22.3. Исторические общности

Исторической общностью людей является народ. Он представляет собой единство творческого меньшинства и инертной народной массы, существующих в форме этноса и нации. Борьба народов между собой из-за территории, сырья, выгодного геополитического положения является причиной развития человечества.

Этнос - весьма неопределенное в современной науке понятие, характеризующее историческую общность людей, объединенных языком, территорией проживания, исторической судьбой, психологическим складом (характер, менталитет), этнической самоидентификацией. Язык, территория, историческая судьба - это объективные условия формирования этноса, а психологический склад,

399

духовная культура, этническая самоидентификация - это его субъективные признаки.

В историческом материализме нация - это высшая форма исторической общности, которая, кроме этнических признаков, предполагает еще экономическую, политическую (имеет собственную государственность), культурную общность. В современной европейской науке нация - это гражданская общность, включающая в себя людей разной этничности, но объединенных государством, правом, политико-правовой культурой. Нациями являются немцы, французы, американцы и т.п. Поясним некоторые важные признаки нации (народа).

Историческая судьба включает в себя совокупность исторических событий, которые были пережиты представителями данного народа за время его существования. Татарское иго, Куликовская битва, Смута XVI в., нашествие Наполеона, Октябрьская революция, построение социализма, Великая Отечественная война и т.п. - вот те события, которые были пережиты россиянами и о которых они знают из обучения и общения со старшими.

Национальный характер - это интегральная характеристика представителя данной нации. Основными элементами характера личности считают: 1) темперамент, выражающий тип нервной системы; 2) потребности и интересы; 3) чувства и эмоции; 4) качества ума (интеллекта); 5) убеждения, образующие ядро характера; 6) волю, являющуюся стержнем характера. Таким образом, интегральность "характера личности" проявляется в том, что он включает в себя все основные элементы и уровни психики. Характер представляет собой совокупность определенных устойчивых психических форм и отношений между ними.

В социологии имеется понятие "социального характера", который включает в себя социально определенные элементы характера личности, прежде всего потребности, интересы, убеждения, т.е. те элементы характера, которые ориентируют личность в социальной среде. В этой связи выделяют "рыночный характер" (Э. Фромм), традиционный характер (ориентированный на традиции общества), индивидуалистический характер (ориентированный на себя), коллективистский характер (ориентированный на других) и т.п.1

Ментальность - это система идеалов, ценностных ориентации, установок, а также психологических и мыслительных механизмов

400

восприятия и понимания мира, которые позволяют воспринимать, сознавать и преобразовывать мир. Другими словами, ментальность - это и идеалы, и ценности в форме убеждений (своеобразных умственных установок, если так можно сказать), и методы познания, характерные для данной личности как части какой-то социальной общности.

Важнейшим признаком нации является самоидентификация ее членов. Так, Э. Геллнер пишет, что группа людей становится народом,

если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства. Именно взаимное признание такого объединения и превращает их в нацию, а не другие качества - какими бы они ни были, - которые отделяют эту группу от всех стоящих вне ее1.

Э. Геллнер настаивает на том, что именно убеждения, пристрастия и наклонности, т.е. сознательные, мировоззренческие, ментальные стороны людей, а не объективные (территория, язык, экономика, государство, как считалось в марксизме-ленинизме) факторы превращают людей в нации.

Важнейшим признаком нации является наличие у нее национальной идеи. Такая идея ориентирует государство на определенные цели-задачи, имеющие в данных конкретно-исторических условиях определяющее значение. Национальная идея характеризует нацию как государственное целое и является ядром национального самосознания и определяющим признаком нации. Приобретая свою идею, нация поднимается на более высокую ступень самосознания, самоорганизации, сплоченности, самодеятельности и активности.

Люди, социальные общности, институты, организации в рамках народа объединены духовными ценностями на уровне: 1) идеологической теории в духовной сфере общественного организма, субъектом (хранителем, интерпретатором, творцом, пропагандистом, воспитателем) которого является гуманитарная интеллигенция, в том числе и: религиозная; 2) принципов деятельности духовных, политических, экономических, технических сообществ, институтов, организаций; 3) общественной психологии, ментальности и образа жизни людей.

Национальная идея представляет системное качество нации (народа) и характеризует ее во взаимоотношениях с другими народами человечества. Идей, которые народы в лице своих правящих элит выбирают в качестве национальных, можно перечислить

401

несколько: 1) сохранение себя среди других народов в демографическом, культурном, экономическом, политическом отношении; 2) государственное самоопределение в составе федерации или создание независимого национального государства с целью обустройства своей земли, сохранения и развития своей национальной культуры и цивилизационной самобытности; 3) участие вместе с другими народами в обустройстве Земли и организации жизни землян; 4) стремление к региональному или мировому господству и т.п. Перечисленные виды национальных идей могут комбинироваться.

Выбор той или иной идеи в качестве национальной зависит от численности народа, размеров его территории, экономической мощи, военного потенциала, господствующего класса, правящей элиты, проповедуемой идеологии, вождей. Народы малочисленные, с небольшой территорией, слабой экономикой и т.п. выбирают в качестве национальной идею самосохранения, развития и совместного участия с другими народами в обустройстве Земли. Народы, достигшие определенного уровня национального самосознания, культуры, экономики и т.п., стремятся к национально-политическому самоопределению в той или иной форме, как это происходит на пространстве России. Русские как великая нация в лице своей правящей элиты в течение многих веков стремилась к региональному и мировому господству под православно-славянскими и пролетарскими лозунгами. Новый президент вновь предлагает в качестве национальной идеи Патриотизм, Державность, Солидарность, а не улучшение качества жизни россиян.

Национальная идея живет в разной психологической форме в сознании правящей элиты, господствующего класса, народных масс. Для правящей элиты и господствующего класса она существует в форме идеологии, состоящей из идей, взглядов, убеждений, выступающих в психологической форме идеалов, ценностей, принципов познания и деятельности. Для народных масс национальная идея существует в форме мифов, верований, убеждений, массового мировоззрения. Разница между национальной идеей у правящей элиты и народных масс - в соотношении бессознательного и сознательного. Национальной будет та идея, которая в той или иной степени объединяет все составные части народной пирамиды. Прежде всего, национальная идея должна объединять правящую элиту, а также правящую элиту и ведущий класс общества. Если ведущий класс представлен в государстве своей правящей элитой, это превращает его в господствующий класс народа - политически, экономически, культурно, идеологически. Если правящая элита и ведущий класс общества едины, они способны повести за

402

собой остальную часть нации по намеченному пути, сделать свою национальную идею легитимной и вдохновляющей для остальной части населения.

Таким образом, нация представляет собой историческую общность людей, состоящую из национальной элиты, интеллигенции, народной массы, объединенных национально-цивилизационной идеей, духовной культурой, государственной властью, общественной формацией, образом жизни и конкурирующую с другими нациями за место в человеческом и земном пространстве. В этой связи нация выступает исторически более ранней общностью по сравнению с цивилизацией и является основой и препятствием развития последней. Важнейшим структурным элементом нации является национальная элита (духовная, политическая, экономическая), это его мозг и сознание, она управляет нацией в сложных исторических условиях.

По мнению Тойнби, причиной развития истории является противоречие между Вызовом со стороны божественного Логоса и Ответом со стороны того или иного народа (нации). Полнота и интенсивность движения истории определяется мощью Порыва, который совершает творческое меньшинство (элита) во главе со своим лидером, увлекающее за собой инертную народную массу. Этот Порыв направлен навстречу божественному Призыву - Вызову. При этом творческое меньшинство может потерпеть неудачу.

Для Тойнби главной причиной развития обществ-цивилизаций является божественный Вызов, а не Ответ народа. Одновременно он отмечает, что Вызов может остаться без ответа и повторяться вновь и вновь. Неспособность того или иного народа и общества на Ответ, адекватный Вызову, лишает его жизнеспособности и может привести этот народ и его общество к исчезновению с исторической арены. Происходит трагедия распада общества (страны) и народа, в результате чего может произойти социальная революция, которая, "не достигнув своей цели, переходит затем в реакцию". В свете вышесказанного и с точки зрения исторического реализма не исторический Вызов, а Ответ народа на него является ведущей противоположностью этого противоречия и конфликта.

Европейское (либеральное) и советское (марксистское) направления в нынешнем российском обществознании исходят из того, что российская нация еще не сложилась и находится на пути становления. В соответствии с первой точкой зрения, которую отстаивает В. Тишков, нация - это, прежде всего, гражданско-правовое понятие, характеризующее принадлежность людей к определенному

403

политическому целому-государству1. При таком понимании национальные ценности отодвигаются на второй план перед гражданскими и политико-правовыми ценностями. По мнению В.А. Тишкова, российские этносы постепенно включаются в национально-гражданскую общность.

Если проанализировать историю России за последние три века, то можно обнаружить, что российский народ уже в четвертый раз пытается дать адекватный Ответ на Вызов западной модернизации. И каждый раз этот Ответ догоняющей модернизации оказывается неполным, частичным, редуцированным. Это обусловлено колоссальным разрывом между национальной элитой, интеллигенцией и народной массой. В результате в начале XXI в. возникла реальная угроза распада российского общества (народа, формации, государства, цивилизации), если мы не соберемся с силами и не осуществим полноценную и осмысленную модернизацию своего общества.

Раньше полноценному ответу России на вызовы модернизации Запада мешал ее изоляционизм, позволявший скрыться без явного и сиюминутного ущерба для страны. Это и сделали большевики, построив пролетарский социализм в отдельно взятой стране. В условиях глобализации это сделать не удастся, и это большая удача для россиян.

...в наш век, - пишет Тойнби, - главным в сознании общества является осмысление себя как части более широкого универсума, тогда как особенностью общественного сознания прошлого века было притязание считать себя, свое общество замкнутым универсумом.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое субъект исторического действия?
  2. Как определяют субъекта исторического действия Вебер и Хайек?
  3. Какова роль лидеров и элиты в историческом процессе?
  4. Какова роль госбюрократии в общественном развитии?
  5. Чем отличается класс от страты?
  6. Чем отличается этнос от нации?
  7. Являются ли русские нацией?

404


1 См.: Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. - Н. Новгород, 1998. - С. 237-243.
1 Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991. - С. 35.
1 Тишков В.А. Что есть Россия? // Вопросы философии. - 1995. - № 2. - С.9.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved