РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С.Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди "начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием"2. Культурное развитие внимания

211

заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С.Выготского представил А.Н. Леонтьев (рис. 41). Из графика, изображенного на этом рисунке, видно, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система

Рис. 41. Кривая развития внимания в детском возрасте (по А.Н.Леонтьеву)
Рис. 41. Кривая развития внимания в детском возрасте (по А.Н.Леонтьеву)

212

действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л.С.Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С.Выготскому состоит в следующем: "Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет"1S2.

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л.С.Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития.

213

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Попытаемся теперь в виде своеобразного "хронологаческого" резюме представить последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Т е м а 1. Явление и определение внимания.

  1. Феномен внимания, его признаки.
  2. Определение внимания.
  3. Основные свойства внимания.

Т е м а 2. Функции и виды внимания.

  1. Функции внимания.
  2. Виды внимания.

Т е м а 3. Психологические теории внимания.

  1. Эмоционально-моторная теория внимания Т.Рибо.
  2. Внимание и установка (концепция Д.Н.Узнадзе).

214

  1. Внимание как сторона ориентировочно-исследоватедьской деятельности (П.Я.Гальперин).

Т е м а 4. Развитие внимания.

  1. Низшие и высшие формы внимания.
  2. Этапы развития внимания у детей.

Темы для рефератов

  1. Внимание и его психологические свойства.
  2. Физиологические основы внимания.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

  1. Психологические теории внимания.
  2. Развитие внимания.

ЛИТЕРАТУРА

I

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. 3.—М., 1983. (Овладение вниманием: 205—239.)

Гальперин П.Я., Кабыльницкая C.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974. (История и современное состояние психологии внимания: 5—16. Развитие внимания: 17—32, 39-87.)

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. — М., 1987. (Виды внимания: 30—37, 69—80.)

Лурия A.P. Внимание и память. — М., 1975. (Внимание: 4—41.) Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. (Сознание и внимание (В.Вундт): 3—25. Внимание (Э.Б.Титченер): 26—46. Внимание (У.Джемс): 50—65. Психология внимания (Т.Рибо): 66—102. Внимание (Н.Н.Ланге): 107—144. О теории и воспитании внимания (Н.Ф .Добрынин): 243—259. Установка у человека (Д.Н.Узнадзе): 260-270.)

II

Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). — М., 1968. (Теория установки Д.Н. Узнадзе: 224—239.)

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. (Внимание и сознательный контроль: 151—183.)

215

Гальперин П.Я., Кабыльницкая C.?. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974. (Внимание как самостоятельная деятельность: 33—39, 87—94.)

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. — М., 1972. (Понятие о внимании: 5—11. Виды внимания: 16—27. Свойства внимания: 27—43. Возрастные особенности внимания: 44— 77. Развитие внимания: 78—108, 148—159.)

Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. — 1975. — № 2.

Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М, 1980. (Проблема управления вниманием: 7—19. Индивидуальное и коллективное внимание. 26—41. Индивидуальные особенности внимания: 53—65.)

Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Внимание: 5—30.)

Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие внимания: 79—104.)

III

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т.—Т. 3. - Л., 1981. (Внимание и психологическое время: 271—285.)

Восприятие. Механизмы и модели. — М., 1974. (Внимание и восприятие речи: 37—46.)

Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М., 1980. (Внимание и его роль в механизмах памяти: 60—69.)

Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. (Теория установки Д.Н.Узнадзе: 278—286.)

Нейрофизиологические механизмы внимания, — М., 1979. (Внимание, сознание, сон, бодрствование: 15—50. Интеллектуальное и эмоциональное внимание: 157—186.)

Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л., 1983. (Изменение внимания при нервно-психическом напряжении: 48-55.)

Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. — Л., 1985. (Общие принципы функционирования систем избирательного внимания: 249—261.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. III. — М., 1970. (Уровни бодрствования и внимание: 97—146.)

Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990. (Методические рекомендации для развития памяти, внимания, эмоциональной экспрессии и моторики у детей 4—7 лет: 45—51.)

216


2Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. - С. 186.
1Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматия по вниманию. - М.. 1976. - С. 205.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved