Образ жизни зависит от характера социального субъекта, которым может быть индивид (личность), социальная общность (класс, страт, нация), общества и человечество на разных этапах своего развития.
Образ жизни индивида включает в себя: 1) совокупность определенных потребностей, интересов, мотивов, побуждающих его к жизнедеятельности; 2) ментальность, волю и другие способности; 3) виды жизнедеятельности, в которых реализуются мотивы, способности, условия их реализации (семейная, бытовая, трудовая, политическая и т.п.); 4) предметную среду, в которой реализуется его жизнедеятельность и которая становится средством удовлетворения его потребностей, интересов, целей.
Виды жизнедеятельности делятся на активные и пассивные (отдых). Виды жизнедеятельности доставляют (или не доставляют) человеку удовлетворение. Отсюда важная социально-философская проблема, разработанная Марксом: как сделать труд, являющийся средством удовлетворения других потребностей, привлекательным. Ради этого и была разработана коммунистическая концепция переустройства человечества.
Разные виды жизнедеятельности занимают у разных индивидов разное место по значимости: у одних на первом месте семья, а у других - работа. Однако исторические (этнос, нация, цивилизация), социальные (экономические, политические, духовные и т.п.), возрастные и другие общности имеют схожие черты в образе жизни. Общность образа жизни у социальных общностей является важным критерием их интеграции в эту общность и важным признаком этой интеграции.
Образ жизни социальной общности (класса, страты, этноса, нации, группы этносов) включает в себя: 1) общие потребности, интересы, цели образующих эту общность индивидов, выраженные в ее идеологии; 2) совокупность форм жизнедеятельности и соответствующих им институтов, характерных для данной социальной общности; 3) типичный индивидуальный образ жизни (потребности,
310
интересы, способы жизнедеятельности, удовлетворения). Для образа жизни социальной общности важны не только потребности, интересы, цели индивидов, но и их осмысление как общественных, т.е. характеризующих общность как нечто социально целое.
Образ жизни социальной общности зависит от ее места в исторически определенной системе общественного производства, роли в общественной организации труда, способов и размеров получаемого дохода и т.п. Но эти причины не входят в структуру образа жизни социальной общности. Набор и характер этих видов жизнедеятельности отличен у крестьян, рабочих, интеллигенции, буржуа, а также в разные исторические периоды времени - феодализм, капитализм, социализм. Далее, образ жизни в промышленности у разных профессиональных групп тоже различен.
Нужно иметь в виду, что общества, как правило, имеют многонациональный состав, что сказывается на образе его жизни. Вся совокупность свойств того или иного этноса, нации, цивилизации - численность, плотность расселения, особенности характера, ментальности, мировоззрения, традиции и обряды - накладывает отпечаток на образ жизни, добавляя его к тем социальным свойствам, которые обусловлены формацией общества.
Образ жизни обществ еще более сложен по своей структуре, чем образы жизни предыдущих субъектов. Прежде всего, он включает в себя общие для данного общества потребности, интересы, цели, зафиксированные в идеологии. Далее, в него входят типичные формы жизнедеятельности образующих данное общество социальных общностей (страт, классов, этносов) и их институтов. И наконец, в него входит степень стабильности данного общества как результат удовлетворенности (или неудовлетворенности) людей, социальных общностей и институтов данного общества, а также обмен жизне-деятельностями между этими социальными общностями (и институтами), их конфликты и соглашения. Образ жизни господствующей формационной общности является господствующим: на него ориентируются другие социальные группы и по нему судят об образе жизни данного общества в целом.
Условиями жизнедеятельности обществ, сказывающихся на качестве образа жизни, являются: 1) географическая, демографическая, социальная сферы; 2) степень эффективности экономики, способной удовлетворять наличные потребности субъектов общества; 3) формационная структура.
Образ жизни цивилизации как исторической общности отличается: 1) мировоззрением, идеологией, ментальностью; 2) набором типичных видов жизнедеятельности и социальными институтами, в
311
которых они проявляются; 3) типичным индивидуальным цивилизационным образом жизни. Сравните образ жизни мусульман, православных, протестантов. Православные ориентируются на аскетическую жизнь в этом мире, которая является лишь подготовкой к жизни загробной и вечной. Они заботятся не об эффективности своей работы, а о состоянии своей души, исходя из фатальной предопределенности образа жизни. Протестанты, наоборот, думают об обеспеченности в земной жизни, богатство которой является пропуском в жизнь загробную. Они знают, что образ жизни зависит от предприимчивости их самих, которая поощряется Богом.
Образ жизни человечества складывается из образа жизни составляющих человечество народов с их национальной и классовой структурой, степенью развития общественных сфер, типами формаций, сложным взаимодействием. Образ жизни человечества - еще большая абстракция, чем образ жизни обществ, его образующих. Таким образом, можно сказать, что образы жизни индивида, социальной общности, социального института, общества, человечества находятся в отношениях движения от индивидуального к общему и всеобщему.
312