ГЛАВА 1 9
Цивилизации как ступени
развития человечества

19.1. Мифологическая цивилизация

Мифологическая цивилизация возникает вместе с первобытнообщинной формацией и продолжает жить в мировоззрении, институтах, образе жизни последующих поколений и цивилизаций в снятом и преобразованном виде. Здесь еще раз нужно напомнить, что цивилизация является продуктом определенного мировоззрения (мифологического, религиозного, философского). Имеющееся в обществе мировоззрение проявляется в способах организации общественного производства - демосоциального, экономического, политического, в форме соответствующих благ (людей, порядка) и соответствующих институтов.

Мифологическая цивилизация как определенная иерархическая общность людей характеризуется мифологическим мировоззрением и ментальностью, соответствующими им институтами (табу, традиции, семья, родовое самоуправление и т.п.), мифологическим образом жизни индивидов.

В мифологическом мировоззрении отсутствует разделение на мир реальный, земной, бренный и мир вымышленный, небесный, вечный. Это мировоззрение опирается на воображение как важнейшую черту ментальности людей. Письменность отсутствует, и чувственные представления, мысли носят устный или графический характер. В мифологии присутствует вера в сверхъестественное, но в ней содержатся и многие эмпирические данные, являющиеся результатом пристального наблюдения за миром. Мифология отражает представления человека о строении мира, основных силах природы, происхождении и смерти человек, необходимости и случайности жизни и т.п.

В мифологическом мировоззрении отсутствует представление о времени, а пространство ограничено непосредственно наблюдаемой частью мира. В нем слабо наличествуют идеалы, так как нет представления о будущем. Для мифологии есть только настоящее время и пространство, в которых живет человек. Помимо земного времени и пространства существует пространство и время небесное, в котором

338

обитают боги и души умерших. Обожествлению подвержены непосредственные силы природы: солнце, вода, огонь, ветер и т.п. Ментальность мифологического человека представляла собой совокупность мифов, в форме которых существовали идеалы, ценности, нормы мифологической цивилизации.

Миф основан на результатах чувственного наблюдения и воображении людей. Он представляет собой чувственно-образное знание о каких-то важных силах мира (солнце, воде, смерти и т.п.), имеющее символическое и тем самым понятийное значение для людей, представляющее "образ бытия личностного". В мифе личность и значимые для нее вещи сливаются в единство, образующее мифологическое сознание людей. Миф как форма духовного освоения мира первобытнообщинным человеком детально проанализирован А.Ф. Лосевым1.

Важнейшим институтом первобытнообщинного общества было родовое самоуправление, которое являлось, с одной стороны, формой выражения мировоззрения, ментальности, характера своих членов, а с другой стороны, оказывало громадное влияние на их формирование через первобытнообщинную формацию, способ общественного производства, реализацию материальных потребностей людей.

Первобытнообщинные народы ведут кочевой или земледельческий образ жизни, в котором, с одной стороны, реализуются их мировоззрение и ментальность, а с другой - конкретные условия жизни. К последним относится, прежде всего, цикличность в природе: дня и ночи, времен года и т.п. Поэтому образ жизни этих людей подобен кругу, имеющему начало, расцвет и конец. Вследствие нехватки предметов потребления (пищи, одежды, сексуальных партнеров и т.п.) индивидуальные образы жизни носили конфликтный характер. Чтобы их преодолеть, были введены жесткие табу на все выходящее за рамки относительно бесконфликтного существования людей в роде. Это относится как к конкретным видам жизнедеятельности (земледелие, охота, рыболовство, война, похороны т.п.), так и к "весу" (значимости) этих видов жизнедеятельности в структуре образа жизни. Существовали ограничения на их развитие и разрешение только в круге (цикле) повторения.

Цивилизационная мифологическая иерархия включала в себя: 1) родовой сакральный устный текст, в котором шла речь о происхождении племени, выдающихся животных, а также выборного

339

вождя рода; 2) старейшин, которые развивали устное предание данного рода и следили за его знанием и соблюдением у всего взрослого населения; 3) взрослые члены рода и подрастающее поколение, которые изучали сакральный текст, обладали соответствующей ментальностью, нормами поведения и образом жизни.

Мифологическая цивилизация находится в относительной гармонии с окружающей природой: климатом, ландшафтом, естественными средствами потребления и т.п. Эта цивилизация в лице первобытных родов, как отмечают все исследователи, являлась очень хрупкой и постоянно подвергалась уничтожению как со стороны стихийных природных бедствий, так и в результате конфликтов между соседними родами. Но она постоянно воспроизводилась другими родами на основе первобытнообщинной формации, непосредственно связанной с природой. Можно считать, что раз возникнув в одной или нескольких точках земли, первобытное общество в единстве своей цивилизации и формации все же смогло сохранить себя и развиться в другие общества, формации, цивилизации. Это касается, как мы уже говорили, мифологического мировоззрения, институтов (магических) и образа жизни.

У П. Сорокина выделено три типа цивилизации: 1) идеациональный, 2) чувственный, 3) смешанный (интеграционный). Они различаются прежде всего способом восприятия мира людьми. В идеациональном типе цивилизации люди воспринимают мир преимущественно как проявление скрытой (и сакральной) реальности: Бога, Абсолютной идеи и т.п. В чувственной цивилизации люди воспринимают мир преимущественно органами чувств. В смешанной - восприятие мира носит сакрально-чувственный характер. Исходя из этого можно сказать, что мифологическая цивилизация является синкретической, объединена мифологическим самосознанием (ментальностью), носящим синкретический характер, из которого затем при определенных условиях проросли идеациональная и чувственная, а затем и интегральная формы цивилизации.

340


1 Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved