ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Часть из них мы уже рассмотрели, других дополнительно коснемся в этом параграфе главы.

Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится в основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира. Было, например, замечено, что создание искусственных условий, исключающих движение зрительно воспринимаемого предмета по сетчатке, приводит либо к искажению, либо к полному исчезновению образа. Происходит это, вероятно, по причине адаптации зрительных элементов, палочек и колбочек, или их запредельного торможения.

Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И.М.Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М.Сеченов, все это продукты "мышечного чувства", т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становится измерителем времени1.

190

Человек, следя глазами за движущимся объектом, концентрирует на нем свой взор, и, пока объект находится в состоянии покоя, мышцы глаз также сохраняют это состояние. Но как только объект начинает перемещаться, тотчас же и мышцы переходят в состояние движения и повторяют направление, траекторию и динамику движения объекта в поле зрения.

При рассмотрении неподвижного объекта зрительные оси, связывающие центр сетчатки с воспринимаемым объектом, можно уподобить двум длинным щупальцам, способным то вытягиваться, то сокращаться и как бы ощупывать данный объект наподобие того, как это делает рука, скользя по поверхности осязательно воспринимаемого объекта. Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением. Приведем в качестве иллюстрации этой идеи результаты одного весьма показательного эксперимента.

В данном опыте людям с нормальным зрением предлагалось некоторое время носить очки, искажающие воспринимаемое пространство, формы и расположение в нем предметов. Выяснилось, что человек, только что надевший такие очки, вначале видит окружающие предметы в искаженном свете, т.е. именно так, как его восприятие оптически изменяют очки. Однако затем сознание человека постепенно научается не замечать, корректировать оптические искажения и человек начинает видеть вещи обычным для него способом, как если бы зрительно воспринимаемое пространство в действительности оптически не было искажено. Со временем индивид вовсе перестает замечать имеющиеся у него очки. Однако когда он внезапно снимает их, то некоторое время его обычное зрение оказывается искривленным сообразно тому, как раньше изменяли восприятие носимые им специальные очки.

В одном из опытов подобного рода человек носил очки, которые оптически переворачивали для него видимый мир. Со временем он настолько привык к этим очкам, что начал воспринимать все в нормальном свете, без переворотов и инверсий

191

зрительного пространства. Парадоксальность данного опыта состоит в том, что когда человеку сняли очки, то первое время уже без них он видел обычный окружающий мир также перевернутым. Д.Бом, обсуждая результаты подобных экспериментов, писал: "В этих опытах интересно то, что способность "переучиваться"... очень сильно зависит от возможности активно перемещать в пространстве свое тело... Те люди, которые имеют возможность ходить по помещению, оказываются способными довольно быстро приспосабливать свое зрение к искажающим очкам, тогда как люди, сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, либо вообще не приспосабливаются, либо такое обучение протекает у них значительно менее эффективно1.

Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Людей погружали в сосуд с водой, температура которой была весьма комфортной. Человек, оказавшийся в такой воде, не имел возможности ничего видеть и слышать в течение довольно длительного времени. Специальное покрытие, которое было на его руках, не позволяло получать в достаточном количестве и осязательные ощущения. В этих условиях у испытуемых отмечались заметные изменения восприятия. У них возникали галлюцинации и нарушения восприятия времени. Когда период сенсорной изоляции заканчивался, то у многих испытуемых обнаруживалась, кроме того, общая утрата ориентации в пространстве и времени. Люди, прошедшие через эти опыты, оказались неспособными сразу после их окончания отчетливо воспринимать формы предметов. Так же существенно изменилось у них и восприятие цвета.

Из этих опытов Д.Бом делает следующий вывод: "Общие структурные элементы "настройки", установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой"задач"2. Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции,

192

создается и развивается с детства. В начале и в ходе своего развития ребенок постепенно открывает для себя структуру окружения в процессе длительных и разнообразных экспериментов в общении и играх, учении и труде. В этих видах деятельности ребенок активно исследует свое окружение, интересуется им, наблюдает, проводит опыты, постоянно выдвигая, проверяя, подтверждая или опровергая касающиеся его перцептивные гипотезы. С возрастом этот процесс непрерывного перцептивного исследования окружающей действительности в разных видах практической деятельности превращается у человека в жизненно важную привычку. Для ее ускоренного формирования существует специальный врожденный рефлекс, называемый ориентировочным. Он автоматически возникает и подкрепляется всякий раз, когда в поле восприятия оказывается новый стимул или происходят какие-либо существенные изменения.

Если образы зрительного восприятия, относящиеся к внешним объектам, обнаруживают свою устойчивость или неустойчивость в зависимости от постоянного притока информации, подтверждающей их правильность или ошибочность, то устойчивость образов внутренних состояний, связанных с телесными ощущениями, объясняется, вероятно, постоянством действующих глубинных структур и механизмов мозга. Об этом говорит известный факт, называемый фантомом конечности. Он проявляется в том, что после ампутации руки или ноги человек в течение длительного времени может продолжать "чувствовать" отсутствующую часть конечности, причем ощущает ее так, как будто она сохранная и по-прежнему находится на своем обычном месте. Он ощущает в ней боль, пытается двигать ею, забывая о том, что она на самом деле уже удалена, время от времени даже предпринимает попытки воспользоваться ею для захвата, касания и движения предметов.

Фантом конечности почти всегда наблюдается после ампутации у взрослых людей, причем такие явления обычно возникают только в отношении тех частей тела, которые человек имея возможность достаточно хорошо освоить. Фантомов в отношении тех частей тела, которые отсутствовали с рождения, практически не бывает. Начиная примерно с 9 лет, ампутация почти всегда ведет к возникновению фантома конечности. Это и есть время, к которому мозг человека, его структуры, управляющие движениями, их связи с сенсорными процессами окончательно оформляются.

Таким образом, на базе рассмотренных фактов мы можем сделать вывод о том, что характер образов человека и

193

связанных с ними ощущений отчасти определяется внутренними процессами, происходящими в организме, но это случается лишь тогда, когда восприятие уже сформировалось. В процессе же его развития образ непосредственно и напрямую зависит от получаемого опыта.

Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. В древности этот вопрос звучал примерно так: все ли знания о мире к нам поступают только через органы чувств или часть из них вносится в восприятие разумом, относительно независимо от внешнего мира? При глубоком рассмотрении этот вопрос оказывается не таким уж простым, каким может показаться на первый взгляд.

Психология органов чувств до настоящего времени не способна объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе абстрактные знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы. Факты, которые нами только что были рассмотрены, свидетельствуют о том, что по меньшей мере часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия, которая бы учитывала и удовлетворительно объясняла множество имеющихся фактов.

Со времени английского философа и психолога Дж.Локка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова "натура" — природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы "способностей ума". Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Упомянутые положения подкрепляются изображениями шуточного свойства, представленными на рис. 40. Для большинства людей, видящих их впервые, они имеют небольшой смысл и ничего конкретного в восприятии не создают. Но как только наблюдателю говорят, что рисунок слева изображает "солдата с собакой, проходящего за забором", а рисунок справа — "женщину,

194

Рис. 36. Действие различных факторов на формирование образа контурной фигуры. А - фактор близости предрасполагает наблюдателя организовать линии в группы по две в каждой. Б - фактор продолжения побуждает видеть в трех средних скобках просто пары линий, как в первом случае. В - замкнутость исключает возможность какой-либо иной группировки линий
Рис. 40. Фигуры, показывающие влияние опыта осмысленных представлений и
понятий на формирование образа

моющую пол", образы восприятия сразу организуются, а рисунки начиная с этого момента воспринимаются более осмысленно. Примечательно, что, после того как рисунки ассоциировались с осмысленными изображениями и стали восприниматься определенным образом, становится очень трудно их начать воспринимать по-другому.

Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.

3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.

4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.

Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается. А. В.Запорожец описал процесс развития восприятия у детей следующим образом. В первые месяцы жизни ребенка развитие его сенсорных функций, его перцептивных

195

действий, направленных на восприятие, опережает развитие телесных движений и оказывает на них влияние. Довольно рано ориентировочные реакции детей достигают большого уровня сложности и выполняются при помощи ряда различных анализаторов. У младенца ориентировочные движения глаз, например, выполняют лишь установочную роль, т.е. направляют рецептор на восприятие сигналов. Теми же движениями, однако, не производится обследование предметов так, как это имеет место при движении по предмету глаз взрослого.

Благодаря точной установке рецепторов ребенок в первые месяцы жизни оказывается способным зрительно различать старые и новые для него объекты, которые отличаются друг от друга величиной, цветом и формой. Начиная с трех-четырех месяцев жизни сенсорные функции включаются в практические действия, перестраиваются на их основе и постепенно сами приобретают более совершенный вид ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.

При переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое. Помимо контура предмета, здесь выделяются его структура, пространственные характеристики, соотношение составляющих его частей.

А.В.Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами. Исправления в перцептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся в сами манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Прохождение этого этапа ускоряется, и его результаты становятся более весомыми, если ребенку предлагаются "перцептивные эталоны" — образцы, с которыми он может соотносить, сравнивать формирующийся образ.

На следующем этапе сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-исследовательских движений рук и глаз, причем ручное и

196

зрительное обследование ситуации обычно предшествует практическим действиям в ней, определяя их характер и направленность.

На третьем этапе начинается процесс своеобразного сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума. Эфферентные звенья соответствующих действий оттормаживаются, и внешнее восприятие ситуации начинает создавать впечатление пассивного рецептивного процесса.

На следующих, более высоких ступенях сенсорной обученности дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними. Перцептивное действие превращается в идеальное.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Т е м а 1. Понятие об ощущениях.

  1. Значение ощущений в жизни человека и их происхождение.
  2. Виды ощущений.
  3. Физические свойства среды, порождающие ощущения различной модальности.
  4. Психологические особенности зрительных ощущений.
  5. Специфика слуховых ощущений.
  6. Обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения.
  7. Представление о субсенсорных ощущениях.

Т е м а 2. Изменение и измерение ощущений.

  1. Понятие абсолютного и относительного порогов ощущений и чувствительности.
  2. Психометрическая кривая.
  3. Закон Вебера—Фехнера.
  4. Изменчивость чувствительности анализаторов, ее причины.
  5. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

Т е м а 3. Восприятие, его виды и свойства.

  1. Отличие восприятия от ощущений, виды восприятия.
  2. Свойства восприятия.
  3. Механизмы восприятия размера, формы и контура предметов.
  4. Восприятие пространства.
  5. Восприятие движения.
  6. Восприятие времени.

197

Т е м а 4. Законы восприятия.

  1. Связь восприятия с движениями.
  2. Устойчивость образов, ее значение и объяснение.
  3. Восприятие и научение.
  4. Восприятие и умозаключение (мышление).
  5. Развитие восприятия (перцептивных действий) у детей.

Темы для рефератов

  1. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.
  2. Основные параметры ощущений.
  3. Виды и свойства восприятия.
  4. Факторы, влияющие на формирование образов.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

  1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.
  2. Психофизиологические механизмы формирования ощущений.
  3. Законы и загадки зрительного восприятия человека.
  4. Влияние мышления на восприятие.

ЛИТЕРАТУРА

I

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М., 1973. (Что такое восприятие: 5—10. Теории восприятия: II—39. Классификация перцептивных процессов и систем: 40—58. Психофизика: 59—90. Зрение: 91—176. Слух: 177— 198. Кожно-мышечная система: 199—221. Обонятельно-вкусовая система: 222—233. Вестибулярная система: 234—244.)

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. — М., 1974. (Восприятие: 14—61.)

Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. — М., 1987. (Теории восприятия: 11—16.)

Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. — М., 1985. (Предмет психологии восприятия; 21—34.)

Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. — М., 1975. (Ощущения: 4—42. Восприятие: 43—110.)

Общая психология. — М., 1986. (Ощущения: 247—266. Восприятие: 266—290.)

Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М., 1975. (Роль движений в процессах познания: 9—19. Феномены восприятия: 47—

198

57. Гештальттеория восприятия: 96—114. Развитие восприятия и деятельность: 147—205. Пороги ощущений и их измерение: 219— 226. Объективные измерения чувствительности и субсенсорная ее область: 226—233. Об основном психофизическом законе: 249—253. Эйдетика: 275—281.)

II

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. (Перцептивные процессы: 114—150.)

Восприятие и деятельность. — М., 1976. (О путях исследования восприятия: 3—15.)

Грегг Дж.Р. Опыты со зрением в школе и дома. — М., 1970.

Крылова А.Л. Функциональная организация слуховой системы: Учебное пособие. — М., 1985. (Общая характеристика слуховой системы: 21—29.)

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М„ 1982 (1975). (Психология познавательных процессов: 33—48.)

Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981. (Теории восприятия: 34—52. Когнитивные карты: 123—140.)

Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Восприятие: 31—60.)

Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. 1.— М., 1989. (Ощущения и восприятие: 208—300.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. VI. - М., 1978.

III

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. (Сенсорно-перцептивная организация человека: 49— 148.)

Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1964. (Восприятие пространства: 7—62. Развитие зрения у детей: 200—250. Обучение и развитие у детей восприятия пространства: 251—289.)

Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Восприятие. Мотивация и восприятие. Личность и восприятие: 13—130. Восприятие и мышление: 211—241.)

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т.—Т. 1.—Л., 1974. (Информационная теория психических процессов: 67—124. Ощущения: 142—175. Восприятие: 196—278.)

Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. — М., 1969. (Развитие восприятия. Постановка проблемы и

199

история: 3—73. Перцептивные действия и операции: 74—130. Формирование перцептивных действий: 131— 212.)

Восприятие. Механизмы и модели. — М., 1974. (Организация систем восприятия: 204—211. Зрение и осязание: 275—289. Восприятие движения: 301—322.)

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. 2.—М., 1982. (Восприятие и его развитие в детском возрасте: 363—381.)

Гельфанд С.А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. — М., 1984. (Теория слуха и механизм восприятия звука: 46—89. Слуховая чувствительность: 217—238. Восприятие громкости: 257—271. Восприятие высоты звука: 272— 286. Восприятие локализации звука: 287—317. Восприятие речи: 318-345.)

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988.

Грегори P.?. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М., 1970. (Восприятие яркости: 85—100. Восприятие движения: 101—130. Восприятие цвета: 131—142. Иллюзии восприятия: 143-179.)

Грегори P?. Разумный глаз. — М., 1972.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982. (Восприятие и иконическая память: 46—61. Сенсорика и язык: 117— 154.)

Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. — М., 1977. (Очерк истории основных проблем психофизики: 46—92. Теоретико-психологические основы современной психофизики: 93—167.)

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.— Т. 1. — М., 1986. (Развитие восприятия и деятельность: 112—153.)

Клацки P. Память человека. Структуры и процессы. — М., 1978. (Память и зрение: 272—291.)

Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк, — М., 1977. (Культура и восприятие: 81—123.)

Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). — М., 1980. (Проблема восприятия объемных форм: 7—25, Механизмы восприятия объемных форм: 107—126.)

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. — М., 1974. (Теория распознавания образов: 127—158. Зрительная система: 159—181. Основные характеристики зрения: 182—216. Слуховая система: 217—238. Параметры звука: 239—277.)

200

Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. — М., 1981.

Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. — М., 1985. (Проблема восприятия пространства в психологии: 6-21.)

Mapp Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. — М., 1987.

Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. — М., 1988. (Звук. как объект слухового восприятия: 56—-59. Характеристика звуков по источнику происхождения, информационному содержанию: 59— 71. Познавательная функция слухового восприятия: 71— 138. Коммуникативная функция слухового восприятия: 138—170. Регулятивная функция слухового восприятия: 170—212.)

Пиаже Жан. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М., 1969. (Интеллект и восприятие: 109—142.)

Смирнов С.Д. Психология образа. Проблема активности психического отражения. — М., 1985. (Познание как высшая форма отражения. Активность познавательной деятельности: 43—53, 56-127.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. 1, II. — М., 1966. (Ощущения. Психофизика: 241—313.)

201


1См.: Самойлов А.Ф. И.М.Сеченов и его мысли о роли мышцы в нашем познании природы // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975.
1Бом Д. Роль инвариантов в восприятии // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975. - С. 174.
2Там же. - С. 177-178.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved