ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что подобный вопрос мы уже обсуждали в связи с рассмотрением темперамента.
В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.
От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.
Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта — замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия. Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг1. "Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью"2.
420
Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным.
Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.
С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстратив-ность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.
Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.
Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.
421
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Т е м а 1. Определение характера.
- Понятие о характере.
- Характер как совокупность устойчивых черт личности.
- Характер и темперамент.
- Инструментальность черт характера человека.
- Структура характера.
Т е м а 2. Типология характеров.
- Типология характеров в связи со строением тела человека (Э.Кречмер).
- Акцентуированные характеры подростков по А.Е.Личко.
- Акцентуации типов людей по характерной манере общения (К.Леонгард).
- Типология социачьных характеров по Э.Фромму.
Т е м а 3. Формирование характера.
- Истоки характера человека.
- Механизм формирования характера.
- Сензитивный период для развития и укрепления характера.
- Возрастные особенности становления черт характера у человека.
- Проблема перевоспитания характера человека.
Т е м а 4. Личность и характер человека.
- Место характера в общей структуре личности.
- Черты характера и другие личностные свойства человека.
- Относительная независимость характерологических особенностей человека от других его личностных свойств.
- Экстраверсия и интроверсия как черты характера.
Темы для рефератов
- Определение характера человека.
- Типология характеров.
- Формирование характера.
- Место характера в общей структуре личности.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
- Сопоставительный анализ различных типологий характеров.
- Аргументы за и против существования типов характера.
- Социально-нравственные типы характера.
- Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.
ЛИТЕРАТУРА
I
Левитов Н. Д. Психология характера. — М., 1969. (Определение характера: 18 — 26. Воля как компонент характера: 42—54. Характер
422
и темперамент: 57—68. Характер и способности: 69—86. Структура характера: 117—127. Формирование характера: 332—377.)
Мерлин B. C. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Характер: 3—26.)
Психология личности: Тексты. — М., 1982. (Характер и социальный процесс (Э.Фромм): 48—54.)
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Темперамент и характер: 211—235.)
Страхов И. В. Психология характера. — Саратов, 1970. (Понятие о характере: 3—14. Волевые и эмоциональные черты характера: 15—36. Устойчивые психологические состояния как черты характера: 37—61. Структура, типология и классификация характеров: 62—80.)
II
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. 2. — М., 1980. (Характер: 52—81. Проблема формирования характера: 52—103. Развитие воли и характера: 82—103.)
Бодалев А. А. Психология о личности. — М., 1988. (Характер и его формирование: 11—24.)
Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Типы характеров: 7—33.)
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1988. (Характер: 257-280.)
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983. (Понятие "акцентуации характера": 6—10.)
Общая психология. — М., 1986.(Характер: 419—438.)
III
Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. — М.,
1988. (Формирование характера: 190—199.)
Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Отношения лиц с разными характерами: 41—59.)
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. — М., 1987. (Характер человека: 35—65.)
Норакидзе В. Г. Методы исследования характера. — Тбилиси,
1989. (Понятие характера: 6—18.)
423