17.3. Развитие образа жизни обществ
в истории человечества

Образ жизни данного общества на разных этапах своего развития зависит от состояния основных сфер общества, их формационной структуры, цивилизованности. Сравните образ жизни первобытного, политического, экономического, постиндустриального обществ.

Первобытные общества отличаются мифологическим мировоззрением и ментальностью; полной зависимостью первобытного рода от своей географической среды; примитивными орудиями труда; преобладанием биологических потребностей (в тепле, в сытости, в сексе и др.). Это было время дикости и варварства. Уровень и качество жизни людей и общества были первобытными.

Политические (и коллективистические) общества расколоты на класс правителей, госаппарат (чиновничество), подданных. Основу жизнедеятельности этих обществ образуют потребности, интересы, цели политического класса: привилегированное положение, военное могущество, управляемость, величие. Они представляются интересами общества, народа, государства. В пользу этого класса централизованно перераспределяются материальные блага, созданные трудом подданных (свободных общинников, крепостных, трудящихся).

312

Подданные заняты тяжелым физическим трудом в своих трудовых коллективах и на общественных работах. Армия и военная жизнедеятельность становятся в этих обществах важнейшим институтом и занятием. Высший слой отличается образованностью, в результате чего в этих странах происходит расцвет высокого искусства.

От начального уровня (общинно-государственного) до высшего (тоталитарного) происходит усиление государственной мощи, аппарата подавления, экспансионистских поползновений политических обществ в их претензиях на мировое господство под панславистскими или пролетарскими знаменами, как это происходило с Россией. Являясь многоэтническими и многоконфессиональными, эти общества существуют в форме империй, осуществляя не только общегражданское, но и национальное подавление. Это общество не расколото на антагонистические экономические классы и потому относительно монолитно, пока монолитна его политическая элита и госаппарат. Поэтому деятельность такого общества пронизана общей идеологией, волей, пассионарностью, особенно во времена столкновения с другими обществами. Эти общества монолитны, но малоспособны к качественному развитию общественного производства: их развитие в целом носит медленный и экстенсивный характер. Только в экстремальных ситуациях, во время внешнего нападения или смены элиты, эти общества мобилизуются и совершают скачок вперед, экономя на потребностях трудящихся.

Экономические (и индивидуалистические) общества расколоты на антагонистические экономические классы: рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных, буржуа и пролетариев. Ведущими классами общества являются экономические господствующие классы: их потребности и интересы определяют развитие общества. Это потребности обогащения, прибыли, торговли, конкуренции. Основной деятельностью общества является экономическая (производство, распределение торговля, потребление), основанная на частной собственности, рынке, конкуренции, эксплуатации, прибыли и т.п. Осуществляется постоянная идеологическая, экономическая и политическая борьба между классом собственников и неимущих, между новым классом собственников и старым, способствующая развитию основных сфер и формации общества.

Постоянно совершенствуются экономические предприятия: мануфактуры, фабрики, монополии, ТНК. Осуществляются колониальные захваты, используемые для развития экономики, прибыли, богатства и экономического могущества. Под влиянием динамично развивающейся экономики происходит постоянное совершенствование политической системы и мировоззрения общества. Все большее значение занимает наука, превращающаяся в производительную

313

силу. Быстрыми темпами растет образованность населения как условие роста эффективности производства. В результате роста эффективности общественного производства повышается уровень и качество жизни всех слоев населения, особенно среднего. Но это сохраняет социальное неравенство, сокращает время на отдых и духовное развитие. Состояние всеобщей неуверенности и неудовлетворенности типично для этих обществ.

В политико-экономических (и солидаристических) обществах ведущей социальной общностью является средний класс, образ жизни которого является типичным. Поэтому образ жизни политико-экономического общества включает в себя: 1) потребности, интересы, цели среднего класса, выраженные в его идеологии; 2) набор форм жизнедеятельности, типичный для среднего класса; 3) типичный образ жизни представителя среднего класса с его потребностями, интересами, целями, набором форм жизнедеятельности, характером удовлетворения и т.п. Это общество находится в постоянном движении между политическим и экономическим, приближаясь в зависимости от внешних вызовов и развития собственной структуры то к одному, то к другому типу, а значит, и образу жизни.

В постиндустриальных (научно-технических, технотронных, гражданских) обществах, идущих на смену политическим и экономическим в развитых странах и дополняющих формационное многообразие человечества, происходят существенные изменения образа жизни. Преодолевая некоторые основные противоречия индустриального общества в его экономическом и политическом виде, они порождают новые. Основными классами такого общества становятся менеджеры, интеллигенция и рабочие. Постматериальные потребности и интересы (познавательные, конструктивистские, эстетические и т.п.) этих социальных общностей определяют направление и темпы развития обществ. Снижается роль материального производства и увеличивается роль сферы услуг, прежде всего информационной деятельности в самом общем ее виде, включая аналитическую. Одновременно это сопровождается резким повышением эффективности общественного производства на основе комплексной автоматизации производственных процессов на базе ЭВМ и кибернетики.

Деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению информации становится определяющей. Значительно сокращается время между изобретением нового технологического процесса и его внедрением в производство. Если человечеству потребовалось 112 лет для освоения фотографии, то для освоения транзистора и интегральной микросхемы 15 лет и 3 года. В сфере общественного производства (материального и услуг) переходят к

314

новым методам организации труда, основанным на использовании творческого потенциала работников. В 1980-е гг. количество работников, занятых в производственных процессах в США, сократилось до 12%, а весь фабричный пролетариат составлял 17% трудоспособного населения.

Средний класс составляет в странах с постиндустриальной формацией более половины и две трети. Резко возрастает массовость и интенсивность образования и науки. Появляется новый тип семьи. Качество жизни, комплексным показателем которой является ее продолжительность, значительно возрастает (до 75 лет в Японии). З. Бжезинский пишет, что

постиндустриальное общество становится технотронным обществом, культура, психология, социальная жизнь и экономика которого формируются под воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций. Производственный процесс более не является основным решающим фактором перемен, влияющим на нравы, социальный строй и ценности общества1.

В постиндустриальном обществе взаимодействие между человеком и географической сферой, характерное для обществ доиндустриального и индустриального типа, вытесняется взаимодействием между людьми. В предыдущих обществах (в политических и экономических формациях) существует отчуждение людей от средств производства и собственности, поэтому в них люди не воспринимают себя активными носителями экономической и политической власти, чувствуют себя винтиками промышленной машины. В результате важнейшая сфера жизнедеятельности - работа не вызывает удовлетворения, что сказывается на качестве образа жизни. В постиндустриальных обществах это отчуждение преодолевается в результате сочетания образования, труда, досуга. Это выражается в утрате классом буржуа монополии на средства производства, ставящей его в доминирующее положение в экономических обществах. Собственность через акции деконцентрируется и становится возможной для значительной части среднего класса. Затем происходит изменение потребностей, интересов, ценностных ориентации, в результате чего отношение к средствам производства перестает быть важным.

Нужно отметить, что новый образ жизни в развитых обществах сосуществует со старыми. В результате этого возникает противоречие и внутри индивида, и между индивидами, и между социальными общностями. В этой связи значительно возрастают этнические проблемы и проблемы идентификации людей. Последнее связано с

315

большой социальной мобильностью, которая характерна для постиндустриальных обществ. Динамизм развития постиндустриальных обществ порождает тот футурошок, о котором уже писал Э. Тоффлер1, а это не улучшает в целом качество жизни: напряженность, диспропорции между работой и отдыхом порождают неуверенность, наркоманию, алкоголизм.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какова структура образа жизни людей?
  2. Для чего сформулировано понятие образа жизни людей?
  3. Как взаимосвязаны общественная формация и образ жизни людей?
  4. Как взаимосвязаны образ жизни индивида, класса, народа, общества?
  5. Назовите основные черты буржуазного, советского, социал-демократического образа жизни.

316


1 См.: Иноземцев Б. Указ. соч. С. 113.
1 См.: Тоффлер Э. Футурошок. - СПб.: Лань, 1997.


Купить BlueTooth гарнитуру

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved