ГЛАВА 24
Общественный прогресс
и перспективы развития
человечества

24.1. Понятие
общественного прогресса

Долгое время развитие человечества шло под знаком общественного прогресса. Это было характерно прежде всего для индустриальной стадии. Общественный прогресс - это развитие общества от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному). Возникает вопрос: что такое низшее и высшее в развитии обществ? Для ответа на него нужно, прежде всего, сформулировать идеал высшего общественного строя, по отношению к которому можно было бы оценивать другие общества. Далее, нужно указать пути достижения этого идеального общества исходя из наличного знания и практических возможностей. Сложились следующие основные пути решения этой задачи: религиозный, либеральный, социалистический, либерально-социалистический.

Все религии считают, что человек греховен, а значит, и общество, созданное деятельностью людей, греховно и несовершенно. Общество станет высшим, когда в деятельности людей будут реализованы заповеди религий. Значит, средством создания совершенного общества является религиозное совершенство, духовно-воспитательная деятельность верующих. Христианство говорит о трех этапах человеческого развития: 1) золотой век, предшествующий грехопадению человека; 2) эпоха земной греховности; 3) грядущее Царство Небесное. Сам по себе человек не способен искупить первородный грех, поэтому Бог своей милостью ведет человека к вечной небесной жизни.

Одним из первых архитекторов общественного прогресса в направлении идеального (и социалистического) общества был Платон. Он исходил из того, что в обществе существует огромная масса несовершенных людей, а общественный прогресс состоит во включении

424

этих людей в рамки совершенного государства. Идея платоновского государства, как писал К. Поппер1 -

...противопоставление единого коллектива, государства, способного достичь совершенства и автаркии, огромной массе индивидов, частных граждан, всегда остающихся несовершенными, чьи способности должны подавляться во имя сохранения единого государства.

В этом государстве существует строгое разделение труда и иерархия статусов: философы управляют, воины защищают, трудящиеся (ремесленники и землевладельцы) производят материальные блага. Такое разделение людей на страты соответствует трем началам (частям) человеческой души: разумному, яростному, вожделеющему. Очевидно, что советское государство (КПСС, КГБ, трудящиеся) представляло собой реализацию именно платоновского государства.

Эпоха просвещения меняет эту схему в соответствии с тогдашними естественнонаучными убеждениями. Бог наделил человека разумом, который ведет его по пути совершенства и общественного прогресса. Это совершенствование и прогресс вечны и неодолимы. Общественный прогресс, считали буржуазные либералы, состоит в расширении реальной свободы граждан, улучшении условий и качества жизни людей, благотворительности к бедным. Этому идеалу соответствовало капиталистическое общество, кризис и пороки которого были затем проанализированы Марксом и Энгельсом в"Манифесте коммунистической партии".

Продолжателем дела Платона в деле изобретения идеального типа общества стали Маркс, Ленин, Сталин, партия большевиков. Основные признаки коммунизма как общества будущего были сформулированы при Хрущеве в Программе КПСС:

Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним, развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого по способностям, каждому - по потребностям". Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа2.

425

Этот идеал долгое время определял политику стран социалистического лагеря, в достаточной мере не был реализован, а пролетарский социализм пришел в упадок.

Если исходить из вышеприведенного определения коммунистического общества, то можно утверждать, что в США его идеал был реализован значительно успешнее. Народу США удалось построить реальный либеральный коммунизм, но не в результате пролетарско-социалистической революции и не на основе государственной собственности на средства производства.

Возникает вопрос, можно ли и нужно ли стремиться к созданию либерального коммунизма и в других странах мира, как к этому призывали коммунисты? Очевидно, что это невозможно прежде всего по причине экологического кризиса, который не позволяет задействовать такое количество природного сырья для решения этой задачи. Далее, этому мешает формационная и цивилизационная отсталость стран третьего (и второго) мира, которые без помощи стран первого мира эту задачу не решат. И наконец, в мире возникла формационная иерархия стран, во главе которой стоят либерально-постиндустриальные США. Между странами, находящимися на разных уровнях формационной пирамиды, существует ожесточенная конкуренция, с одной стороны, за сохранение своего высокого формационного статуса (страны золотого миллиарда), а с другой стороны, для отсталых стран характерно стремление перейти в более высокий формационный статус.

Общественный прогресс сейчас - это развитие обществ к смешанной (социалистически-капиталистической) формации, солидаристической цивилизации, к постиндустриальному типу. С развитием человечества сложность смешанной формации будет возрастать, то есть все большее количество сфер общества своими определенными частями будут играть исходную, базисную и вспомогательную роль. При этом нужно учитывать, как пишет Д. Белл, что

термин "постиндустриализм" относится, прежде всего, к изменениям в социальной структуре (технико-экономическом строе) общества и лишь косвенно - к изменениям в государственном устройстве и культуре, которые также представляют собой составные части общества. Следствием становится все большее расхождение между этими элементами, каждый из которых теперь функционирует в соответствии со своими принципами, нередко находящимися в противоречии с принципами других1.

426

Результатом стихийного общественного прогресса в нормальных условиях (прекращение экологического кризиса) может стать: 1) определенное и меняющееся равновесия между эффективностью общественного производства и социальной справедливостью; 2) превращение социальной эволюции в главную форму развития; 3) сближение качества жизни людей бедных и богатых стран; 4) восстановление равновесия между обществом и природой; 6) сохранение межцивилизационного многообразия и сосуществования.

427


1 Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992. - Т. 1. - С. 121.
2 Программа КПСС. - М.: Политиздат, 1974. - С. 62.
1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Академия, 1999. - С. CLXII.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved