Исторической общностью людей является народ. Он представляет собой единство творческого меньшинства и инертной народной массы, существующих в форме этноса и нации. Борьба народов между собой из-за территории, сырья, выгодного геополитического положения является причиной развития человечества.
Этнос - весьма неопределенное в современной науке понятие, характеризующее историческую общность людей, объединенных языком, территорией проживания, исторической судьбой, психологическим складом (характер, менталитет), этнической самоидентификацией. Язык, территория, историческая судьба - это объективные условия формирования этноса, а психологический склад,
399
духовная культура, этническая самоидентификация - это его субъективные признаки.
В историческом материализме нация - это высшая форма исторической общности, которая, кроме этнических признаков, предполагает еще экономическую, политическую (имеет собственную государственность), культурную общность. В современной европейской науке нация - это гражданская общность, включающая в себя людей разной этничности, но объединенных государством, правом, политико-правовой культурой. Нациями являются немцы, французы, американцы и т.п. Поясним некоторые важные признаки нации (народа).
Историческая судьба включает в себя совокупность исторических событий, которые были пережиты представителями данного народа за время его существования. Татарское иго, Куликовская битва, Смута XVI в., нашествие Наполеона, Октябрьская революция, построение социализма, Великая Отечественная война и т.п. - вот те события, которые были пережиты россиянами и о которых они знают из обучения и общения со старшими.
Национальный характер - это интегральная характеристика представителя данной нации. Основными элементами характера личности считают: 1) темперамент, выражающий тип нервной системы; 2) потребности и интересы; 3) чувства и эмоции; 4) качества ума (интеллекта); 5) убеждения, образующие ядро характера; 6) волю, являющуюся стержнем характера. Таким образом, интегральность "характера личности" проявляется в том, что он включает в себя все основные элементы и уровни психики. Характер представляет собой совокупность определенных устойчивых психических форм и отношений между ними.
В социологии имеется понятие "социального характера", который включает в себя социально определенные элементы характера личности, прежде всего потребности, интересы, убеждения, т.е. те элементы характера, которые ориентируют личность в социальной среде. В этой связи выделяют "рыночный характер" (Э. Фромм), традиционный характер (ориентированный на традиции общества), индивидуалистический характер (ориентированный на себя), коллективистский характер (ориентированный на других) и т.п.1
Ментальность - это система идеалов, ценностных ориентации, установок, а также психологических и мыслительных механизмов
400
восприятия и понимания мира, которые позволяют воспринимать, сознавать и преобразовывать мир. Другими словами, ментальность - это и идеалы, и ценности в форме убеждений (своеобразных умственных установок, если так можно сказать), и методы познания, характерные для данной личности как части какой-то социальной общности.
Важнейшим признаком нации является самоидентификация ее членов. Так, Э. Геллнер пишет, что группа людей становится народом,
если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства. Именно взаимное признание такого объединения и превращает их в нацию, а не другие качества - какими бы они ни были, - которые отделяют эту группу от всех стоящих вне ее1.
Э. Геллнер настаивает на том, что именно убеждения, пристрастия и наклонности, т.е. сознательные, мировоззренческие, ментальные стороны людей, а не объективные (территория, язык, экономика, государство, как считалось в марксизме-ленинизме) факторы превращают людей в нации.
Важнейшим признаком нации является наличие у нее национальной идеи. Такая идея ориентирует государство на определенные цели-задачи, имеющие в данных конкретно-исторических условиях определяющее значение. Национальная идея характеризует нацию как государственное целое и является ядром национального самосознания и определяющим признаком нации. Приобретая свою идею, нация поднимается на более высокую ступень самосознания, самоорганизации, сплоченности, самодеятельности и активности.
Люди, социальные общности, институты, организации в рамках народа объединены духовными ценностями на уровне: 1) идеологической теории в духовной сфере общественного организма, субъектом (хранителем, интерпретатором, творцом, пропагандистом, воспитателем) которого является гуманитарная интеллигенция, в том числе и: религиозная; 2) принципов деятельности духовных, политических, экономических, технических сообществ, институтов, организаций; 3) общественной психологии, ментальности и образа жизни людей.
Национальная идея представляет системное качество нации (народа) и характеризует ее во взаимоотношениях с другими народами человечества. Идей, которые народы в лице своих правящих элит выбирают в качестве национальных, можно перечислить
401
несколько: 1) сохранение себя среди других народов в демографическом, культурном, экономическом, политическом отношении; 2) государственное самоопределение в составе федерации или создание независимого национального государства с целью обустройства своей земли, сохранения и развития своей национальной культуры и цивилизационной самобытности; 3) участие вместе с другими народами в обустройстве Земли и организации жизни землян; 4) стремление к региональному или мировому господству и т.п. Перечисленные виды национальных идей могут комбинироваться.
Выбор той или иной идеи в качестве национальной зависит от численности народа, размеров его территории, экономической мощи, военного потенциала, господствующего класса, правящей элиты, проповедуемой идеологии, вождей. Народы малочисленные, с небольшой территорией, слабой экономикой и т.п. выбирают в качестве национальной идею самосохранения, развития и совместного участия с другими народами в обустройстве Земли. Народы, достигшие определенного уровня национального самосознания, культуры, экономики и т.п., стремятся к национально-политическому самоопределению в той или иной форме, как это происходит на пространстве России. Русские как великая нация в лице своей правящей элиты в течение многих веков стремилась к региональному и мировому господству под православно-славянскими и пролетарскими лозунгами. Новый президент вновь предлагает в качестве национальной идеи Патриотизм, Державность, Солидарность, а не улучшение качества жизни россиян.
Национальная идея живет в разной психологической форме в сознании правящей элиты, господствующего класса, народных масс. Для правящей элиты и господствующего класса она существует в форме идеологии, состоящей из идей, взглядов, убеждений, выступающих в психологической форме идеалов, ценностей, принципов познания и деятельности. Для народных масс национальная идея существует в форме мифов, верований, убеждений, массового мировоззрения. Разница между национальной идеей у правящей элиты и народных масс - в соотношении бессознательного и сознательного. Национальной будет та идея, которая в той или иной степени объединяет все составные части народной пирамиды. Прежде всего, национальная идея должна объединять правящую элиту, а также правящую элиту и ведущий класс общества. Если ведущий класс представлен в государстве своей правящей элитой, это превращает его в господствующий класс народа - политически, экономически, культурно, идеологически. Если правящая элита и ведущий класс общества едины, они способны повести за
402
собой остальную часть нации по намеченному пути, сделать свою национальную идею легитимной и вдохновляющей для остальной части населения.
Таким образом, нация представляет собой историческую общность людей, состоящую из национальной элиты, интеллигенции, народной массы, объединенных национально-цивилизационной идеей, духовной культурой, государственной властью, общественной формацией, образом жизни и конкурирующую с другими нациями за место в человеческом и земном пространстве. В этой связи нация выступает исторически более ранней общностью по сравнению с цивилизацией и является основой и препятствием развития последней. Важнейшим структурным элементом нации является национальная элита (духовная, политическая, экономическая), это его мозг и сознание, она управляет нацией в сложных исторических условиях.
По мнению Тойнби, причиной развития истории является противоречие между Вызовом со стороны божественного Логоса и Ответом со стороны того или иного народа (нации). Полнота и интенсивность движения истории определяется мощью Порыва, который совершает творческое меньшинство (элита) во главе со своим лидером, увлекающее за собой инертную народную массу. Этот Порыв направлен навстречу божественному Призыву - Вызову. При этом творческое меньшинство может потерпеть неудачу.
Для Тойнби главной причиной развития обществ-цивилизаций является божественный Вызов, а не Ответ народа. Одновременно он отмечает, что Вызов может остаться без ответа и повторяться вновь и вновь. Неспособность того или иного народа и общества на Ответ, адекватный Вызову, лишает его жизнеспособности и может привести этот народ и его общество к исчезновению с исторической арены. Происходит трагедия распада общества (страны) и народа, в результате чего может произойти социальная революция, которая, "не достигнув своей цели, переходит затем в реакцию". В свете вышесказанного и с точки зрения исторического реализма не исторический Вызов, а Ответ народа на него является ведущей противоположностью этого противоречия и конфликта.
Европейское (либеральное) и советское (марксистское) направления в нынешнем российском обществознании исходят из того, что российская нация еще не сложилась и находится на пути становления. В соответствии с первой точкой зрения, которую отстаивает В. Тишков, нация - это, прежде всего, гражданско-правовое понятие, характеризующее принадлежность людей к определенному
403
политическому целому-государству1. При таком понимании национальные ценности отодвигаются на второй план перед гражданскими и политико-правовыми ценностями. По мнению В.А. Тишкова, российские этносы постепенно включаются в национально-гражданскую общность.
Если проанализировать историю России за последние три века, то можно обнаружить, что российский народ уже в четвертый раз пытается дать адекватный Ответ на Вызов западной модернизации. И каждый раз этот Ответ догоняющей модернизации оказывается неполным, частичным, редуцированным. Это обусловлено колоссальным разрывом между национальной элитой, интеллигенцией и народной массой. В результате в начале XXI в. возникла реальная угроза распада российского общества (народа, формации, государства, цивилизации), если мы не соберемся с силами и не осуществим полноценную и осмысленную модернизацию своего общества.
Раньше полноценному ответу России на вызовы модернизации Запада мешал ее изоляционизм, позволявший скрыться без явного и сиюминутного ущерба для страны. Это и сделали большевики, построив пролетарский социализм в отдельно взятой стране. В условиях глобализации это сделать не удастся, и это большая удача для россиян.
...в наш век, - пишет Тойнби, - главным в сознании общества является осмысление себя как части более широкого универсума, тогда как особенностью общественного сознания прошлого века было притязание считать себя, свое общество замкнутым универсумом.
- Что такое субъект исторического действия?
- Как определяют субъекта исторического действия Вебер и Хайек?
- Какова роль лидеров и элиты в историческом процессе?
- Какова роль госбюрократии в общественном развитии?
- Чем отличается класс от страты?
- Чем отличается этнос от нации?
- Являются ли русские нацией?
404
1
См.:
Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. - Н. Новгород, 1998. - С. 237-243.
1
Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991. - С. 35.
1
Тишков В.А. Что есть Россия? // Вопросы философии. - 1995. - № 2. - С.9.