Формации, государства, цивилизации тесно взаимосвязаны и характеризуют общества как определенные целостности. Формации возникли раньше, чем государства, а последние раньше, чем цивилизации. Таким образом, современное конкретное (локальное) общество есть единство формации, государства, цивилизации. Нельзя отождествлять, как это часто бывает у исторических материалистов, общество и формацию, а у экономистов и историков - общество и цивилизацию.
Взаимосвязь формаций, государств, цивилизаций выражается в следующем: 1) в них входят одни и те же сферы общества, но разными частями и функциями; 2) каждая из указанных метасистем выражает относительно самостоятельную функцию общества-страны; 3) значение (вес) этих функций и соответствующих им метасистем в обществе-стране меняется в истории человечества в силу стечения субъективных и объективных обстоятельств.
Конкретное (локальное) общество представляет собой пирамиду общественных сфер на определенном историческом этапе его развития: географической, демосоциальной (мужчины и женщины, взрослые и дети, семьи и этносы), экономической (производительные и экономические силы, процесс материального производства
328
и т.п.), политической (государство, право, партии и т.п.), духовной (мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.п.). Ю.В. Яковец называет такое понимание конкретного общества локальной цивилизацией1. В этом случае специфика цивилизации как духовной формации и личности конкретного общества исчезает, а вместе с этим исчезает и различие между историческим и социально-философским подходом к изучению человечества.
Напомним, что в отличие от конкретного общества (России, США, Китая и др.) практическая формация этих обществ-стран представляет собой одну из метасистем, общественное тело, способ общественного производства практических благ и людей. Она включает в себя исходную (людей), базисную (экономику, государство, смешанную), вспомогательную (право, церковь, искусство, образование, науку) сферы, находящиеся в причинно-следственных, функциональных, комплиментарных отношениях между собой.
Общественное государство представляет собой политическую метасистему конкретного общества (страны) на определенном историческом этапе развития, включающую в себя государственную власть, народонаселение, государственную территорию. Государственная власть (правящая элита, ветви власти, госаппарат, право, практические ресурсы) служит для интеграции людей, поддержания порядка, защиты страны. Политическая и формационная (общественное производство) деятельность не совпадают. Между элементами государства-страны существуют причинные, функциональные и смысловые (цели и средства) отношения. В государство, как мы уже говорили, могут входить и разные, и одинаковые формационные и цивилизации элементы общества. Последние, очевидно, разными своими функциями-сторонами. Например, государственная власть входит и в общественную формацию, где она является надстройкой, и в цивилизацию, где она выступает формой реализации цивилизационного смысла.
Цивилизация (духовная формация) конкретного общества представляет собой способ производства духовных благ (знаний, мифов, идеалов, мышления и т.п.) и личностей. Исходную основу духовной формации образуют личности определенного цивилизационного типа. Базисную (главную) сферу этой формации в разной степени образуют семья, школа, церковь, СМИ, КПСС своими духовными функциями, воспитанием личности человека. Вспомогательную сферу духовной формации образуют харизматическая личность (Христос, Магомет, Маркс) и созданное ей мировоззрение (мифологическое, религиозное, философское). Мировая цивилизация
329
включает в себя: 1) определенное мировоззрение, идеологию, ментальность; 2) духовные институты (церковь, партию, образование, семью); 3) образ жизни индивидов, характеризующий разные народы и страны.
В понятии практической формации общества фиксируется факт адаптации людей к природе за счет практического (демосоциального, экономического, политического) ее преобразования. В понятии "цивилизация" социально-философский анализ ставит вопрос о месте человека в природе, о способности человечества создавать себе место в мире, а не просто адаптироваться в нем. В цивилизации (духовной формации) общество являет себя подобно личности человека, т.е. в единстве духовной сферы, общественного сознания, практической деятельности людей, институтов, организаций. В качестве цивилизации человечество выступает высшей формой функционирования этого мира и берет на себя ответственность за судьбу этого мира перед своим духом (сознанием) и природой. Таким образом, понятие цивилизация не только представляет собой дальнейшее развитие наших представлений об обществе как о личности, но и о роли этой личности в природе.
Общественная формация и государство образуются причинно-функциональной интеграцией элементов культуры данного общества. В ней каждый элемент и сфера общества выступают функциональными элементами органичного целого. Причинно-функциональный способ интеграции элементов культуры данного общества в общественную формацию и государство производится людьми стихийно, на основе их демосоциальных и практических (экономических и политических) интересов. В частности, государство возникает на основе политических интересов: поддержания порядка, защиты своего общества от агрессии других обществ. Интеграция элементов общества в цивилизацию, в отличие от формационной и политической связи, изначально носит внутренний, логико-смысловой, мировоззренческий характер, а основой является мировоззренческая цель и результат.
Если общественная формация похожа на тело человека, государство - на нервную систему, то общественная цивилизация - на личность человека. Она имеет в составе общества свою важную функцию, деятельность, сферу. Входящие в ее состав части общественных сфер объединены цивилизационным смыслом - мировоззренческой идеей. Это превращает цивилизацию в духовно-культурную (в отличие от экономически-культурной и политически-культурной) целостность, элементы которой находятся в отношениях цели и средств. Это иные и более высокие отношения, чем в общественной формации и государстве. Благодаря цивилизацией ной
330
идее элементы общества превращаются в "устойчивые стили, типичные формы и значимые образцы"1. В этой связи цивилизацию невозможно понять без культурологии, философии, психологии.
Формационные и политические связи, складываясь стихийно на основе материальных и политических интересов, затем сознаются людьми в форме логических связей так же, как и законы Ньютона. Формационные и государственные связи первичны, а их осознание в мышлении (логике) вторично. Логико-смысловые (цивилизационные) связи людей, в основе которых лежат определенные замыслы - идеи, ставят элементы культуры общества в цивилизационные связи, придают им смысл. Они первичны по отношению к своим проявлениям в социальных институтах и образе жизни. Поэтому при изучении цивилизаций необходимо искать смысловую связь между элементами демосоциальной, экономической, политической, художественной культуры, вытекающую из цивилизационной идеи.
Сущность логико-смыслового, метода познания состоит... в нахождении основного принципа ("основания"), который пронизывает все компоненты, придавая смысл и значение каждому из них, и тем самым из хаоса разрозненных фрагментов создается космос2.
Это основание (базис) цивилизации оказывает громадное влияние на ее исходную и вспомогательную сферы. В этом случае между элементами цивилизации устанавливаются сознательные (логико-смысловые) связи. Если общественной формации эти причинно-функциональные связи устанавливаются стихийно-сознательно на основе определенного материального интереса, то в цивилизации - на основе какого-то определенного смысла и лежащего в его основе духовного интереса.
Если в общественной формации и государстве реализуется причинно-логическая, а в общественной цивилизации смысло-логическая интеграция культуры, то это разные уровни сознания, мышления, самосознания людей. Не случайно общественная формация и государство были выявлены учеными раньше, чем общественная цивилизация. Причинная интеграция носит логический характер, который обнаруживается, прежде всего, в законах естествознания. Смысл о-логическая интеграция носит субъектно- практический характер, она навязывается культуре, превращая ее в цивилизацию. В этом смысле Шпенглер был прав, считая цивилизацию оформленной (закостенелой) культурой - демосоциальной, экономической, политической. И общественная цивилизация, и государство, и формация относятся к миру культуры общества, но связь между
331
элементами культуры в формации, государстве, цивилизации разные. Если в формации общества главной сферой становится экономика, а в государстве - политика, то в цивилизации - духовная сфера людей.
В качестве цивилизации отдельное общество-страна превращается в определенного типа "личность": индивидуалистическую, коллективистскую, солидарную. Эта "общественная личность", своеобразный духовно-общественный организм, существует ради определенных идеалов-смыслов, которым подчиняет свою жизнедеятельность. Личность представляет собой единство психики (и сознания) и социальной деятельности. Цивилизация как специфическая общественная. личность представляет собой единство общественного сознания и общественной деятельности, творение общественного бытия общественным сознанием в аспекте реализации мировоззренческого смысла, а не только производства практических благ.
собой реализацию общественного сознания, то цивилизация обеспечивает сохранение общественного сознания, его развитие и под-людей. Здесь возникает различие между духовным и практическим (и экономическим) производством. Возникает цивилизационное противоречие между смыслом жизни общества, смыслом жизни образующих его людей, общностей, институтов и общественным бытием. Оно выступает внутренним цивилизационным противоречием развития конкретного общества.
Противоречие между телом, нервной системой, личностью (психикой) человека является условием развития человека. Общественная формация, государство, цивилизация тоже находятся в противоречиях (и конфликтах), что является условием развития общества (а не только материальное производство, как в историческом материализме). Формационная, государственная и цивилизационная ипостась данного общества находятся между собой в сложных отношениях, образуя множество самых замысловатых комбинаций.Сравните США, Россию, Китай и др. В одном обществе может быть цивилизационная и государственная составляющие, а формационной может и не быть (только деформация). В другом обществе может быть формационная и государственная составляющие, а цивилизационная может отсутствовать, находясь на стадии этнолиза-ции (современная Чечня). В третьем обществе цивилизационная и формационная составляющие находятся в единстве, образуя неразрывную целостность, а государство не развито. В четвертом обществе
332
сосуществуют противоположные цивилизационные и формационные ипостаси, находящиеся в борьбе между собой и примиряемые сильным государством (феодальная Европа во время папизма). Формационное и государственное тело общества может быть одинаково у тех или иных народов, а цивилизационная душа отлична, что и придает обществу определенную специфику. Например, мусульманская цивилизация - это и совокупность стран, регионов, деревень с разными общественными формациями, и совокупность людей, обладающих какими-то общими чертами, отличающими их от других цивилизаций.
В силу тесной взаимосвязи общества, формации, государства, цивилизации их довольно часто смешивают. Например, в учебниках по социальной философии, философии истории, социологии довольно часто древние империи, государства средневековья называют цивилизациями. На деле это не цивилизационные, а политические объединения стран, народов, селений: многие из них не объединены мировоззренческой парадигмой, цивилизационными институтами (язык, церковь, государственность), образом жизни индивидов. Наличие цивилизации - это не только этнолизация, национализация, государство, а духовно-мировоззренческая целостность элементов общества и включение данного общества и народа в более обширное духовно-культурное целое. Поэтому локальное общество, формация, государство, цивилизация - это в социально-философском смысле не одно и то же1.
Каждая цивилизация (буддистская, египетская, античная, протестантская, православная, советская и т.п.) как мировоззренческая, институциональная, образно-житейская общность индивидов имеет функциональную, пространственную, временную структуру. В
333
функциональном аспекте цивилизация представляет собой цивилизационную иерархию: цивилизационные лидеры и текст, цивилизационная интеллигенция (носитель и воспитатель цивилизационного текста), цивилизационная паства. С пространственной стороны цивилизация состоит из семей, деревень, городов, регионов, стран, континентов, на территории которых проживают представители данной цивилизации. Данное государство-страна не является локальной цивилизацией: зачем вообще вводить термин "локальная"? Она просто является территориальной частью данной цивилизации: цивилизация либо есть, либо ее нет. С временной стороны цивилизация характеризуется степенью сплоченности людей вокруг данного мировоззрения, смысла, норм, образа своей жизни. С этой стороны каждая цивилизация проходит стадии становления (подъема), расцвета и упадка, который может смениться новым подъемом.
Является общепризнанным, что именно
в конце XX в., когда цивилизационные особенности и противоречия в глобальном пространстве вышли на передний план, взаимодействия и возможное столкновение цивилизаций определяют будущую судьбу человечества, становятся осевой проблемой первой половины XXI в. 1
Возникает вопрос, какие именно цивилизационные противоречия вышли на первый план? Когда читаешь об этих противоречиях, то оказывается, что это демографический взрыв, экономическое неравенство, экологический кризис и т.п. Какое отношение имеют эти реальные проблемы для собственно межцивилизационных противоречий? Да, эти проблемы должны сказаться на существующих в мире цивилизациях, но каким образом?
В данной стране может быть несколько цивилизаций. Это значит, что в данном обществе есть цивилизационные лидеры, социальные институты, цивилизационная масса, приверженные разным мировоззренческим ценностям, ментальности, характерам, образу жизни. Например, в Советской России существовала советская цивилизация, базисом которой была КПСС, православная цивилизация, базисом которой была православная церковь, и исламская цивилизация, базисом которой была мечеть. Эти цивилизации включали также множество людей, объединенных вокруг своих базисных социальных институтов религией, ментальностью, характерами, образом жизни. Цивилизация не существует вне людей и организаций,
334
которые придерживаются определенных ценностей, веры в них и соответствующего поведения в обществе.
В стране-государстве можно выделить цивилизацию, которая соответствует господствующей общественной формации, и цивилизацию, которая ей противодействует (маргинальную). Православная цивилизация в Советской России была противником советского строя, хотя ее иерархи сотрудничали с советской властью. И православные (носители православной цивилизации) были объективно противниками советской цивилизации (и ее носителей). Обе эти цивилизации (советская и православная) развивались в борьбе между собой. Православная цивилизация уходила в глубь народа, становилась уделом верующих. Советская цивилизация распространялась вширь, постепенно становилась уделом слов карьеристов, а не убеждений людей. Отношения между маргинальной и господствующей цивилизациями носили враждебный характер.
Разлад общества проявляется в разладе его цивилизации и формации. Это выражается в противоречии между духовными ценностями, которые разделяет политическая элита, интеллигенция, простонародье. Иногда удается, как было при Петре I и Ленине, навязать народной массе новые духовные ценности, восстановить целостность цивилизационной и формационной пирамиды. Но это требует большой крови, разрушений, чудовищной цены. Скрытое противоречие внутри цивилизации, как правило, остается и рано или поздно проявится.
Исходя из вышесказанного, все цивилизации обществ можно подразделить на: 1) общественные (локальные, конкретные, присущие отдельным народам, например российская, французская и т.п.) и мировые (присущие многим народам) - в зависимости от характера общественного субъекта; 2) коллективистические, индивидуалистические, солидаристические - в зависимости от характера мировоззренческой идеи и типа формации обществ; 3) религиозные, светские, светско-религиозные и т.п. - в зависимости от характера мировоззренческой парадигмы, лежащей в ее духовной основе; 4) первичные, вторичные, третичные - в зависимости от самостоятельности развития; 5) доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные - в зависимости от характера технологичности мировоззрения, организации общественного производства, типа благ, в которых реализуется мировоззрение данной цивилизации.
Отличие одной цивилизации от другой может характеризоваться: 1) мировоззрением, ментальностью, характером; 2) демосоциальными, экономическими, политическими, духовными институтами
335
и их ролью в обществе, в которых реализуется духовная культура народа; 3) образом жизни индивидов; 4) степенью легитимности цивилизационного текста, цивилизационной элиты, этих институтов с точки зрения индивидуального образа жизни, характера, ментальности, мировоззрения.
В свете вышеприведенных критериев цивилизация данного общества получает множество определений. Например, советская цивилизация России в XX в. с точки зрения вышесказанного может быть охарактеризована как российская, советская, индустриальная, социалистическая, мировая (т.е. присущая многим странам мира), атеистическая.
Все цивилизации проходят стадии становления, расцвета, упадка, гибели или трансформации в иную цивилизацию - с точки зрения целостности основных элементов: мировоззрения, ментально-сти; социальных институтов; образа жизни индивидов; предметов культуры. Становление цивилизации может начинаться снизу, с образа жизни, государства. Но может начаться и с появления харизматического лидера, его цивилизационного текста. Расцвет цивилизации всегда связан: 1) с единой цивилизационной (религиозной или светской) парадигмой, зафиксированной в цивилизацион-ном тексте и его сакральном носителе, ментальностыо; 2) с социальными институтами (включая семью, государство, церковь); 3) с цивилизационным образом жизни индивидов. Наличие только общего государства или типичного образа жизни индивидов еще мало для становления цивилизации.
Главной причиной развития цивилизации является ее противоречие со своей формацией, откуда идут импульсы развития. В результате возникают более частные противоречия: 1) между цивилизационным мировоззрением и его институтами; 2) между цивилизационным мировоззрением и образом жизни индивидов; 3) между образом жизни цивилизационной элиты, актива и народной массы (что вызывает падение легитимности всей мировоззренческой, ментальной, психологической основы цивилизации) и т.п. Цивилизация вступает в период разложения под влиянием появления в обществе людей другой цивилизации: лидера и текста, адептов (активистов) нового образа жизни.
Причиной развития цивилизаций является также взаимодействие разных цивилизаций, когда в противоречие вступают разные образы жизни, институты, мировоззрения. Побеждает та, которая опирается на передовое мировоззрение, общественную формацию, образ жизни людей, соответствует архетипам коллективного бессознательного
336
народной массы. Для российской цивилизации ее взаимодействие с европейскими цивилизациями всегда оказывалось трагическим. Октябрьская революция началась с распространения марксизма, нового цивилизационного прожекта, являвшегося ересью западной христианской цивилизации. И крах советской цивилизации - результат поражения этого мировоззрения и адептов, его институтов и образа жизни.
- Как возникло понятие "цивилизация"?
- Какие определения цивилизации вы знаете?
- В чем отличие между формацией и цивилизацией данного общества?
- Как взаимосвязаны формация, государство, цивилизация конкретного общества?
- Перечислите принципы типологии цивилизаций.
- Какие типы цивилизаций вы знаете? Является ли Россия цивилизацией?
- Что такое цивилизационное мировоззрение и цивилизационная ментальность?
337
1
Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М.: ВЛАДОС, 1997.
1
Яковец Ю.В. Указ. соч. С. 28.
1
"Цивилизации бывают нескольких типов. Одни их них объединяются общим языком или этническим происхождением, живут по соседству и не образуют единого государства; другие являются государственными объединениями; третьи - религиозными общностями; четвертые представляют собой социокультурные смеси различных языковых, государственных, экономических и территориальных общностей. Применяя эту классификацию к современным цивилизациям, можно сказать, что к первому типу принадлежит западноевропейская (хотя там нет единого языка); ко второму - китайская, индийская и североамериканская (хотя Канада отдельное от США государство); к третьему - мусульманская; к четвертому - африканская, океаническая и в какой-то мере латиноамериканская. Евразийская цивилизация в периоды Российской империи и СССР относилась скорее ко второму типу, но теперь переживает период распада" (
Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.: Экономика, 2001. - С.15).
1
Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. С. 15.