|
|
|
|
|
В качестве основных направлений профессиональной психологической работы в сфере экономики выделяются:
- 1) изучение условий и факторов положительной мотивации к труду и к профессии, оптимизация трудовых отношений в рабочих группах, командах, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, формирование рабочих команд;
- 2) изучение восприятия человеком стимулов и условий труда, проблема справедливости вознаграждения;
- 3) психологическая консультация и профессиональная ориентация;
- 4) исследование процессов творчества в экономической сфере, выявление факторов инновационного поведения, создание условий для его проявления;
- 5) изучение половых и возрастных особенностей поведения человека в производственной среде и сфере потребления;
- 6) психология предпринимательства, лидерства, руководства, менеджмента;
- 7) психология конкурентоспособности на рынке труда, психология различных форм занятости;
- 8) психологические аспекты конфликтов в экономической среде и меры по их профилактике и урегулированию;
- 9) психология поведения личности и группы в экономических ситуациях;
- 10) психология поведения клиента, акционера, сотрудника организации;
- 11) психология мошенничества и других форм деструктивного поведения в организации;
- 12) психология экономического выбора и предпочтений;
- 13) исследование психологических особенностей, проявляющихся в условиях экономических отраслей (промышленность, транспорт, сельское хозяйство) и функциональных экономических институтов (финансы, кредит, экономика природопользования);
- 14) изучение национальных психологических особенностей России и их влияния на поведение в экономической среде (Муравьев, Локшина и др., 1998, с.14-15).
158
Особый интерес для психологии в условиях экономики переходного периода представляют:
- - особенности мотивации профессиональной деятельности в зависимости от форм собственности,
- - влияние разных форм материальной ответственности на взаимоотношения в трудовом коллективе,
- - роль фактора занятости в поведении личности и группы,
- - личность предпринимателя,
- - стратегии поведения личности и группы перед лицом конкуренции,
- - психология экономического риска (Муравьев, Локшина и др., 1998, с.17).
Практическая экономическая психология составляет важнейшую часть работы службы маркетинга. Функция маркетинга - изучение возможностей удовлетворения желаний и нужд потребителей. Психология призвана помочь ответить на основные вопросы, стоящие перед маркетингом: кто покупатель, каковы его желания и потребности, как побудить его купить товар, как воспринимается товар (его название, внешний вид, упаковка), как наиболее эффективно информировать покупателя, какие слова подобрать в рекламе, как будет психологически восприниматься цена?
Ученые Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, занимающиеся проблемами экономической психологии, выделили следующие основные функции экономиста-психолога фирмы:
159
- Разработка системы психолого-экономических показателей, которые должны стать ограничениями для управленческих решений на самых различных уровнях.
- Обучение персонала деловому общению, формирование у экономистов различных профилей коммуникативных навыков.
- Консультирование по проблемам фирмы и персонала: подбор и тренировка команды, подбор и оптимальное использование специалистов (с учетом организационной структуры, распределения функций, прав и обязанностей, а также психологических характеристик людей); вопросы, связанные с созданием имиджа фирмы, ее внутрифирменной этики; вопросы, связанные с созданием имиджа отдельного лица.
- Исследование и формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективах, создание продуктивных рабочих команд.
- Анализ факторов, определяющих трудовое поведение, причин возникающих противоречий и споров, корректировка поведения, урегулирование конфликтов.
- Психологическая защита и безопасность отдельных лиц: подбор средств и методов психологического самосовершенствования в профессии и достижения психологического комфорта, деятельность, направленная на обеспечение социального партнерства и социальной защиты персонала.
- Мониторинг системы управления фирмой, оценка и прогнозирование психологических последствий экономических решений руководства. Важные управленческие решения должны быть предварительно оценены экономистом-психологом с точки зрения их психологических последствий: как они будут восприняты, как их привести в действие с наименьшими искажениями. Необходим учет психологического состояния персонала при принятии важных решений.
- Исследование культуры организации и психологического состояния персонала, их влияния на экономическую деятельность, анализ психологических факторов, определяющих условия труда и отношение к труду работников, разработка мер по их улучшению.
160
- Помощь руководству при подготовке и внедрении экономических нововведений (например, новой системы оплаты или компенсаций): оценка последствий нововведения, устранение (смягчение) попыток сопротивления нововведениям.
- Оценка и развитие экономического потенциала отдельной личности и персонала в целом, мотивация и стимулирование, в особенности творческого отношения к труду.
- Участие в системе внутрифирменного аудита путем исследования личностных качеств и обстоятельств жизни работников, которые могут стать предпосылками к совершению действий в ущерб организации.
- Изучение экономической культуры социальной среды (этика хозяйственной деятельности, ценности, традиции и т.д.) и ее влияния на экономическую политику фирмы. Это необходимо фирмам, действующим на территории других стран (Муравьев, Локшина и др., 1998, с.43-45).
Как видим, для успешного выполнения этих функций специалисту в области экономической психологии необходим очень солидный объем знаний, умений, навыков, которые могут быть приобретены как в процессе обучения в вузе, так и в последующей трудовой деятельности.
Для успешной практической работы в сфере экономики и бизнеса современный психолог должен быть универсалом, владеть знаниями не только из различных отраслей психологии, но и из многих других наук. Заказчики работ, обращающиеся за консультацией или решением какой-либо экономической проблемы, предпочитают комплексное решение проблем. Руководителю понятно, если специалист говорит с ним на языке прибыли, процентов, себестоимости. Как отмечает Т.А. Солтицкая, консультанту-непсихологу порой легче найти общий язык с компанией. Она считает, что консультирование организаций не есть психологическое консультирование в чистом виде. Необходимыми оказываются также знания в области экономики,
161
социологии, менеджмента. Психологического образования здесь явно недостаточно. Психология, по ее мнению, составляет при этом не более 20 % (Солтицкая, 1998, с.8-9). Как показывает опыт, самые активные и успешные консультанты в бизнесе - это люди с хорошим образованием, постоянно пополняющие его, обучаясь новым технологиям работы.
162
|
|
|
|
|
|