ТЕМПЕРАМЕНТ И ЛИЧНОСТЬ
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального
401
человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного "Я". Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Т е м а 1. Типы темпераментов.
- Понятие о темпераменте.
- Типы темперамента.
- Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.
- Темперамент и деятельность.
402
Т е м а 2. Свойства темперамента.
- Темперамент и основные свойства нервной системы человека.
- Психологическая характеристика темперамента.
- Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека.
- Отражение свойств темперамента в предметной деятельности.
- Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
Т е м а 3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
- Понятие индивидуального стиля деятельности.
- Зависимость индивидуального стиля деятельности от особенностей темперамента.
- Неоднозначность связи между темпераментом и индивидуальным стилем деятельности.
Т е м а 4. Темперамент и личность.
- Связь темперамента со свойствами личности.
- Темперамент как основа для формирования впечатлительности, эмоциональности, импульсивности и тревожности.
- Темперамент и способности.
- Темперамент и характер человека.
Темы для рефератов
- Типы темпераментов, их психологическая характеристика.
- Индивидуальный стиль деятельности.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
- Темперамент, его органические основы.
- Личность и темперамент.
ЛИТЕРАТУРА
I
Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. — Пятигорск, 1990. (Место темперамента в структуре личности: 20—25. Типы темперамента: 26—52. Темперамент и деятельность: 102-112.)
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986. (Свойства темперамента и свойства личности: 86—110. Свойства нервной системы и свойства темперамента: 65—86.)
403
Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. — М., 1964. (Отличительные признаки темперамента: 3—18. Основные проблемы теории темперамента: 19—33. Происхождение и развитие темперамента: 156—183. Темперамент и отношения личности: 184— 223. Понятие темперамента: 254—276.)
Психология индивидуальных различий. Тексты. — МГУ, 1982. (О темпераменте (И.Кант): 148—152. Темперамент (В.Д.Небы-лицын): 153—159. Отличительные признаки темперамента (В.С.Мерлин): 160—168. Темперамент и характер (А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев): 167—171. Строение характера (Б.Г.Ананьев): 172— 178.)
Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. — 1985. — № И. -С. 19-33.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982. (Основные концепции темперамента: 19—66. Темперамент и факторы его формирования: 67—109. Связь темперамента со способностями и личностью: 109—141. Значение свойств темперамента для деятельности: 162—227.)
II
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988.(Темперамент: 234—256.)
Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988. (Темперамент и личность: 68—77.)
Общая психология. — М., 1986. (Темперамент: 401—418.)
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Темперамент и характер: 211—235.)
Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. — М., 1979. (Основные положения теории человеческой индивидуальности: 6—22. Психодинамические свойства человека: 163—248.)
III
Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. (Характер и темперамент: 57—68.)
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. (Проблема психологического типа в свете учения И.П.Павлова: 173—199.)
Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986. (Индивидуальный стиль деятельности и способности: 55—69.)
404