18.2. Социально-философское
понятие цивилизации

Приступая к определению "цивилизации", мы исходим прежде всего из того, что "цивилизация общества", так же как и "формация

319

общества", представляет собой идеальный тип (понятие), который создается исследователем для изучения определенной стороны обществ и исторического процесса, с учетом других определений общества. Далее, наше социально-философское определение цивилизации (поиск общественной реальности, скрывающейся за определениями цивилизации) должно учитывать понятие общественной формации, что не раскрывалось в приведенных выше определениях цивилизации.

Прежде всего, этнос, нация, цивилизация, в отличие от общественной формации, являют собой разные уровни исторической общности людей.

Цивилизация общества представляет собой более высокую (и абстрактную) наднациональную общность людей, объединенную цивилизационным самосознанием (мировоззрением, идеологией, ментальностью); цивилизационными институтами (духовными, политическими, экономическими, демосоциальными), в которых реализуется цивилизационное самосознание; образом жизни индивидов; материальными и духовными (архитектура, музыка, живопись и т.п.) ценностями. В качестве наднациональной общности цивилизация выступает формой преодоления этнической и национальной ограниченности, представляет собой переход к единению человечества. Ее можно также определить как наднациональный образ жизни этносов и наций, через который те воспроизводят себя как духовно-культурную целостность - человечество1.

Цивилизация общества (рода, страны, человечества) представляет единство: 1) внутреннего, субъективного (цивилизациоиного самосознания); 2) субъективно-объективного, которым выступает цивилизационный образ жизни индивидов; 3) внешнего объективного (цивилизационных институтов и благ), в котором цивилизационное субъективное проявляется, придавая им цивилизационный смысл. Субъективное (смыслообразующее) составляет сущность цивилизации, а внешнее (социальные институты и образ жизни индивидов) представляет ее явление.

Цивилизация как реализация цивилизационного мировоззрения, идеологии, ментальности в общественном бытии является способом самоутверждения людей определенной духовной культуры. Не

320

случайно именно духовно-культурные различия (мировоззрение, идеология, ментальность) и образ жизни людей становятся главными отличительными признаками цивилизаций, названными Данилевским, Шпенглером, Тойнби и др. В отличие от нее общественная формация является материально-культурным телом соответствующей цивилизации, представляя способ производства народа как биосоциального образования. Так, исламская цивилизация реализует себя в XXI в. в феодальной (Афганистан и др.), социал-капиталистической (Саудовская Аравия и др.), государственно-капиталистической (Россия и др.) общественных формациях.

Цивилизация как исторический образ жизни данного народа (или группы народов) представляет собой систему устойчивых, существенных, наднациональных черт его культуры (духовной, политической, экономической, демосоциальной), отличающих (являющихся самобытными) данный этап жизни народов (этносов и наций) от предыдущих этапов развития или других народов и являющихся его достижением. Цивилизация данного народа не включает неустойчивые (не вошедшие в образ жизни), несущественные национальные признаки. Она не включает в себя признаки, не являющиеся самобытными по отношению к другим народам. Цивилизация не включает признаки, не являющиеся достижением данного народа по сравнению с предыдущим этапом или по сравнению с другими народами. Таким образом, цивилизация - это оценочная характеристика культуры данного народа или группы народов: то, что входит в цивилизацию в одном отношении, может не входить в другом отношении. В этом смысле цивилизация является достаточно размытым понятием социальной философии, критерии цивилизации могут быть совершенно разными.

Цивилизация начинается, как правило, с той части этнического и национального, которая становится достоянием других наций, является результатом их самобытных инноваций (достижений), вкладываемых в копилку человечества. В этом случае инновационный этнос или нация превращаются в ядро цивилизации, а часть национальных черт (самосознание, институты, образ жизни) - в достояние других этносов и наций, приобретает цивилизационный характер. В этом случае мировоззренческая парадигма, социальные институты, образ жизни становятся более общими, абстрактными, наднациональными.

Д. Хоскинг в своей интересной книге "Россия: народ и империя" доказывает положение, что строительство империи в России мешало строительству русской нации. Он обратил внимание на важный исторический факт в истории нашей страны, который проявился в период распада СССР: русские оказались неразвитой

321

нацией с точки зрения национального самосознания - важнейшего признака нации. Но сожаления Д. Хоскинга по этому вопросу преждевременны. Не являясь нацией в европейском ее понимании как этноса, имеющего собственное национальное государство, русские сразу стали ядром российской цивилизации, наднациональной общности людей, институтов, образа жизни. Именно существование российской цивилизации как более высокой формы исторической общности людей разных национальностей, вероисповеданий, образа жизни позволяло и позволяет сохраняться российскому обществу как цивилизационной общности, несмотря на разрушение его формационной основы.

Может быть, это обстоятельство облегчит россиянам, носителям вначале советской коллективистической, а теперь и российской солидаристической цивилизации, более мягко войти в период глобализации, создания мировой цивилизации и формации, единого человечества? И с этой точки зрения формирование русской национальной идеи и русской нации оказывается уже прошедшим этапом в развитии страны на фоне новых исторических вызовов. Перед нами стоит задача формирования российской цивилизации, ядром которой остается русская нация в ее культурно-этническом смысле, что в корне меняет подход к стоящим перед нами проблемам формационного и цивилизационного самоопределения России в составе человечества.

Прежде всего, цивилизацию образуют цивилизационное мировоззрение, идеология, ментальность, являющиеся типичными для данной исторической общности людей, институтов, образов жизни. Нетипичные мировоззрение, ментальность, характер людей в структуру цивилизации не входят. Цивилизационное мировоззрение придает субъективный смысл жизнедеятельности данного народа в отличие от общественной формации, которая выступает ее материальной основой.

Цивилизационное мировоззрение (мифология, религия, философия) в интересующем нас аспекте представляет собой систему мифов, знаний, убеждений о природе, обществе, человеке; идеалов, ценностных ориентации (суждений), принципов деятельности (идеологическая составляющая), существующих в форме чувственных представлений, понятий, убеждений людей; определенных методов познания. Чувственные представления, понятия, убеждения - это разные психологические формы существования идеалов, ценностей, принципов деятельности в сознании людей.

Идеология - относительно самостоятельная часть мировоззрения, формулирующая общественные потребности, интересы, идеалы, ценности, цели образа жизни народа.

322

Цивилизаицонная ментальность людей - это способы их мышления, умственный инструментарий, которым они пользуются в познании (а не сознании) мира. В способы мышления (умственный инструментарий) входят категориальный аппарат мышления (понятия о причине и следствии, возможности и действительности, необходимости и случайности и т.п.), основные понятия данного мировоззрения (частной собственности, рынка, демократии, прав гражданина, предпринимательства и т.п. - для представителей экономической цивилизации), его ценности (идеалы и нормы поведения).

Далее, в структуру цивилизации входят типичные для данного этапа развития народа социальные институты, образующие вне цивилизации формации и деформации в рамках отдельной страны. Например, нуклеарная семья, деньги и рынок, церковь и политическая партия входят в структуру и социал-капиталистической формации, и соответствующей ей социал-демократической (солидаристической) цивилизации. В рамках этих разных систем они различаются своими функциями и субъективными побуждениями (мотивами) людей. В составе общественной формации эти институты выступают элементами способа общественного производства, а жизнедеятельность людей, институтов основана на интересах (материальных, экономических, политических). В составе общественной цивилизации они выступают как проявления души народа (мировоззрения, идеологии, ментальности), а жизнедеятельность и отношения между людьми основаны на вере, мифах и убеждениях. Таким образом, одна и та же жизнедеятельность, образ жизни, институт побуждаются разными, зачастую противоположными мотивами, интересами и верой.

И наконец, в цивилизацию данного общества входит типичный образ жизни индивидов, типичные формы жизнедеятельности отдельных людей в семье, на работе, в обществе как со стороны соотношения ведущих, активных и ведомых, пассивных видов жизнедеятельности, так и со стороны черт самой жизнедеятельности. Цивилизационный образ жизни индивида включает в себя систему типичных форм жизнедеятельности, способов ее осуществления (предметов, действий и операций, форм кооперации и т.п.), веса отдельных видов жизнедеятельности (семейной, сельской, промышленной, учебной и т.п.) в этой системе.

Цивилизация, так же как этнос и нация, представляет собой мировоззренческую, институциональную, демосоциальную, временную и пространственную иерархию. Это значит, что она имеет не только горизонтальное, как в образе жизни (от мировоззрения через жизнедеятельность к удовлетворению), но и вертикальное

323

(иерархическое) строение - пирамиду. Иерархичность цивилизации тоже обусловливает скрытую трудность в ее понимании.

Рис. 18.1. Схема общественной цивилизации
Рис. 18.1. Схема общественной цивилизации

Исторически у истоков цивилизации, как правило, стоят цивилизационный лидер (Христос, Мухаммад, Маркс и т.п.), разделяющая его мировоззренческие идеи цивилизационная элита, а затем и высшие духовные институты: папа римский, Священный синод, ЦК КПСС, институт марксизма-ленинизма и т.п. На этом уровне духовная составляющая цивилизации существует в форме сакрального текста, написанного цивилизационным лидером, в котором зафиксированы мировоззренческие идеалы, ценностные ориентации, принципы, нормы образа жизни людей данной цивилизации (Библия, Коран, Манифест коммунистической партии, Программа КПСС и т.п.). Сущность цивилизационного текста образует цивилизационная идея, с которой основатель и лидер цивилизации обращается к своему народу: спасение души (для религии), построение коммунизма (для коммунистов) и т.п. Ментальность и социальный характер людей этого уровня наиболее адекватны священному тексту, что особенно заметно в момент становления цивилизации: посмотрите, например, на первых христиан, коммунистов, нацистов и др. Эту сферу цивилизации можно назвать вспомогательной (надстроечной).

Далее, цивилизация включает в себя ведущий социальный институт (церковь, КПСС и т.п.), который развивает священный текст, следит за его пропагандой и соблюдением (церковь, инквизиция,

324

КПСС, КГБ и т.п.). Сюда же входят цивилизационная бюрократия (святые, священники, дьячки, парторганизации, СМИ и т.п.) и соответствующие социальные институты (церкви, мечети, парторганизации, школы и т.п.). Через них проводится в жизнь цивилизационное мировоззрение и формируются ментальность и характер. Этот базисный уровень цивилизации имеет четкое и догматическое выражение священного текста, связанное с ритуалами (и традициями), а ментальность приобретает психологический и обыденный характер.

Через принципы (в уставах) функционирования многочисленных институтов (например, частная собственность, деньги, банки и т.п. - для экономической цивилизации) выражаются и поддерживаются мировоззренческие установки сакрального текста. Тем самым в цивилизацию входят политические и экономические институты как устойчивые комплексы формальных и неформальных принципов, правил, установок, регулирующих взаимодействие (деятельность, поведение) людей в основных сферах жизнедеятельности и организующих их в системы определенных ролей и статусов, соответствующих данному этапу развития общества. Таким образом, социальные институты входят в структуру цивилизации не своим вещным (материальным) содержанием, а теми субъективными смыслами, нормами, установками, которые выступают сознательно и бессознательно проявлением определенного мировоззрения - мифологического, религиозного, философского и соответствующих ему идеологии и ментальности.

И наконец, исходную сферу цивилизации составляет цивилизационная масса, которая имеет образно-чувственное (и размытое) представление об основных мировоззренческих идеях священного текста, а ее цивилизационная ментальность примитивна. Она состоит из определенного типа личностей, которые формируются под влиянием, с одной стороны, данной цивилизации, а с другой стороны - формации. Данный цивилизационный тип личности является исходной основой данной цивилизации. В этой связи различают разного типа мифологические, коллективистские, индивидуалистические, солидаристические типы личностей.

Цивилизационная масса придерживается цивилизационных ценностей в форме ритуалов (например, военных парадов, маевок, коммунистических субботников, вечеров дружбы народов и т.п. - в советской цивилизации). Она, с одной стороны, является объектом воздействия вспомогательных и базисных сфер цивилизации, а с другой стороны, в ней выражены типичные прообразы мировоззрения, ментальности, характера, уже существующие задолго до циви-лизационного лидера, цивилизациоиного текста в подсознании

325

людей и лишь нашедшие в них свое воплощение и откровение. В этой связи цивилизационный текст и идея должны выразить то в мировоззрении, ментальности, характере, образе жизни простолюдинов, что типично и скрыто от них в глубинах подсознания и психики. Таким образом, цивилизация - это не аморфная масса людей.

Цивилизационная масса характеризуется определенной психологией (психологией цивилизационной толпы). Она, согласно С. Московичи, имеет некоторые важные черты, позволяющие считать их цивилизационными. Прежде всего, тип людей, образующих цивилизационную массу, не зависит непосредственно от наличных демосоциальных, экономических, политических сфер общества. Далее, в психологии цивилизационной массы резко снижена интеллектуальная и человеческая индивидуальность. И наконец, психология цивилизационной массы делает акцент на прошлом, исторической судьбе, памяти народа. Она воспроизводит в настоящем чувства, мысли, стереотипы далекого прошлого, той исторической судьбы, которую пережил данный народ. Цивилизация приспосабливается к разным общественным формациям, оставаясь от них относительно независимой, как сущность от проявления.

Цивилизация, так же, как этнос и нация, опирается на чувства, представления, понятия веры, долга, самодисциплины, иерархии людей. Вера людей предполагает эмоциональное и рациональное признание мировоззренческих знаний о мире, обществе, человеке. Долг людей предполагает признание безличных норм поведения, вытекающих из мировоззренческих представлений цивилизации. С точки зрения долга все члены цивилизации равны перед безличными мировоззренческими и нормативными предписаниями, сплачивающими население в цивилизацию. Самодисциплина (и дисциплина) людей предполагает исполнение мировоззренческих и нормативных предписаний цивилизации и требование такого же поведения (образа жизни) у других единоверцев. Цивилизация включает в себя отношение-легитимизацию (или нелегитимизацию) к существующим в данном обществе социальным институтам (демосоциальным, экономическим, политических, духовным) со стороны индивидов. Перечисленные институты, помимо своей формационной функции, связанной с разделением общественного труда, выполняют еще функцию мировоззренческую, смысловую, сплачивающую людей в цивилизацию.

Понятие цивилизации общества можно углубить, дав его в интерпретации П. Сорокина1 через призму культуры, а не исторической общности людей. Культура, полагает он, представляет результат

326

деятельности двух или более индивидов. Культурными феноменами являются не только философия, наука, техника и т.п., но и материальные элементы, например след ноги на песке. Может показаться, что в этом определении сам человек выступает как бы сторонним наблюдателем, не входит в структуру культуры, выступающей формой его объективации.

Хаос культуры - совокупность ее элементов - интегрируется в нечто целостное четырьмя способами: пространственным, внешним, функциональным, логическим. Высшей формой интеграции культуры является логико-смысловая упорядоченность культурного хаоса в цивилизацию, которая основана на общем знаменателе, "главном смысле, или идее". Если в нашем понимании цивилизация - это прежде всего историческая общность людей, объединенных материальными и духовными элементами культуры, то в понимании П. Сорокина - это прежде всего система элементов культуры, относительно самостоятельных от их творцов и наблюдателей.

Цивилизация как форма логико-смысловой интеграции культуры включает две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона - это "сфера разума, ценностей, смысла". Ее П. Сорокин называет "культурной ментальностью". Кто является носителем этой культурной ментальности? Не существует ли она в качестве объективного феномена общественных отношений? Внешняя сторона

состоит из неорганических или органических объектов чувственного иосприятия: предметов, событий, процессов, в которых воплощается, организуется, реализуется или облекается внутренний опыт. Эти внешние феномены относятся к системе культуры лишь постольку, поскольку они суть проявления ее внутренней стороны1.

При этом внутренняя сторона (культурная ментальность) управляет внешней.

В структуре культурной ментальности П. Сорокин выделяет четыре основных элемента: 1) природа воспринимаемой людьми реальности ("вещи для нас"); 2) потребности и цели людей; 3) степень удовлетворения этих потребностей и целей людей; 4) способы удовлетворения потребностей людей. В современном понимании все это элементы образа жизни индивида, социальной группы, народа, через который потребности, интересы, цели людей реализуются в разных формах жизнедеятельности и опредмечиваются в материальных и духовных благах или предметах удовлетворения, субстанциальной основе людей.

327

Таким образом, цивилизация - это духовная формация общества, представляющая собой и наднациональную общность людей, и духовно-культурную интеграцию сфер общества, и определенный образ жизни индивидов. Она являет собой единство, с одной стороны, мировоззрения, идеологии, ментальности людей, различающихся своим статусом в обществе, а с другой стороны, совокупность материальных и духовных благ, институтов, организаций, имеющих для людей определенный цивилизационный смысл. Главным системообразующим стержнем цивилизации является мировоззрение, идеология, ментальность1. Конкретное общество и народ могут выступать местом пересечения нескольких цивилизаций.

328


1 Мы согласны с Л. И. Семенниковой: "Цивилизация - это сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре. Как видно из определения, при цивилизационном подходе в центре исторического процесса - человек с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающаяся система" (Семенникова Л. И. Указ. соч. С. 26).
1 См.: Сорокин П. Социальная и культурная динамика. - СПб., 2000.
1 Сорокин П. Указ. соч. С. 41.
1 "Цивилизация, - пишет Людвиг фон Мизес, - отличается от простых биологических и физиологических аспектов жизни тем, что является результатом идей. Сущность цивилизации составляют идеи. Если мы попытаемся разграничить различные цивилизации, то отличительный признак может быть найден только в различном смысле идей, который их определяет... Цивилизации несопоставимы и несоизмеримы, поскольку они приводятся в движение разными идеями и поэтому развиваются по-разному" (Л. фон Мизес. Указ. соч. С. 164).


Купить BlueTooth гарнитуру

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved