Примечания


Глава I

1 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1959. -С. 412.
2 Петровский А. В. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Пет
ровского. - М., 1987.
3 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982-1984. Он же: Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.; Л., 1935. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983; Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.
4 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969. - С. 213.
5 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность - М., 1975. -С. 82.
6 Там же.
7 В философских трактатах оба понятия ("вещь" и "предмет") используются как идентичные.
8 Кант Э. Критика чистого разума. - Пг., 1915.
9 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Поли. собр. соч.: В 50 т. - 2-е изд. - Т. 21. -С. 269-317.
10 Антропоморфизм как явление сознания человека был описан и проанализирован многими науками, заинтересованными в изучении истории культуры. См.: Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994; Леви-Строс К. Первобытное мышление,- М., 1994; Зеленин Д. К. Культ онтогонов в Сибири.-М.; Л., 1936; Лосев А. Ф. Диалектика мифа. - М., 1930; Он же: Античная мифология в ее историческом развитии. - М., 1957; Он же: Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993; Мелетинский Е. М. Поэтика мифа.- М., 1976; Потебня А. А. Слово и миф. - М., 1989; Токарев С. А., Мелетинский Е. М. Мифология // Мифы народов мира: В 2 т. - М., 1980. - Т. 1; Малиновский Б. Миф в первобытной психологии. - Лондон, 1926.
11 Есть и индивидуальные тотемы. Например, кукла-охранительница для девочки или маленькое оружие для мальчика (у многих народностей). Вообще предметы, которые "взглянули" на человека и "захотели" стать его тотемом.
12 К. Ясперс указывал на то, что техника является "самостоятельной силой, увлекающей все за собой", в результате чего общество "превращается в единую большую машину". (См.: Vom Vrsprung und Zied der Geschichte. - Munch., 1949. - S. 158-159.)
13 Гегель Г. Соч.: В 14 т. - М., 1956. - Т. 3. - С. 265.
14 Мы не будем здесь говорить о технической стороне дела, когда происходит уничтожение вещи, сооружений по причинам "старения", "неспособности оператора", "аварии" и др.
15 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956. -С. 554.
16 Потебня А. А. Мысль и язык. - Киев, 1993. -С. 7.
17 Реальность языка столь многообразна, что является предметом изучения многих наук: лингвистики, логики, психолингвистики, этнолингвистики, культурологии, литературоведения, социологии, семиотики и др.
18 Павлов И. П. Полное собрание сочинений: В 13 т. - М.; Л., 1951. -Т. IV.
19 Мамардашвили М. Как я понимаю философию.-М., 1990.-С. 163-164.
20 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994. - С. 9.
21 Термин "автономные знаки" используется еще в одном значении - как специфически детская продукция изобразительной деятельности, когда дети создают узнаваемые друг другом образы, которые не практикуются в конвенциональном изобразительном опыте творчества взрослых художников. (См.: Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.)

426

22 Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М, 1990.-С. 80.
23 См.: Русские заветные сказки. Собрано А. Н. Афанасьевым. - М., 1992.
24 Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Сочинения. - М., 1953. -
Т. 5.-С. 708-709.
25 Мухина В. С., Хвостов К. А. Как обрести врага. - М., 1994.
26 Большая Советская Энциклопедия. - 3-е. изд. - М., 1976. - Т. 2, 9, 23, 25.
27 См:. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). - Тверь, 1994.
28 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб., 1994. - С. 6.
29 Там же.-С. 7-8.
30 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. -С.121.
31 Там же.-С. 125.
32 Адаму же сказал: "...В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в Землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься". (См.: Первая книга Моисея. Бытие. Библия. - М., 1990. - С. 7.)
33 Первая книга Моисея. Бытие. Библия. - М., 1990. - С. 6.
34 Кедров Б. М. Наука. Философская энциклопедия. - М., 1964. -С. 562.
35 См.: Вернадский В. И. Автотрофность человечества; Он же: Несколько слов о неосфере; Чуковский А. Л. Колыбель жизни и пульса Вселенной; Циолковский К. Э. Монизм Вселенной; Он же: Космическая философия. Антология философской мысли. Русский космизм. - М., 1993.
36 См.: Гирусов Э. М. Система "общество - природа" (проблемы социальной эко
логии). - М., 1976; Рей мер с Н. Ф. Экология. - М., 1994 и др.
37 Ньюмен А. Легкие нашей планеты. - М., 1989.-С. 13.
38 Дерябо С. Д. Природный объект как "значимый другой". - Даугавпилс, 1995.
39 Потебня А. А. Из записок по теории словесности. - Харьков, 1905. - С. 101.
40 Леонтьев А. А. Психология общения. - Тарту, 1974.-С. 27.
41 Значение - понятие философии, логики, общей теории знаков и науки о языке. Трактовка значения связывается с пониманием познавательной роли языка. Значение в языкознании - смысловое содержание (смысл) слова естественного языка. (См.: Значение // Философская энциклопедия. - М., 1962. - Т. 2. - С. 181-182; Смысл // Философская энциклопедия. - М., 1970.-Т. 4.-С. 161-162.)
42 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.-С. 153.
43 Там же.-С. 154.
44 Молчание! (лат.).
45 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 23.-С. 191.
46 Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Соч. - М., 1953. - Т. 5. -С. 223-224.
47 Там же. -С. 215.
48 Кант И. Критика чистого разума. - М., 1994. - С. 346-347.
49 Геккель Э., Мюллер Ф. Основной биогенетический закон // Избр. работы.-М.; Л., 1940.-С. 169.
50 Дарвин Ч. Сочинения. - М., 1939.-Т. 3.-С. 215.
51 См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - М., 1957. - С. 70; Сёлли Дж. Очерки по психологии детства. 2-е изд. - М.; СПб., 1904; Болдуин Д. М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. - М., 1911. - Т. 1-2; Клаперед Эд. Психология ребенка и экспериментальная педагогика.- СПб., 1911; Стерн В. Психология раннего детства. - Пг., 1915; Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924; Коффка К. Основы психического развития. - М.; Л., 1934.
52 Геккель Э. Мировые загадки. - М., 1935.-С. 137.
53 Там же.-С. 159.
54 Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924.-С. 71.
55 Коффка К. Основы психического развития. - М.; Л., 1934. -С. 29.

427

56 Клаперед Эд. Психология ребенка и экспериментальная педагогика.- СПб.,
1911.-С. 75.
57 Холл С. Исследование о страхе. Собрание статей по педологии и педагогике. -М., 1912. -С. 384-385.
58 Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. - Кн. 1. - Тбилиси, 1991.
59 Вы готский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. - С. 40.
60 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994.
61 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
62 Леви-Брюль Л. Указ. соч. -С. 9.
63 Выготский Л. С. Указ. соч. - С. 44-45.
64 Там же. - С. 47.
65 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
66 Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М., 1995.
67 Давыдов В. В. Личности надо "выделяться..." // С чего начинается личность. -М., 1979.-С. 110-111.
68 Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. - М.,1979.-С. 236-237.
69 См.: Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985. - С. 59.
70 См.: Там же.- С. 59-61.


Глава II

71 Фейербах Л. Избр. филос. произведения. -Т. 1.-С. 575.
72 Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. 2-е. изд. - М., 1977. - С. 78-84.
73 Маркс К., Энгельс Ф. Поли. собр. соч. - 2-е изд. -Т. 3. -С. 3, 93.
74 Там же. - Т. 46, ч. I. - С. 18.
75 Рубинштейн С. Л. Онтология человеческой жизни // Проблемы общей психологии. - 2-е изд. - М., 1976. - С. 242.
76 Рубинштейн С. Л. Человек и мир//Там же. -С. 257.
77 Там же. -С. 381.
78 Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: В 2 т. -Т. 1.-М., 1981.-С. 245.
79 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976. -С. 347-348.
80 Там же.-С. 348.
81 Там же.-С. 382.
82 Там же.-С. 366.
83 Там же.-С. 119.
84 Там же.-С. 379.
85 См.: Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980.-С. 207.
86 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -С. 181.# #SB:17:Там же.-С. 153.
88 Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. - 1982. - № 3.
89 Ильенков Э. В. Что такое личность? // С чего начинается личность.- М.,
1979.-С. 234-235.
90 Выготский Л. С. Собр. соч. - М., 1982.-Т. 1.-С.436.


Глава III

91 Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.:В6т.-М., 1983. - Т. 3.-С. 144.
92 Там же.
93 См.: Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985.
94 Маркс К., Энгельс Ф. Поли. собр. соч. - 2-е изд. - Т. 46. - Ч. II.-С. 109.

428

95 Феномен идентификации и обособления (отчуждения) исследуется в мировой психологии на протяжении всего XX столетия. Но понятия "идентификация" и "обособление" (отчуждение) использовались в разных направлениях западной психологии; они не обсуждались как взаимодействующие составляющие целостной системы, которая является универсальным механизмом развития и бытия личности.
96 Чуковский К. Уолт Уитмен //Собр. соч.: В 6 т. - М., 1966. -Т. 3. -С. 737.
97 Харрис Т. I am OK - you're OK. - N-Y., 1973. - P. 49.
98 Ницше Ф. Соч.-М., 1910.-Т. 9.-С. 137.


Глава IV

99 Бехтерев В. М. Биологическое развитие мимики.-СПб., 1910.
100 Этот взгляд появляется в младенчестве в возрасте от 9 до 11-12 мес. Выражение проникающей мудрости младенческого взгляда подмечено художниками. Вспомним взгляд младенца Христа у Рафаэля ("Мадонна с младенцем").


Глава V

101 См.: Рыбников Н. Язык ребенка. - М.; Л., 1926.
102 Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. - М.; Л., 1935. - С. 25-26.
103 См.: Выготский Л. С. История развития высших психических реакций // Собр.соч.: В 6т.-М., 1983.
104 См.: Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. -М., 1969; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974.
105 См.: Штерн В. Психология раннего детства, до шестилетнего возраста. - Петроград, 1915.
106 См.: Пиаже Ж. Психология интеллекта// Избранные психологические труды.-М., 1969.-С. 210.
107 См.: Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.; Л.,
1935.-С. 28.
108 См.: Бюлер К. Духовное развитие ребенка.- М., 1924; Заззо Р. Стадии психического развития ребенка.- М., 1968; ФрейдЗ. Введение в психоанализ. Лекции.- М.,
1989.
109 Многочисленные факты, подтверждающие сказанное, можно найти в кн.: Селли Дж. Очерки по психологии детства,- М., 1904; Штерн В. Психология раннего детства до шести лет.- Петроград, 1915; Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка (от рождения до 8 лет). - М., 1948; Мухина В. С. Близнецы. - М., 1969; БожовичЛ. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М., 1995.
110 См.: Селли Дж. Очерки по психологии детства. - М.; СПб., 1904. - С. 312-325.


Глава VI

111 Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. - М.; Л., 1935. - С. 26.
112 Там же. - С. 26.


Глава VII

113 См.: Мухина В. С., Хвостов К. А. Психодиагностика развивающейся личности. - Архангельск, 1996.
114 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.-С. 198.
115 См.: Львов М. Р. Методы развития речи младших школьников. - М., 1985.
116 См.: Львов М. Р. Указ. соч.
117 См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.
118 Пиаже Ж. Указ. соч.-С. 259.
119 Там же. - С. 265.

429

120 См.: Гальперин П. Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследованиях детского мышления // Вопросы психологии. - 1966. - № 4; Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к кн.: Дж. X. Флейвем. Генетическая психология Жака Пиаже. - М., 1967.
121 ОбуховаЛ. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995, - С. 310.
122 См.: Пиаже Ж. Указ. соч.
123 См.: Карнеги Дж. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.-
Свердловск, 1990.
124 Форманта (ж.)- лингвистическая акустическая характеристика звука речи, связанная с уровнем частоты голосового тона и образующая тембр звука.
125 См.: Никонов В. А. Словарь русских фамилий. - 1993.
126 См.: Перрон-Борелли М., Перрон Р. Психологическое изучение ребенка. - Париж, 1986.
127 Исследования диспраксии находятся еще только в начальной стадии (М. Стен-
бек, Д. Лерито, М. Озиа, Ж. Берже и Ж. Ажюриагерра), поэтому психологу рекомендуется чрезвычайно осторожно использовать указанные критерии в повседневной практике. Нельзя заявлять, что ребенок страдает диспраксией, основываясь только на простой неспособности воспроизводить какую-нибудь тестовую фигуру.
128 Дарвин Ч. Собр. соч.-М., 1953.-Т. 5.-С. 839.
129 См., например: Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989.
130 Еще 3. Фрейд рассматривал образ "Я" в тесном единстве с телесным опытом и телесными переживаниями. А. Адлер выявлял существование связи между различными переменными телесного опыта и самооценкой. Вслед за ними Р. Берне предложил понимание образа тела как психологическое образование, которое включает в себя представление о себе в физиологическом и социальном планах. В отечественной психологии образ "Я" самосознания также включает в себя образ тела. См.: Фрейд 3. "Я" и "Оно". Тбилиси, 1991; Фрейд 3. Психоаналитические этюды.- М., 1990; Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века. Тексты.- М., 1986.- С. 131-140; Юнг К. Г. Психологические типы.- М., 1992; Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986; Кон И. С. Откры-тиеЯ. - М., 1978; Кон И. С- В поисках себя. - М., 1984; Мдивани М. О. Исследование структуры образа физического "Я" школьников: Автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 1991; Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989; Столин В. В. Самосознание личности. - М., 1983; Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. - М., 1977.
131 Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. соч.: В 2 т. - М., 1981. - Т. 1. -
С. 31-32.
132 См.: Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.
133 Подобрано по материалам Вл. Даля.
134 Там же.
135 См.: Потебня А. А. Мысль и язык. -Киев, 1993.
136 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. -С. 219.
137 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. -С. 197-198.
138 См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.
139 Там же. -С. 213.
140 Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.-С. 149.
141 Пиаже Ж., И н ель дер Б. Генезис элементарных логических структур: классификация и сепарация. - М., 1963. - С. 448.
142 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969. - С. 214.
143 Эльконин Д, Б. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). - М., 1966, -С. 48.
144 Давыдов В, В, Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.-С. 145.

430

145 Там же.-С. 146.
146 См.: Вопросы по психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М, 1962; Развитие учащихся в процессе обучения (I - II классы) / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963; Возрастные возможности усвоения знания (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М., 1966; Развитие школьников в процессе обучения (III - IV классы) / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1967; Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.- М., 1974; Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В.В.Давыдова.- М., 1977; Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.- М., 1978; Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М., 1981; Давыдов В. В., Вардарян А. У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван, 1981; Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1983; Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986; Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
147 См.: Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л.В. Занкова.- М., 1975; Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. М. В. Зверевой. -М., 1983.
148 См.: Эльконин Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). - М., 1966.
149 См.: Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. -С. 199-200.
150 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 232.
151 Вы готский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения. - М.; Л. - 1935. - С. 34.
152 Там же. - С. 36.
153 Там же. - С. 37.
154 Там же. - С. 42.
155 Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст,- М., 1971; Способности и
одаренность в детские годы. - М., 1984.
156 Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985. - С. 5.
157 См.: РойзензонЛ. И., Авалиани Ю. Ю. Современные аспекты изучения фразеологии // Проблемы фразеологии и задачи ее изучения в высшей и средней школе. -Вологда, 1967; Яранцев Р. И. Словарь-справочник по русской фразеологии. Около 800 фразеологизмов. - М., 1981.
158 Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч.:
Вбт.-М., 1982.-Т. 1.-С.95.
159 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969. - С. 213.
160 Там же.


Глава VIII

161 См.: Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 1995.
162 Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельно
сти подростков. - М., 1982. - С. 43.
163 Там же. - С. 86.


Глава X

164 Ломоносов Михаила. Российская грамматика.-СПб., 1755.-С. 3-4.
165 Архаизмы - устарелые, вышедшие из употребления слова и старограмматические формы. Архаизмы применяются в поэтической речи с целью усиления художественной выразительности или для передачи соответствующего колорита эпохи. В современном русском языке архаизмами являются прежде всего славянизмы доколе (докуда, до тех пор), поелику (поскольку), дондеже (пока не), коль (если) и др.

Провинциализмы
- слова и выражения, отклоняющиеся от норм литературного языка, обычно это региональные, областные слова, употребляемые только в конкретной местности.

Неологизмы
- новые словообразования, вызванные отсутствием в языке слов, соответствующих новым значениям и смыслам, новым социальным и природным явлениям. В свое время неологизмами, вошедшими в лексику русского языка, были слова: "атмосфера", "кристаллизация", "материя", "вязкость" (М. Ломоносов), "сладострастие", "славянофил" (К. Батюшков), "явление", "промышленность" (Н. Карамзин), "стушевался" (Ф. Достоевский).

Огромное количество новых слов вошло в лексику русского языка после Октябрьской революции (социально-политические неологизмы: "комсомолец", "партячейка", "ударник", "колхозник" и др.; бытовые неологизмы: "буржуйка", "времянка", "мешочник", "танцулька" и др.).

431

166 Чернышев В. И. Правильность и чистота русской речи // Основы культуры речи. Хрестоматия / Сост. Л. И. Скворцов. - М., 1984.
167 Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977. -С. 337.
168 Там же. - С. 352.
169 Там же.-С. 353.
170 Сепир Э. Язык. - М., 1933.
171 Фаин А., Лурье В. Все в кайф! - М., 1991.
172 Толковый словарь русского мата. - М., 1996.
173 Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1990.-С. 163.
174 Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. - С. 61.
175 Идэ Н. Формирование индивидуальности в рисовании // Новое обучение рисунку. - Токио, 1965. - Т. 1. (На японском яз.)
176 Мухина В. С. Указ. соч. - С. 210.
177 Неменский Б. М. У истоков: Эстетическое воспитание в семье.- М., 1963.-С. 61-62.
178 Ананьев Б. Г. Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение ребенка и взрослого. - Владикавказ, 1928. - С. 24.
179 См.: Бюхер К. Работа и ритм / Пер. с нем.- М., 1925.
180 См.: Светлов М. И. Рок-музыка на службе у сатаны // Троицкий благовестник.-1995.-№35.-С.7.
181 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В2т.-М., 1985.-Т. 1.-С.211.
182 Там же.-С. 210-211.
183 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - 2-е изд. - М., 1946. - С. 225.
184 Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М., 1969.-С. 210.
185 Клапаред Эд. Психология ребенка и экспериментальная педагогика.- СПб., 1911.-С. 129.


Глава XI

186 Объемный французско-русский словарь.
187 Вздор, чепуха (устаревшее).

432



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved