ГЛАВА 2
Развитие социальной
философии
Общество давно называют природно-социальным организмом. Если анатомировать этот организм, то в нем можно выделить несколько основных общественных сфер-систем, выступающих его структурными элементами: 1) географическую (суша, воздух, климат и т.п.), 2) демосоциальную (производство, социализация и т.п.), 3) экономическую (производство, распределение, обмен и потребление материальных благ), 4) политическую (производство, распределение, обмен, потребление порядка), 5) духовную (производство, распределение, обмен, потребление духовных благ) и др.
Сферы общественного организма находятся между собой в определенных связях и отношениях, образуя определенные метасистемы. В результате этого сферы общества играют разную роль - базисную (главную) и вспомогательные (дополняющие). В разное историческое время мыслителями выделялись разные главные сферы общества и возникали теории идеалистического, материалистического (географического, экономического, политического) и реалистического детерминизма.
Наиболее ранней была теория исторического (социологического) идеализма, согласно которой базисной сферой общества считалась духовная. Сторонники исторического идеализма считают главной причиной функционирования и развития общества сознание, волю, мировой дух, т.е. духовную сферу общества. В историческом идеализме можно выделить направления: субъективно-идеалистическое (П.Л. Лавров, Н.М. Михайловский, Людвиг фон Мизес) и объективно-идеалистическое (Гегель, П. Сорокин и др.).
Согласно субъективно-идеалистическому пониманию общества субъектами духовной сферы являются выдающиеся личности, элита общества, его интеллигенция. Они выдумывают разнообразные природоведческие, обществоведческие, политологические и другие теории и реализуют их в обществе в силу своего выдающегося интеллектуального, политического, военного положения. Вся история человечества с точки зрения субъективно-исторического идеализма
20
выступает историей деятельности выдающихся личностей, управляющих жизнедеятельностью народных масс. История человечества предстает совокупностью биографий великих людей: царей, министров, полководцев и т.п. Правда, было ясно, что не только выдающиеся личности определяют ход истории, так как цели и планы этих выдающихся деятелей не всегда достигали цели и терпели крах. Исходя из этого делались попытки предложить другие, более правильные теории общественного строя и развития.
Сущность развития общества, по Лаврову, состоит в переработке культуры, ее традиционных и застойных форм и замене их на новые современные формы. Развитие общества есть сознательное развитие. Личность выступает главной движущей силой и критерием общественного прогресса. Прогресс идет от личности неразвитой - к развитой всесторонне. При этом Лавров, Михайловский полагали, что только на социалистическом этапе возможно всестороннее развитие личности.
Методология субъективистской социологии подчеркивала принципиальное различие между миром природы и миром общества. Природные явления повторяются, между ними возникают закономерные связи, которые можно воспроизводить и предсказывать. Общественные явления индивидуальны, между ними не может быть закономерных связей, их можно только угадать. Если главным источником развития обществ являются выдающиеся личности, то нужно изучать мотивы деятельности этих личностей, для чего следует ставить себя в их положение.
Современные субъективные идеалисты (Поппер, Хайек, Мизес и др.) считают единственным и конечным субъектом исторического процесса индивидов, их идеи и ценностные суждения, а также действия, направляемые этими идеями и суждениями. В индивидах главным является не деятельность, а идеи, которые управляют этой деятельностью.
Подлинная история человечества суть история идей. Именно идеи отличают человека от других существ. Идеи порождают общественные институты, политические изменения, технологические методы производства и все, что называется экономическими условиями1.
Но разве идеи порождают общественные институты, а не специализация и сотрудничество людей, побуждаемых отнюдь не идеями сотрудничества и специализации?
21
Современные субъективные идеалисты ставят пределы роли выдающихся личностей в истории.
Государственный деятель может добиться успеха только в той мере, насколько его планы соответствуют общему настроению его времени, т.е. идеям, которые владеют умами его граждан. Он может стать лидером только в том случае, если готов вести людей по тому пути, по которому они хотят идти, и к цели, которую хотят достичь. Государственный деятель, восстающий против общественного мнения, обречен на неудачу1.
Но что представляют общее настроение и идеи, владеющие умами граждан? Ведь в каждом обществе несколько общественных мнений и несколько идей, которые владеют умами разных групп людей. Ленин и большевики представляли идеи и мнение пролетарского меньшинства. Но установили диктатуру пролетариата и перестроили идеи остальных людей и общественный строй по своему усмотрению. А людей, которые не хотели перестраивать свои идеи на большевистские, заставили замолчать или уничтожили. Здесь на первое место выходят не идеи, не общественное мнение, а политическое насилие, выпадающее из поля зрения Мизеса. Все, что говорит Мизес, можно отнести только к экономическим и частично к смешанным формациям общества, но не к политическим.
Говоря о перспективах и конечных целях исторического процесса, субъективные идеалисты (и либералы) отвергают объективную предопределенность этого процесса мировым духом Гегеля или объективными законами материального производства Маркса.
Вполне возможно, - писал Людвиг фон Мизес в 1957 г., - что через несколько лет весь земной шар будет покорен социализмом. Если это случится, то это ни в коем случае не будет служить подтверждением марксистской разновидности философии истории. Социализм не будет следствием закона, действующего независимо от воли людей с«неумолимостью закона природы«. Наоборот, он будет именно следствием идей, овладевших людьми; разделяемого большинством убеждения, что социализм им более выгоден, чем капитализм2.
Но выгодность или невыгодность капитализма (США) или социализма (СССР) - это соответствие качества жизни людей (объективного факта) их потребностям и интересам, возникающее в определенном общественном строе (формации), предшествующее осознанию его людьми.
Объективно-идеалистический идеализм Гегеля стал попыткой преодолеть ограниченность субъективно-идеалистического понимания
22
истории человечества. Прежде всего, Гегель считал, что существует история человечества, а не отдельных народов, которые сами по себе ничего не представляют. Далее, основу развития человечества, скрытую от великих людей и народных масс, составляет мировой дух (разум), который действует через разум выдающихся личностей и народных масс. Он выступает скрытой закономерностью, определяющей деятельность и выдающихся личностей, и народной массы. И наконец, всемирная история есть прогресс в сознании и свободе. Это значит, что человечество в лице выдающихся людей не остается бессильным перед мировым духом (объективным законом), определяющим историю человечества: оно шаг за шагом сознает закономерное (разумное) содержание обстоятельств своих поступков и учитывает его в постановке целей, разработке программ, организации своей деятельности.
Всемирная история не является спокойным и счастливым процессом, но полна противоречий (борьбы) и тяжелой работы. Каждое историческое событие, так же, как и деятельность человека, есть борьба интересов, в которой проявляется историческая закономерность (мировой разум). Гегель обращает внимание на то, что целенаправленная деятельность людей всегда наталкивается на объективные обстоятельства (препятствия), которые искажают общее направление этой деятельности, приводят к результатам, отличающимся от целей деятельности1. Здесь Гегель рассматривает проблемы соотношения стихийного, случайного и закономерного, сознательного.
Для объяснения различия эпох человечества Гегель вводит понятие народного духа, которое выступает промежуточным между мировым духом и духом выдающихся людей. Все народы делятся на исторические (великие), оказывающие влияние на ход развития человечества, и неисторические, копирующие опыт других. Народный дух существует в форме государственного строя, экономик, культуры, религии, искусства данного народа. Содержание всемирной истории составляет борьба, победа и поражение народов. Сама же она
23
представляет последовательную смену эпох: греческой, римской, германской. О русской эпохе нет ни слова.
Закономерное, сознательное проявляется через стихийное, случайное - человеческий интерес и страсть.
В истории, - пишет Гегель, - вообще ничто не осуществляется без интереса тех, которые участвовали своей деятельностью... ничто великое в мире не совершалось без страсти1.
Исторические (выдающиеся) люди черпают свои цели из скрытого за вещами и обстоятельствами мирового духа (объективной закономерности).
Такие лица, преследуя свои цели, не сознавали идеи вообще [идеи мирового духа]; но они являлись практическими и политическими деятелями. Но в то же время они были и мыслящими людьми, понимавшими то, что нужно и что своевременно... Их дело было знать это всеобщее, необходимую ближайшую ступень в развитии мира, сделать ее своей целью и вложить в ее осуществление свою энергию2.
Правда, у Гегеля нет объяснения, почему это происходит, почему одна эпоха выше другой, что такое народный дух и т.п. Все эти понятия носят сугубо умозрительный характер.
Исторический идеализм как социально-философское направление исходит из того, что общественное целое организуется вокруг некоего центра, который определяет функционирование и развитие общественного целого (страны). Таким организующим целым в историческом идеализме, связанным с деятельностью выдающихся личностей и мирового духа, является национальное государство. Именно через него выдающиеся личности и мировой дух осуществляют свою творческую преобразовательную деятельность. Это означает, что центральной категорией исторического идеализма является категория социального института.
Маркс и Энгельс, критически осмысливая Гегеля, писали, что Гегель подсунул в основу истории человечества божественный разум:
История становится... простой историей предвзятых идей, сказкой о духах и призраках, а действительная, эмпирическая история, составляющая основу этой сказки, эксплуатируется только для того, чтобы дать тела этим призракам... 3
В порядке критики исторического идеализма можно отметить, что чувственные впечатления и обыденные мысли простонародья тоже определяют ход истории, как и идеи, лежащие в основе
24
деятельности политических лидеров, правящей элиты, бюрократического государства. Можно выделить две составляющие исторического процесса: 1) народные массы, сознание которых определяется их бытием; 2) правящие элиты, сознание которых не только отражает общественное бытие, но и творит его в своем воображении, а затем в практической жизни, т.е. в общественном бытии.
Можно предположить, что исторический идеализм был характерен для доиндустриалъной эпохи, когда народная масса играла подчиненную роль по отношению к своим правителям, господствующим классам (экономическим, политическим, идеократическим). Исторический идеализм был духовным оружием царей, полководцев, министров, жрецов и т.п. В условиях информационной эпохи возрастает возможность расцвета исторического идеализма, преувеличения роли индивидуального сознания, проектирования, идей в развитии общества.
25
1
Л. фон Мизес. Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С. 136.
1
Л. фон Мизес. Указ. соч. С. 136.
1
"...Во всемирной истории, благодаря действиям людей, вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают; они добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения" (
Гегель. Сочинения: В 14 т. - М.; Л., 1935. - Т. 8. - С. 27).
1
Гегель. Указ. соч. Т. 8. С. 23.
3
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 109.