Глава 14.
СПОСОБНОСТИ
Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Способности и успешность деятельности. Понятие одаренности.
Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Понятие задатков. Задатки как природные и социально сформированные предпосьшки для развития способностей более высокого уровня. Неоднозначность связей способностей и задатков. Способности, задатки и индивидуальные различия. Природа индивидуальных различий. Индивидуальные различия, обусловленные генотипическими и анатомо-физиологическими задатками. Свойства нервной системы как задатки к развитию элементарных динамических способностей. Межполовые индивидуальные различия в задатках и способностях.
Природа человеческих способностей. Отсутствие или невыявленность природных задатков к развитию социальных способностей человека. Условия и предпосылки для формирования таких способностей. Понятие функционального органа как анатомо-физиологической основы прижизненно складывающихся человеческих способностей.
373
Развитие способностей. Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития. Занятия детей техническим, художественным и научным творчеством — условия раннего проявления и ускоренного развития многих способностей. Разноплановость деятельности человека, широта и разнообразие сфер его общения — важное условие развития способностей. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности: творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности, поддержание интереса ребенка к данному виду деятельности, создание нужной мотивации и положительного эмоционального настроя. Компенсация отсутствия природных задатков к развитию одних способностей усиленной работой и особым развитием других.