РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ
Общение живых существ в фило- и онтогенезе развивается. Это развитие охватывает все основные стороны процесса: содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения связано с изменением его содержания и проявляется в следующих аспектах:
1. Обогащение содержания общения новой информацией, передаваемой от одного существа к другому. Сначала - это сведения о биологических, внутренних состояниях организма;
522
затем - информация о жизненно значимых свойствах внешней среды. Вслед за этим в содержание общения входит когнитивного характера, выражающая собой объективные, не зависимые от наличных потребностей живого существа знания о мире, представленные в виде понятий. Последнее происходит уже на уровне человека, а первые этапа эволюционное развитие общения проходит еще на уровне животных. Примерно этим же путем идет развитие общения в онтогенезе человека, достигая третьей ступени уже к дошкольному возрасту.
2. Обогащение целей связано с изменением и развитием потребностей общающихся организмов: чем разнообразнее и выше эти потребности, тем дифференцированное и совершеннее целевой аспект общения.
Развитие средств общения в фило- и онтогенезе идет по нескольким направлениям. Во-первых, это выделение специальных органов, являющихся средством коммуникации, например рук. Во-вторых, развитие экспрессивных форм движений (жестов, мимики, пантомимики). В-третьих, изобретение и использование знаковых систем как средств кодирования и информации. В-четвертых, развитие и совершенствование технических средств хранения, преобразования и передачи информации, используемой в общении людьми (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, магнитный, лазерный и другие способы технической записи и т.п.).
Развитие общения у животных естественным образом включено в биологический эволюционный процесс, в то время как изменение содержания, целей и средств человеческой) общения имеет исторический характер.
Животные на ранних ступенях эволюции практически не общаются друг с другом, за исключением случаев продолжения рода. Стадный образ жизни, предполагающий внутривидовое общение, появляется у насекомых, рыб, развивается у птиц и млекопитающих, достигает совершенства у обезьян. Животные в стаде обмениваются друг с другом биологически значимой информацией, охраняют, поддерживают жизнь друг друга. Между ними, например в стаде обезьян, складываются довольно сложные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются остальные, наблюдается определенная иерархия статусов.
Вначале общение среди животных происходит на основе обмена биохимической информацией (вспомним, что у всех
523
животных особенно развит обонятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантомимики, напоминающий тот, который в невербальном общении используют люди. Еще около середины прошлого века Ч.Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян очень напоминают аналогичные эмоциональные выражения, встречающиеся у людей.
Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.
Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:
1. Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения - примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
2. Возраст от 2-3 месяцев до 8-10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.
3. Возраст от 8-10 месяцев примерно до 1,5 года. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения.
4. Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.
5. Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются
524
его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.
По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при прогрессе научения - пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.
Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Тема 1. Понятие и виды общения.
- Определение общения, его содержания, целей и средств.
- Отличие общения человека от общения животных.
- Виды человеческого общения.
- Общение и деятельность.
Тема 2. Роль общения в психическом развитии человека.
- Необходимость общения для психического развития человека.
- Роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека.
- Общение и развитие человека как личности.
Тема 3. Техника и приемы общения.
- Понятия техники и приемов общения.
- Техника и приемы общения на разных его этапах.
- Понятие и механизмы действии обратной связи в общении.
- Возрастные и профессиональные особенности техники и приемов общения.
Тема 4. Развитие общения.
- Филогенетические и онтогенетические аспекты общения.
- Появление и роль невербального общения в становлении звуковой речи как основного средства человеческого общения.
- Пути совершенствования общения людей по мере их интеллектуального и личностного развития.
525
Темы для рефератов
- Виды общения у животных.
- Виды общения у человека.
- Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
- Сравнительный анализ общения у человека и животных.
- Развитие общения у детей.
- Содержание, цели и средства общения у людей, находящихся на разных уровнях интеллектуального и личностного развития.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. (Определение педагогического общения: 6-45. Самовоспитание педагогической общительности: 46-95. Стиль профессионально-педагогического общения, его технология: 96-138. Тренинг профессионально-педагогического общения: 139-154.)
Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. - М., 1981. (Краткий эволюционный взгляд на язык жестов: 72- 78.)
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. (Понятие общения: 8-30.)
Общая психология. - М., 1986. (Общение: 127-156.)
Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. - 1984. -№12.- С. 99-106.
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. - М., 1987. (Поведение человека в межличностном общении: 66-121. Психокоррекция общения: 164-204.)
Исследование речевого мышления в психолингвистике. - М., 1985. (Соотношение вербального и невербального в общении: 116-150.)
Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. - Ростов н/Д., 1986. (Структура и функции невербального поведения: 5-35. Проявления невербального поведения и его оценка: 36-111. Методика исследования особенностей и психологический анализ невербального поведения: 115-130.)
526
Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: Заметки психолога. - М., 1987. (Культура и искусство общения 162-199.)
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности - М., 1986. (Индивидуальный стиль общения: 181-195.)
Петровсхая Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М., 1989. (Межличностное общение и перцептивно-ориентированный тренинг: 9-17. Перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг: 45-194.)
Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. (Основные принципы психологического воздействия в концепции К.Роджерса: 30-37. Общая характеристика "групп встреч" как групп "роста личности": 37-57. Т-группа как форма тренинга чувствительности: 57- 75. Общая характеристика социально-психологического тренинга: 97-121. Процедурные аспекты групп интенсивного общения: 138-148.)
Попова Л.В., Дьяконов Г. В. Идентификация как общения и развития личности: Методические рекомендации. - М., 1988. (Идентификация как феномен общения: 19-26.)
Генетические проблемы социальной психологии. - Минск, 1985. (Общение младенцев: 30-56. Общение в раннем возрасте: 57-71. Общение дошкольников: 72-87, 123-147.)
Егидес А.П. Психологическая концепция конфликтного общения // Психологический журнал. - 1984. -Т. 5.-№5.- С. 52-62.
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. - М., 1983. (Роль общения в регуляции поведения животных: 76-III.)
Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. - М., 1989. (Экспрессивное поведение: 5-43. Понимание экспрессивного поведения: 43-60.)
Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. - М., 1979.
Мелибруда Е.Я. Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.
Развитие общения у дошкольников. - М., 1974. (Развитие общения у детей: 256-282.)
527