ГЛАВА 3
Основной вопрос
социальной философии

3.1. Основной вопрос социальной
философии в историческом идеализме

Основной вопрос социальной философии - вопрос о взаимосвязи людей и общества, является определяющим для понимания всех основных социально-философских проблем. Его "решение" проходит в истории социальной философии несколько основных этапов и не закончено до сих пор. Как было изложено выше, здесь возможны три основных подхода, при которых дается разная трактовка основного вопроса социальной философии.

В историческом идеализме основной вопрос социальной философии поставлен как вопрос о взаимоотношении сознаний выдающихся личностей и общества. История общества - это последовательность исторических событий, субъектом которых выступают выдающиеся личности, а средством - народная масса. История общества выступает процессом и результатом сознательной деятельности народной массы, руководимой выдающимися личностями (в субъективно-идеалистической философии), и мирового духа, народного духа, выдающихся личностей (в объективном идеализме). Общественное бытие и общественное сознание как таковые не выделяются. Но можно сказать, что в историческом идеализме общественное бытие есть совокупность исторических событий данного народа или человечества, совершенных преимущественно выдающимися людьми, народным и мировым духом. На этом уровне предмет социальной философии и философии истории еще не разграничен.

Общественное сознание в историческом идеализме уже отделено от сознания людей вообще в виде сознания выдающихся людей: царей, полководцев, ученых, художников и т.п. (субъективно -исторический идеализм) или в виде мирового и народного духа (объективно-исторический идеализм). Исторический идеализм полагает, что первично индивидуальное сознание (сознание выдающихся личностей) или мировой дух, а вторично общественное

42

бытие, последовательность (цепь) общественных событий, связанная с деятельностью людей по производству и поддержанию жизни. Здесь активной стороной выступает мировой дух, народный дух, индивидуальное сознание выдающихся личностей, результатом деятельности которых является история общества. В этом случае история человечества предстает как история биографий выдающихся личностей, руководящих народной массой как инструментом для реализации своих замыслов.

Поскольку активной и ведущей стороной выступает сознание выдающихся людей (правящей элиты), то это предполагает автономность развития их сознания от общественного бытия того времени. Оно развивается преимущественно под влиянием общения с выдающимися мыслителями прошлого через книги, устные предания, обучение и воспитание. В результате сознание выдающихся личностей значительно опережает уровень сознания народной массы. Общественное бытие выступает в виде жизнедеятельности народной массы, которая направляется сознанием выдающихся личностей. Далее, сознание выдающихся людей является общественным и потому, что оказывает большое влияние на жизнедеятельность данного народа в силу его политического и экономического положения. Процесс развития обществ и человечества складывается, с точки зрения исторических идеалистов, из взаимодействия пассивного народного бытия и активного сознания выдающихся личностей.

В современном историческом идеализме, развивающемся в условиях исторического материализма и в процессе его критики, общественное бытие растворяется в общественном сознании. Так, Б.П. Вышеславцев считает, что общественное бытие пронизано общественным сознанием, поглощает его:

Мы уже видели, что техника и экономика всецело относятся к сфере культуры и цивилизации, сфере духа. То, что Маркс называет общественным бытием, обнимает всю структуру общества: экономическую, юридическую и политическую, весь фундамент и всю надстройку. Все здание насквозь духовно, ибо оно есть созидание, и притом самосозидание (человеческого духа) 1.

Здесь очевидное смешение духовной и практической деятельности, общественного сознания и общественного бытия, причем в пользу духовной деятельности и духовного бытия. Причиной такой оценки соотношения духовного и практического, помимо их нечеткого теоретического разграничения, является решающая роль науки,

43

изобретательства, творчества в развитии общественного (практического) бытия.

Включая духовное в виде мышления в духовное в виде объективированного в материальных благах и социальных институтах, Б.П. Вышеславцев впадает в ошибку, которую сам подметил у Гегеля в его понятии "снятие". Последнее означает, что низшие ступени неорганической, органической, биологической материи не уничтожаются в высших ступенях, культуре, цивилизации, а сохраняются в них, но в подчиненном высшим степеням виде. Б.П. Вышеславцев критикует материалистов, включая исторических, за сведение высших форм к низшим, духа к общественному бытию. В противоположность марксизму он подчеркивает главенство человеческого духа, общественного сознания, творчества над общественным бытием, практикой, ее результатами. В итоге возникает некоторое преувеличение роли духовности, сознания, творчества людей.

44


1 Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма //Сочинения. - М.: РАРИТЕТ, 1995. - С. 91.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved