История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях,
такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так-что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.
Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII—XVIII вв.).
В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и поведенческую пропасть, веками разделявшую эти два биологических вида, и с тех пор начались интенсивные исследования психики человека и животных. Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.
В начале текущего столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П.Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.
Казалось бы, в психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так. Но, прежде чем выяснить существующие между человеком и животными принципиальные различия, необходимо ответить на вопрос о том, для чего педагогу необходимо знать результаты подобного рода исследований.
Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания. Это, следовательно, также не должно вызывать повышенного беспокойства со стороны педагогов. Внимательное изучение психологии и поведения животных, их сравнение с психологией и поведением человека позволяют установить то, о чем нет необходимости проявлять специальную заботу при обучении и воспитании людей.
126
У человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его с животными, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей.
Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных — и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. — с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов, строение которых было подробно рассмотрено во второй главе.
Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а память — произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений. Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить
127
теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении — между ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.
Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е.
128
спорным. Это — потребности в общении (контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.
У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.
Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие — подчиненными.
Итак, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Т е м а 1. Истоки психики живых существ.
- Отличие психики от других явлений, существующих в мире.
- Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики.
- Нервная система, ее возникновение, совершенствование и роль в развитии психики.
129
- Материалистический и идеалистический подходы к решению вопроса об основном механизме развития психики.
Т е м а 2. Становление низших форм поведения и психики.
- Стадии и уровни развития психического отражения у животных по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри.
- Роль практической деятельности, органов манипулирования и двигательной активности в развитии психики животных.
- Виды интеллектуального поведения, наблюдаемые у животных.
- Идеалистическое понимание развития психического начала в мире (гипотеза Тейяра де Шардена).
Т е м а 3. Развитие высших психических функций у человека.
- Понятие высшей психической функции.
- Основные источники и условия развития высших психических функций.
- Роль знаковых систем, предметов материальной и духовной культуры в развитии высших психических функций.
- Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов.
- Общение и деятельность как факторы развития высших психических функций.
Тема 4. Сравнение психики человека и животных.
- Познавательные процессы (ощущения, восприятие и память) у животных и человека.
- Интеллект человека и животных.
- Мотивация и эмоции у человека и животных.
- Биосоциальная природа психологии и поведения человека.
Темы для рефератов
- Основные этапы развития психики у животных.
- Элементарные и высшие психические функции у человека.
- Мотивация и эмоции у человека и животных.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
- Сравнительный критический анализ материалистического и идеалистического подходов к сущности и происхождению психики.
- Знаковые системы у человека.
ЛИТЕРАТУРА
I
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Неосознаваемые процессы: 64—95. Происхождение и развитие психики в филогенезе: 162—189.)
130
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 Т.—Т.1.— М., 1983. (Биологическое и социальное в психике человека: 76—95. Об историческом подходе в изучении психики человека: 96—141. Проблема возникновения ощущения: 143—183. Очерк развития психики: 184—222.)
Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981. (Обучение обезьян языку жестов. Сравнительный анализ с человеком: 14—39.)
Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. — М., 1975. (Эволюция психики: 33—76.)
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1976. (Развитие психики животных (онтогенез): 88—171. Эволюция психики от элементарных живых существ до человека: 172—283.)
II
Вулдридж Д. Механизмы мозга. — М., 1965. (Фиксированные формы поведения у низших животных: 106—124.)
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т.—Т.2.— М., 1982. (Проблема развития в структурной психологии: 238—290.)
Ладыгина-Котс Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов. — М., 1958. (Особенности поведения беспозвоночных: 8—68. Особенности поведения позвоночных (до приматов): 69—140. Особенности поведения приматов: 141—227.)
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.— Т. II.—М., 1983. (О механизме чувственного отражения: 6—30.)
Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981. (Интеллект животных: 171—253.)
Общая психология. - М., 1986. (Развитие психики и сознания: 63—91.)
Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.—T.I.— М., 1989. (Развитие поведения и психики животных: 146—156.)
Фабри К.Э. Игры животных и игры человека // Вопросы психологии. — 1982. —№3.—С. 26—34.
III
Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. — 1991. —№4.—С. 126—138.
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (О биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17—126. Инстинкты
131