Агрессия международного терроризма (исламского большевизма) против США 11 сентября 2001 г. может рассматриваться по-разному с точки зрения причин, целей и последствий. С одной стороны, ее можно рассматривать как элемент развертывания исламско-большевистской элитой (если это будет доказано) межцивилизационного многоуровневого конфликта, втягивающего в свою воронку и революционную, и умеренную часть своих естественных цивилизационных союзников. С другой стороны, это нападение можно считать ответом на экспансию социал-демократической цивилизации Запада на экстремистский удар США и НАТО по Ираку, Афганистану, Ливии.
Целью этого террористического акта может быть деморализация американского противника и ограничение американской демократии, провоцирование ответного удара со стороны США и христианской цивилизации по исламскому миру, разрушение проамериканских режимов в исламских странах (Саудовской Аравии, Турции и др.) и усиление антиамериканизма среди сторонников исламского большевизма, попытка сделать ислам религиозно-политическим оружием антихристианского джихада, восстановить исламскую цивилизацию в ее исламско-болыпевистском виде.
Идущая межцивилизационная холодная война будет отличаться от холодной войны между социал-капитализмом и советским социализмом отсутствием видимых фронтов, но в целом она будет вестись по тем же идеократическим принципам. Это будет прежде всего война психологически-религиозная, имеющая внешний и внутренний фронты, ведущаяся силами своих фанатичных приверженцев. Как и война с советским коммунизмом, война с исламским экстремизмом (и социализмом) будет чрезвычайно сложной. Имея религиозную форму, эта межцивилизационная война скрывает глубокую историческую
370
пропасть между разными цивилизациями и разными историческими эпохами в истории человечества. В исламском социализме религиозная сторона - следование заветам ислама - является определяющей. Материалистическая сторона отодвинута в нем на второй план и тем самым пока нет противопоставления богатого и бедного. В этом смысле борьба против исламского социализма (равенства всех мусульман перед Богом) очень трудна психологически и идеологически. Психологическая и идеологическая победа здесь в принципе невозможна в отличие от победы мирового социал-капитализма над пролетарским социализмом, а возможно только мирное сосуществование двух цивилизационных систем.
Межцивилизационная война, в отличие от обычной, происходит не только между государствами - выразителями соответствующих цивилизационных ценностей, но также между разными цивилизационными группами внутри всех разноцивилизационных государств. Сторонники исламской цивилизации есть внутри развитых христианских стран, так же как сторонники американизма есть в мусульманских странах. В этой связи США среди христианских стран наиболее беззащитны перед лицом исламского противника. И здесь нужно сказать, что у антиамериканских экстремистов есть оружие, против которого, по сути, нет защиты, - массовый фанатизм.
На наш взгляд, возникающий межцивилизационный конфликт требует ряда серьезных мер, соответствующих той угрозе, которую он представляет. Во-первых, нужно ликвидировать ядро исламского социализма, которое находится в Афганистане в виде движения талибов, в Чечне в виде движения ваххабитов и других странах (Индонезии, Пакистане и т.п.). Во-вторых, требуется осуждение исламского большевизма (талибов, ваххабитов, Аль-Каида и др.) со стороны руководства современного международного ислама. В-третьих, потребуется "план Маршалла" мирового сообщества, прежде всего богатых исламских стран, для улучшения уровня жизни бедных исламских стран. Только в этом случае можно будет подорвать цивилизационные основы исламского большевизма в этих странах, укрепить нормальную исламскую цивилизацию.
Требуется изменение парадигмы мышления и политики ООН, развитых стран, международного сообщества. Принципом нового устройства мира должна стать его многополярность, многоцивилизационность, гуманистичность, борьба с международным терроризмом
371
во всех формах, кроме межгосударственной. Современной техногенной христианской цивилизации следует на деле отказаться от признания себя единственно достойной человека. Последнее требует отказа от рыночных отношений между исламской и христианской цивилизациями, подчинения их в межцивилизационном отношении власти цивилизационных (и национальных) традиций. Мировое переустройство должно базироваться на основах относительного цивилизационного и формационного неравенства разных стран мира.
Да, США, подобно Голландии, Англии и Франции в прошлые века, распространяет либеральные ценности, которые они считают гуманистическими. Но нужно вспомнить, какими колониальными войнами сопровождалось распространение этих либеральных ценностей, которые воспринимались антигуманными населением тех стран, которые колонизировались с помощью оружия и товарно-денежных отношений. Теперь ситуация повторяется вновь. США и их социал-капиталистические союзники распространяют социал-демократические (либерал-социалистические) ценности среди исламских стран и народов. Часть исламского мира уже совмещает исламскую цивилизацию с социал-капиталистической формацией и живет обеспеченно: Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Турция, в какой-то мере Иран и др. Но большая часть исламского мира (Афганистан, Ирак, Ливия, Индонезия, Филиппины и др.) живет в бедности.
Западный социал-демократизм несет с собою индивидуализм, буржуазную массовую культуру (оскорбляющую традиционный исламский менталитет и образ жизни), разрушение экономических и сексуальных запретов, снятие идеологических запретов на критику цивилизационных основ исламского общества и т.п. Это прежде всего касается положения женщин в обществе, их освобождения от власти мужчин в образе жизни, выборе семейного партнера, участия в политической и экономической жизни. Разрушение мусульманского образа жизни, отказ от многих положений шариата и т.п. вызывает у необразованных, нищих, забитых, озлобленных мусульман агрессивность, которую лидеры исламского большевизма могут легко направить против США и других развитых и цивилизованных стран. Военные удары США и их союзников по исламским большевикам активизируют исламских фанатиков, применяющих смертников, раскалывают изнутри страны, имеющие в своем составе мусульман, могут вызвать всплеск военного противоборства в разных частях планеты.
372
Место России в этом межцивилизационном конфликте обусловлено ее принадлежностью к христианской цивилизации, наличием в ее составе и среди ее союзников многочисленного исламского населения, отсталостью общественного строя страны от Запада и стремлением вернуть утраченное государственное могущество. В этой связи нужно приветствовать борьбу США с международным исламским терроризмом, с которым Россия уже сражается в Чечне и за ее пределами. Оказывая поддержку этой борьбе, России нельзя оказаться волей обстоятельств врагом исламской цивилизации: мы имеем недавний печальный опыт войны в Афганистане.
- В чем суть межцивилизационного конфликта в XXI в.?
- Можно ли избежать конфликта между исламской и христианской цивилизациями?
- Какую роль сыграли события 11 сентября 2001 г. в США для человечества?
- Нужно ли было бомбить талибов в Афганистане?
- Чем закончится межцивилизационный конфликт между исламом и христианством?
- Какую позицию следует занять России в этом межцивилизационном конфликте?
- Можно ли надеяться на изменение межцивилизационной парадигмы мышления в развитых странах мира?
- Барулин B.C. Социальная философия: Учебник. Ч. 2. -М.: МГУ, 1993.
- Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М.: Международные отношения, 1999.
- Бутенко А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. - М.: Наука, 1978.
- Введение в философию: Учебник: В 2 ч. Ч. 2. / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.
- Глезерман Т.Е. Ленин и формирование социалистического образа жизни // Коммунист. - 1975. - № 1.
- Ивин А.А. Введение в философию истории. - М.: Владос, 1997.
- История цивилизаций: Конспект лекций. - М.: Приор, 2000.
- Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. - М.: Владос, 1998.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.
- Максимов А.Н. Философия ценностей. - М.: Высшая школа, 1997.
- Панарин А.С. Искушение глобализмом. - М.: Русский национальный фонд, 2000.
- Руткевич М.Н. Социалистический образ жизни и его развитие // Вопросы философии. - 1975. - № 11.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск: Курсив, 1996.
- Соколов С.В. Социальная конфликтология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Сорокин П. Социальная и культурная динамика. - СПб., 2000.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.
- Струков Э.В. Социалистический образ жизни. Теоретические и идейно-воспитательные проблемы. - М., 1977.
- Струмилин С.Г., Писаренко Э.Е. Социалистический образ жизни: методология исследования // Вопросы философии. - 1974. - № 2.
- Тойнби А Дж. Цивилизация перед судом истории. - М.: Прогресс; Культура, 1996.
- Толстых В.И. Образ жизни. Понятие, реальность, проблемы. - М., 1975.
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М.: Мысль, 1980.
- Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973.
- Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.: Экономика, 2001.
- Яковец Ю.В. История цивилизации. - М.: Владос, 1997.
373