ГЛАВА 22
Субъекты
общественного развития

22.1. Лидеры, элиты, бюрократия

Люди уже давно стали задумываться над тем, что или кто является движущей силой общественных процессов, а значит, и несет главную ответственность за циклическое, линейное или спиралевидное развитие обществ, определяет тип общественных формаций и цивилизаций, образ жизни и счастье людей.

На протяжении всей эволюции общественной мысли "движущая сила" общественных изменений понималась по-разному. Долгое время люди считали, что боги (или Бог) являются движущей силой развития общества, всех происходящих в нем событий.

В историческом материализме под этими силами понимаются как собственно субъекты общественного развития, так и некоторые общественные явления (общественные противоречия, производительные силы, способ производства, разделение труда, классовая борьба, социальные революции, потребности и интересы, наука и т.п.).

С точки зрения исторического реализма движущими силами развития общества выступают различные субъекты: индивиды, социальные институты, классы, нации и т.п. В теоретической социологии эти субъекты изучаются в рамках социальной структуры общества. В социальной философии проблема социальной структуры выступает как проблема различных субъектов исторического действия. Мы согласны с B.C. Барулиным, что общественные противоречия, производительные силы субъектами развития общества не являются, а представляют условия деятельности общественных субъектов1.

М. Вебер полагал, что субъектом деятельности (поведения) может быть только индивид (конкретный человек), а не общество, государство, класс, политическая партия, церковь, предприятие и т.п. Он не возражал против использования в социальной философии и теоретической социологии понятий семья, нация, государство,

389

общество, но при этом подчеркивал, что реальным субъектом социального поведения все же выступает индивид: царь, министр, полководец, предприниматель, партийный лидер, простолюдин.

В своей работе "Факты общественных наук" (1942) Хайек тоже выступает противником персонификации таких целостностей, как общество, государство, класс. Персонификация заключается в наделении этих целостностей собственными потребностями, интересами, мотивами, сознанием, волей, способностями, мировоззрением, ментальностью и т.п. Хайек также считает принцип индивидуализма важнейшим методологическим принципом общественных наук. Вслед за Марксом он полагал, что любое общественное образование (целостность) есть сеть взаимоотношений индивидов (совокупность общественных отношений у Маркса), не существующих вне и помимо их. Любое общественное явление - это взаимодействующие между собой индивиды - социальные общности, институты, организации1.

Существуют разные типы социального поведения, о которых мы уже говорили: 1) целерациональное, 2) ценностно-рациональное, 3) традиционное, 4) аффективное. Вебер полагал, что методологической основой социологии является только целерациональное действие индивида, которое характеризуется ясностью осознания индивидом своей цели, рациональным соотнесением ее со средствами и условиями ее реализации, возможными негативными и позитивными последствиями ее реализации. С его точки зрения, ни общество, ни народ, ни государство, ни партия, ни экономика, ни производительные силы не могут являться подлинными субъектами исторического процесса. По мнению Вебера, считать индивида только клеточкой и атомом некоего социального организма нельзя, общество не является подобием биологического организма.

Да, в экономической формации и индивидуалистической цивилизации именно индивиды являются подлинными субъектами исторического процесса, что и фиксирует исследователь этого типа общества Вебер, который не знал политических обществ. Но в СССР именно КПСС и советское государство были фактически и юридически главными субъектами общественного процесса. И эта закономерность повторяется во всех политических формациях со времен древнего деспотизма. В нынешних смешанных (буржуазно-социалистических) обществах и индивиды, и социальные институты, особенно демократическое правовое социальное государство,

390

реально являются субъектами исторического развития. Таким образом, веберовская и органическая социологии описывают разные типы обществ.

В конечном счете наиболее распространенной стала многосубъектная теория общественного развития. Согласно ей общественное развитие является результатом сознательных действий многих субъектов: 1) государственной власти (правительств, законодательных органов и т.п.), 2) общественных организаций, групп давления, общественно-политических движений и т.п.; 3) отдельных инициативных (активных) личностей. Комплексное взаимодействие перечисленных субъектов образует совокупность исторических событий. Эти события являются результатом как преднамеренных (сознательных) действий коллективного, так и распыленных, непреднамеренных (под влиянием своих интересов) действий массы индивидов1.

Важными субъектами общественного развития являются, прежде всего, политические лидеры. Это люди, обладающие выдающимися качествами, способные направлять и изменять ход развития общества, занимающие, как правило, ведущее политическое положение в государстве и обществе (царь, президент, генсек и т.п.). Как показывает история, политические лидеры появляются в переломные периоды развития стран и становятся инициаторами и организаторами идеологических, политических, экономических преобразований в обществах.

Выдающиеся качества политических лидеров можно разделить на природные (характер, воля, решительность, магнетизм, гипнотизм, интуиция), нравственные (беспринципность, властолюбие, жестокость, легкомыслие, с одной стороны, и гуманизм, принципиальность, ответственность - с другой), профессиональные (мудрость, аналитичность, быстрая ориентация в политической обстановке, организаторские способности, готовность к компромиссам, эрудиция, ораторские способности и т.п.).

Политических лидеров можно разделить на консерваторов (ориентированных на стабилизацию и сохранение существующего состояния обществ), реформаторов (ориентированных на радикальное преобразование общества мирными средствами), революционеров (ориентированных на разрушение старой формации и создание новой в результате насильственных преобразований). К первым в России

391

можно отнести Николая I, ко вторым - Керенского, к третьим - Ленина.

Политические лидеры делятся также на традиционных (получение власти традиционным способом, существующим в данной стране), харизматических (власть получена в результате поддержки народа, верящего в сверхъестественные способности лидера), легальных (выбранного на основе конституционных выборов). В России традиционными являлись цари и генсеки, харизматическими были Ленин и Сталин, легальными - Ельцин и Путин. Нужно отметить, что бывают лидеры "смешанные", т.е. обладающие сразу несколькими основаниями своего лидерства.

Основными функциями лидеров в обществе являются: аналитическая (заключающаяся в систематическом изучении ситуации в обществе), представительская (выражение в своей деятельности интересов основных классов общества), программирующая (разработка стратегии и тактики развития страны), организаторская (мобилизация элиты, интеллигенции, народной массы на решение стоящих перед страной задач), интегративная (направленная на поддержание целостности и стабильности в обществе, в частности между разными классами и сферами общества). Отсюда их определяющая роль в развитии общества.

Элитой общества является небольшой слой людей, имеющих высокое положение в обществе, т.е. обладающих властью, богатством, престижем, активных в основных сферах общественной деятельности (идеологической, политической, экономической, военной и т.п.). Элита общества (национальная) включает в себя: политическую (управляющую обществом), экономическую (крупные капиталисты, руководители корпораций, банков и т.п., которые определяют развитие экономики, занятость, зарплату и т.п.), военную (генералов), идеологическую (ведущие обществоведы, педагоги, представители СМИ, руководители религиозных конфессий и т.п.), культурную (ведущие деятели литературы, музыки, театра и т.п.), научную (видные ученые и организаторы научных исследований).

Политический лидер, как правило, выступает руководителем политической элиты общества, играющей главную роль среди других элитных составляющих. Политическая элита представляет собой небольшой слой общества (2-5 тыс. человек в зависимости от размеров страны), концентрирующий в своих руках государственную власть, занимающий командные посты в обществе (президенты, премьеры, министры, руководители палат парламента, губернаторы, и т.п.) и управляющий обществом. Политическая элита делится на

392

высшую, среднюю политическую (сенаторов, парламентариев, губернаторов, мэров и т.п.) и административную (высшие чиновники, т.е. руководители департаментов) в зависимости от объема власти.

Формирование политической элиты обусловлено необходимостью управления обществом. Элита малочисленна и отчуждена от подавляющей части населения общества в силу существующего между политической элитой и народной массой различия во власти, образовании, богатстве, образе жизни, степени влияния на жизнь людей. Она включает в себя людей, имеющих интерес к политической деятельности.

Основными функциями политической элиты в обществе являются: программирующая (разработка стратегии и тактики развития общества на данном этапе его исторического развития), организаторская (принятие новых законов, распределение ресурсов, пропаганда через СМИ, координация деятельности разных уровней бюрократического аппарата, контроль и т.п.), интегративная (гармонизация интересов разных социальных общностей, поддержание стабильности между разными общностями, а также сферами общества). Каждому мыслящему россиянину ясно, что перечисленные функции нынешняя российская "элита" не выполняет, поэтому можно говорить, что в России пока национальной элиты нет. Когда она появится, тогда и кончится кошмар распада страны.

Итальянские ученые Моска (1858-1941) и Парето (1848-1923) первыми ввели в науку понятие политического (правящего) класса и раскрыли его громадную роль в развитии обществ. Они считали, что развитие обществ зависит в основном от качеств элит, их идеологической ориентации и сплоченности. Последнее очень важно: когда элита теряет сплоченность, как происходит у нас в России, то общество оказывается без руля и без ветрил. Элиты возникают, расцветают и приходят в упадок, и вместе с этим циклом происходит развитие обществ. В Советской России партийная элита деградировала, а новая пока не сложилась.

Политическая элита общества, руководимая политическим лидером, осуществляет свою власть через госаппарат. Госаппарат представляет собой объединение людей, образующих государственную машину. Он включает множество должностей, каждая из которых характеризуется определенными правами, обязанностями и своей долей управленческой работы. Госаппарат в качестве главной функции имеет реализацию принятых политической элитой решений, контроль за их выполнением, информацией об исполнении, корректировкой (конкретизацией) решений политической элиты на

393

всех уровнях бюрократической иерархии. В отличие от политической элиты, которая меняется довольно часто, госаппарат остается практически неизменным на протяжении длительного периода. Его смена происходит, как правило, в периоды реформ и социальных революций, когда новая политическая элита вынуждена заменять старых чиновников на новых.

Важнейшей закономерностью является превращение чиновничества в замкнутую касту, обеспокоенную не государственными, а своими интересами. Происходит бюрократизация бюрократии, когда она, с одной стороны, ставит на первое место свои корпоративные интересы и подгоняет под них решения политических верхов, выхолащивая их содержание, а с другой стороны, просто не хочет или не может работать в новых условиях. Возникает кризис власти, противоречие между политическими верхами и аппаратными низами. В этом случае происходит либо смена чиновничества, либо смирение политической элиты. Отличием российского чиновничества является его способность к бюрократизации, превращение в оторванную от народа и политической элиты косную массу, что вызывает законные нарекания населения и политической элиты.

394


1 См.: Барулин B.C. Социальная философия. - М., 1993.
1 Хайек Ф.А. Указ. соч. С. 72-89.
1 См.: Штомпка П. Указ. соч. С. 242-245.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved