ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
Вопрос об отношениях этих двух наук на первый взгляд кажется более простым, чем вопросы о связях, имеющихся между психологией, историей, философией и социологией. В действительности это не так. В силу ряда причин должного союза между данными дисциплинами до сих пор нет. Отчасти это происходит потому, что психология и педагогика как науки организационно оформились и существуют раздельно. Между тем практически любой из вопросов обучения и воспитания детей требует совместного участия педагогов и психологов и без их скоординированной работы не может быть успешно решен. Усилия ученых, представляющих эти области знаний, надо объединить, и самый лучший способ сделать это заключается в том, чтобы специалистов в области педагогики готовить по такой программе, которая включает почти столько же педагогических знаний, сколько психологических.
Когда-то в нашей стране существовала и успешно развивалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании,
106
называемая педологией. В разработке ее проблем объединяли усилия педагоги, психологи, медики, генетики, физиологи и ряд других ученых. Из всех наук, которые они представляли, собирались полезные сведения о детях, необходимые для их обучения и воспитания. Имелись учебные центры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалисты данных областей знаний совместно разрабатывали и решали проблемы детства. Достижения отечественных ученых в области педологии не уступали зарубежным.
Однако судьбу этой прогрессивной и перспективной науки постигла та же участь, какая выпала на долю генетики и кибернетики. Педологические исследования были прекращены, а учреждения закрыты в результате волюнтаристского некомпетентного вмешательства в 1936 г. руководящих органов ЦК ВКП(б) (имеется в виду постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпроса").
Отрицательные последствия этого решения оказались серьезными, привели к отставанию системы обучения и воспитания детей в нашей стране от лучших мировых образцов. Не преодолены они, к сожалению, и до сих пор. Это, в частности, проявляется в продолжающем существовать разделении педагогики и психологии как в научных исследованиях, так и в организационном плане.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Т е м а 1. Психология и история.
- Взаимосвязь истории и психологии как наук.
- Применение психологических методов в анализе исторических событий и личностей.
- Использование исторических методов для изучения психологии и поведения людей.
- Успехи психологической теории, достигнутые за счет применения исторических методов в ее разработке.
- Исторический подход к изучению психологических явлений.
Т е м а 2. Психология и философия.
- Традиционность связей между психологией и философией, причины их возникновения и сохранения.
- Основные проблемы психологии, совместно разрабатываемые философами и психологами.
- Достижения в философско-психологических исследованиях.
- Значение философии для психологии.
107
Т е м а 3. Психология и социология.
- Истоки и характер связей между психологией и социологией.
- Проблемы, общие для психологии и социологии.
- Теория социального научения.
- Понятие и механизмы социализации.
Т е м а 4. Психология и педагогика.
- История и современное состояние связей между педагогикой и психологией.
- Объективные и субъективные трудности, возникающие на пути объединения усилий психологов и педагогов в решении проблем обучения и воспитания детей.
- Главные проблемы, которые совместно должны решаться педагогами и психологами.
Темы для рефератов
- Психология и история.
- Социологические аспекты психологических исследований.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
- Психология и философия: проблемы их взаимодействия.
- Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания детей.
ЛИТЕРАТУРА
I
Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988. (Общественные отношения и. межличностные отношения: 78—97. Социализация: 331—348.)
Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Культура и познавательное развитие: 320—355.)
Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая наука в СССР. —Т. 1.— М., 1959. - С. 9-44.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981. (Человек и культура: 410—435.)
Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. — М., 1975. (Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни: 77—92.)
108
II
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Общественно-историческая природа психики человека: 190—213.)
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (Развитие социальных отношений и познание: 167—189.)
Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. — М., 1977. (Познавательные процессы и культура: 22-53, 209-244.)
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. (Философия, психология и наука: 15—20.)
Ярошевский М.Г., Анщнферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Социальные факторы развития психологической мысли: 13—16. Теории социальной обусловленности психики: 258—267.)
III
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. (Социализация личности: 108—113.)
Грехнев B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений (социально-философские проблемы). - М., 1985.
История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX века. Тексты. — М., 1986. (Психология и культура: 293—311.)
Психология личности. Тексты. — М., 1982. (Характер и социальный процесс (Э.Фромм): 48—54.)
109