19.4. Солидаристическая
цивилизация

Индивидуалистическая цивилизация вступила в период своего заката в начале XX в., что было осознано О. Шпенглером в его"Закате Европы". Развивая его положения, П. Сорокин отметил, что это не просто кризис какой-то сферы общества или отдельной формации, а кризис европейской цивилизации, системы духовной, политической, экономической формации, начавшийся с кризиса духовной формации. Это был кризис индивидуализма как основополагающего принципа христианско-протестантской цивилизации. В результате этого кризиса православная (восточная) часть христианского мира (Россия) пошла по пути индустриально-коллективистической цивилизации, не собрав сил для солидаристической цивилизации, а западная христианская цивилизация сумела преодолеть этот кризис на пути создания солидаристической цивилизации в первой трети XX в. в Европе и США.

355

Солидаристическая цивилизация связана с демократическим правовым социальным государством и буржуазно-социалистической формацией. Она включает в себя определенную наднациональную солидаристическую общность людей, элементы материальной и духовной культуры, солидаристический образ жизни индивидов.

Солидаристическая цивилизация развивается, проходя стадии аграрно-солидаристическую (в частности, исламско-феодальную) и индустриалъно-солидаристическую (социал-демократическую). В рамках солидаристической цивилизации реализуется несколько важных принципов, которые были осознаны в наше время в трудах Бернштейна, Каутского, Гелбрейта, Вилли Бранда, Сэмюела Бриттана, Мишеля Альбера, Фридриха Хайека и др.

Солидаристические принципы являются индивидуалистически-коллективистическими, т.е. смешанными (интегральными, гибридными) по сравнению с принципами индивидуалистической и коллективистической цивилизаций1. Эти принципы конкретизируют главную солидаристическую идею - свободы, равенства, братства людей. В отличие от других цивилизаций, в частности советской, в которых эта идея была реализована частично, в солидаристической цивилизации эта идея реализована относительно полно.

Прежде всего, в этой цивилизации, с одной стороны, так же как и в индивидуалистической цивилизации, исходят из принципа, что никто из людей точно не знает, в чем состоят их общественные интересы. С другой стороны, церковь, общественные науки и опирающиеся на них политики уже способны строить определенные прогнозы развития общества, просчитывать их и реализовывать. Но эти прогнозы не носят государственно-принудительного характера, а являются рекомендациями общностям, институтам, общественным сферам, являющимся самостоятельными (свободными и ответственными). Это позволяет избежать крайностей индивидуализма и коллективизма. Солидаристическая цивилизация активно участвует в процессе создания социал-капиталистической (солидаристической) формации, добавляя свои усилия к стихийному процессу ее образования.

В солидаристической цивилизации, с одной стороны, признается неравенство людей по своим характерам, способностям, ментальности, что позволяет им самим найти свое место в экономической

356

формации. Но одновременно государство, церковь и гражданское общество помогают людям обнаружить свои способности, предлагают им на выбор разные рабочие места и социальные статусы, направляют процесс социальной мобильности. С одной стороны, здесь есть свобода выбора, а с другой стороны, она ограничена законами государства в интересах общества. Это общество относительно равных возможностей.

Эта цивилизация исходит из того, что человек по своей природе ленив, недальновиден, расточителен, неразумен, но его все же можно воспитать более приспособленным для жизни в политико-экономической формации с помощью семьи, церкви и т.п., а уже затем стимулировать вести себя активно, дальновидно, экономно, разумно силой обстоятельств, которыми и является социал-капиталистическая формация. Здесь людям, с одной стороны, предоставляют экономическую и иную свободу, а с другой стороны, направляют деятельность социального правового государства, церкви и гражданского общества феодального или социал-капиталистического.

В солидаристической цивилизации признается свобода индивидов, институтов, организаций, но действуют правила и принципы по согласованию соперничающих интересов и нахождению компромисса в том, что касается преимуществ. Это развитое право, система законов, регулирующих все сферы общественной жизни. Задача этой цивилизации заключается в том, чтобы информировать людей об этих принципах, воспитать к ним уважение и признание и следить за их строгим соблюдением вместе с государственной властью. В феодальной цивилизации такую роль играет церковь, а в социал-капиталистической цивилизации - прежде всего, СМИ и право. Политико-экономическая цивилизация в значительно большей степени, чем экономическая цивилизация, позволяет примирять конфликтующие интересы и ограничивать возможность предоставления какой-нибудь группе такой экономической, политической, идеологической власти, которая позволяла бы ей ставить свои интересы и взгляды выше других интересов и взглядов.

Солидаристические цивилизации появились в доиндустриальную эпоху (при феодализме) в форме исламской цивилизации - она возникает одновременно с феодальной формацией в арабских странах. В основе распространения ислама в мире лежали его мировоззренческие принципы, изложенные в Коране, и соответствующая им ментальность, организация исламской церкви, соответствующий образ жизни.

357

Цивилизационной идеей ислама является спасение человека: ислам в буквальном смысле - это путь человека к спасению в результате соблюдения исламских принципов. Но путь своеобразный - в этом его отличие от католичества, православия, протестантизма. Для ислама, как и для христианства, типично линейное представление о развитии и прогрессе, а также христианский рационализм. Все это следствие того, что ислам, как более позднее цивилизационное мировоззрение, впитал в себя идеи иудаизма и христианства.

К исламским принципам можно отнести: 1) отказ от рабства и крепостничества; 2) низкое налогообложение подданных ислама, ведущее к росту общественного производства и численности населения; 3) "зякят" (специфический налог), взимаемый в пользу малоимущих и распределяемый централизованно, что избавляет нуждающихся от ощущения неполноценности и способствует относительной справедливости и равенству; 4) "иншалла" - ориентация на сегодня и невозможность знания о будущем, известного только Богу, что дает возможность человеку самостоятельно определять свое настоящее, самореализовываться; 5) роль мечети как соединительного звена между человеком и Богом, будущим и прошлым; 6) толерантность (терпимость) к другим цивилизационным религиям и т.п. Важной составной частью ислама является шариат (мусульманское право), регулирующий мусульманский образ жизни во всех его существенных проявлениях. Принципом шариата является законопослушание и лояльность к законной власти, готовой разделять ценности ислама. При этом большинство исламских правовых ценностей созвучно современным правовым системам.

Более развитой и поздней солидаристической цивилизацией, возникшей в индустриальную эпоху человечества, стала буржуазно-социалистическая (социал-демократическая). Она включает в себя: 1) социал-демократическую идеологию, ментальность, образ жизни, существующие через семью, систему образования, СМИ - надстройку; 2) социалистический интернационал, социал-демократические партии и социальные институты (демосоциальные, экономические, политические, духовные) - базис; 3) социал-демократическую, цивилизационную иерархию, включающую буржуазно-социалистическую элиту, бюрократию, народную массу.

Идеологической основой социал-демократической цивилизации является доктрина демократического (буржуазного) социализма, которая провозглашает ценности свободы, социальной справедливости и солидарности. Здесь представлены основные ценности

358

коллективистической и индивидуалистической цивилизаций в их диалектическом единстве. В этом состоит цивилизационная идея социал-демократической цивилизации, изложенная во всех документах социал-демократических партий. Политическая демократия обеспечивает права и свободы граждан, парламентскую систему, всеобщее избирательное право, многопартийность, право на оппозицию, господство закона. Экономическая демократия предполагает контроль общества над экономикой, многообразие форм собственности, ведущую роль рынка, участие трудящихся в управлении экономикой. Демосоциальная демократия обеспечивает социальные права трудящихся (на труд, образование, лечение, жилье, отдых, пенсии), ликвидирует основные формы гнета, дискриминации, обеспечивает условия для свободной самореализации индивида.

Цели буржуазного (демократического) социализма достигаются мирными, демократическими, эволюционными средствами в процессе классового сотрудничества, поддержки демократического правового социального государства. Буржуазно-социалистическая цивилизация представляет собой обязательную 1) мировоззренческую, ментальную, поведенческую сторону, являющуюся исходной; 2) систему социальных институтов, реализующих эти установки, - базис; 3) социал-капиталистический образ жизни, характеризующийся, с одной стороны, напряженным, конкурентным, эффективным трудом, а с другой стороны, раскованным отдыхом в форме массового потребительства как материального, так и массово-культурного. Возникновение социал-демократической цивилизации оказывает серьезное влияние на становление соответствующей формации общества.

Очевидно, что социал-демократическая цивилизация как разновидность христианской цивилизации не всегда следует своим принципам. Так случилось с нею во время недавних бомбардировок Белграда авиацией США, приведших к значительным материальным, духовным, человеческим жертвам. Это значит, что рецидивы современной индивидуалистической цивилизации США, окрепшей вновь после распада СССР и ослабления коллективистической цивилизации в других странах мира, стали опасны для человечества. Нужны усилия для ограничения деятельности индивидуалистической цивилизации на международной арене, ее несоответствия нынешним историческим реалиям: глобализации, экологической катастрофе, постиндустриальному этапу в развитии человечества. Только солидаристическая цивилизация способна, с одной стороны, уберечь мир от экологической катастрофы, а с другой стороны,

359

сохранить приемлемый уровень удовлетворения материальных потребностей людей.

Солидаристическая цивилизация имеет некоторые сходные черты со смешанным типом интегральной (идеалистической) культуры П. Сорокина:

Это единственная форма смешанного типа, которая является... логически интегрированной. В количественном отношении это более или менее сбалансированное соединение идеациональных и чувственных элементов, с преобладанием, однако, элементов идеациональных... Реальность для нее (культурной ментальности) многогранна, имеет аспекты и непреходящего Бытия, и вечно изменяющегося становления - духовного и материального. Ее потребности и цели - духовные и материальные, однако материальные подчинены духовным. Способы их реализации заключаются и в самосовершенствовании, и в преобразовании внешнего чувственно воспринимаемого мира: другими словами, эта ментальность и идеациональному, и чувственному воздает каждому свое1.

В каком отношении находится нынешняя российская децивилизация к нынешней европейской солидаристической цивилизации? По этому вопросу среди российских идеологов существует несколько точек зрения. Одни из них (славянофилы) полагают, что российская цивилизация представляет собой особый коллективистический случай, основу ее образует православная коллективистическая цивилизация. В ней по определению не может быть обеспеченной жизни, рыночной экономики, демократического правового социального государства, независимого правосудия, гражданского общества и т.п. Другие (западники), к которым автор относит и себя, считают, что российская цивилизация с самого момента своего рождения была европейской и христианской. В глазах Востока русские были и остаются европейцами. Цивилизационный разрыв между Россией и Европой - это разрыв между отсталой, догоняющей и передовой частью христианской цивилизации. Петр I, большевики, советские коммунисты сделали очень много для уничтожения всяких евразийств в цивилизации России, хотя делали это весьма жестоко.

В результате запоздалых и потому революционных реформ, проведенных либерально-капиталистической комноменклатурой в части ельцинской России, возникла либерально-капиталистическая деформация и соответствующая ей индивидуалистическая цивилизация. Они представляют другую крайность в сравнении с социализмом и переживаются большинством народа как трагедия по сравнению с советским социализмом и буржуазным социализмом,

360

обещанным Горбачевым. В постсоветской России возник конфликт между коллективизмом (советизмом) и индивидуализмом (неоамериканизмом) при очень слабой социал-демократической цивилизационной составляющей. Это обстоятельство, с одной стороны, дает основание нынешним коммунистам охаивать не только капиталистическую, но и социал-демократическую цивилизацию. С другой стороны, многие россияне, в том числе и интеллигенция, впали в уныние, стали сомневаться в возможности социал-демократического пути для России, в способности россиян выбраться из латиноамериканского варианта современного капитализма и с этой точки зрения бессознательно склоняются к неосоциализму.

В этой связи нужно напомнить: переживаемые Россией трудности - это нормальный вариант окончательного и полного вхождения страны в буржуазно-социалистическую Европу. Остатки пролетарского социализма и элементы номенклатурного капитализма уже "снимаются" в новом синтезе, и достаточно быстрыми темпами. Большевикам потребовалось 20 лет после октябрьского переворота, чтобы достичь нормального для советизма качества жизни. Постсоветская же России, опираясь на помощь Запада, значительно быстрее и с меньшими потерями, чем при большевиках, Двигается в направлении буржуазного социализма.

А. Янов обратил внимание на то, что главным препятствием для активной части россиян на буржуазно-социалистическом пути является комплекс имперской неполноценности, сохранившийся после провала коммунистического эксперимента, в рамках которого советские люди считали себя первой державой мира, указывающей всем народам путь в светлое будущее. Он правильно утверждает, что россиянам нужно окончательно отказаться от психологии и мировоззрения сверхдержавности, стать обычной европейской страной, процветающей, мирной, сильной. А. Янов предлагает российским ученым разработать программу интеграции в капитал-социалистическую Европу. Таким образом, главная проблема - это формирование в стране сильной проевропейской правящей элиты, избавившейся от марксистко-ленинской идеологии, четко сознающей направление развития страны.

Россия может оказать, особенно после исторического события 11 сентября 2001 г. в США, разумное сопротивление неолиберально-капиталистическим, неоиндивидуалистическим, транснациональным кругам Запада (прежде всего США), пытающимся отказаться от солидаристической цивилизации под предлогом победы Запада в "холодной войне" с СССР. Социал-демократические силы

361

в России должны поддержать своих союзников в западной цивилизации. Для этого российским сторонникам этого выбора необходимо предложить новые идеи и инициативы в этом направлении и проявить политическую волю: интеграции постсоветской России в современный мир в составе современной солидаристической христианской цивилизации альтернативы нет.

Вопросы для самоконтроля

  1. Чем отличается формация и цивилизация данного общества (страны)?
  2. Чем отличаются между собой мифологическая и коллективистическая, мифологическая и индивидуалистическая, коллективистическая и индивидуалистическая цивилизации?
  3. Что общего между коллективистической, индивидуалистической и солидаристической цивилизациями?
  4. Почему исламская цивилизация названа солидаристической?
  5. Почему православная цивилизация является коллективистической?

362


1 Если следовать рассуждениям Хайека, то эту общественную цивилизацию можно назвать истинно-индивидуалистической. В ней ценность результатов индивидуальной деятельности для других людей является наивысшей по сравнению с другими цивилизациями (Хайек Ф.А. Указ. соч. С. 39-41).
1 Сорокин П. Системная и культурная динамика. С. 50.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved