающиеся за консультацией или решением какой-либо экономической проблемы, предпочитают комплексное решение проблем. Руководителю понятно, если специалист говорит с ним на языке прибыли, процентов, себестоимости. Как отмечает Т.А. Солтицкая, консультанту-непсихологу порой легче найти общий язык с компанией. Она считает, что консультирование организаций не есть психологическое консультирование в чистом виде. Необходимыми оказываются также знания в области экономики,

161

социологии, менеджмента. Психологического образования здесь явно недостаточно. Психология, по ее мнению, составляет при этом не более 20 % (Солтицкая, 1998, с.8-9). Как показывает опыт, самые активные и успешные консультанты в бизнесе - это люди с хорошим образованием, постоянно пополняющие его, обучаясь новым технологиям работы.

162



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved