Культура как характеристика обществ функционирует на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этих форм в социологии используется понятие субкультуры. Субкультура - это набор символов, убеждений, норм, образцов поведения, отличающих ту или иную социальную общность (молодежь, спортсмены, старики и т.п.) и институт (семья, школа, политическая партия и т.п.).
Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные, возрастные субкультуры. Например, национальная культура включает в себя символы, ценности, убеждения, нормы, образцы поведения, которые объединяют представителей данной нации. В большинстве стран имеется несколько национальных культур, что связано с многонациональным составом народа. Молодежь имеет свою субкультуру, выражающуюся в одежде, языке общения, манере отдыха и т.п. Каждый социальный институт (семейный, молодежный, армейский и т.п.) стремится создать и внедрить поведенческие образцы, отличающие его от других институтов. Это выражается в культурных комплексах "культуры завода", "культуры школы", "культуры управления" и т.п.
Культура подразделяется также на народную, массовую, элитарную. Народная культура характеризует культуру того или иного этноса и нации. Массовая культура - это, как правило, вестернизированная культура, пришедшая с Запада. Элитарная культура - характеризует элиту общества: политическую, идеологическую, экономическую, военную, культурную (писателей, музыкантов и т.п.). В настоящее время в России доминирует массовая вестернизированная культура, которая вытесняет массовую народную культуру крестьянской России. Вестернизация - это опасное влияние Запада, с которым нужно сознательно бороться во имя сохранения национальной самобытности и идентичности.
Культура включена в общественный процесс, носит на себе отпечаток той или иной формационной метасистемы, в классовом обществе имеет классовый характер. Здесь происходит различие культуры по ее формационной зависимости. По этому признаку различают, например, буржуазную и социалистическую культуры. Буржуазная культура развивается в экономических обществах и служит укреплению существующих в этом обществе культурных ценностей: индивидуальной свободы, частной собственности, уважения к закону и т.п. Социалистическая культура развивается в политических обществах и служит задачам укрепления таких культурных
305
ценностей, как коллективизм, общественная собственность, социальное равенство и т.п.
Существует множество мировых культур: буддистская, христианская, исламская и др. Они характеризуются разным пониманием субъекта культуры и его способностей, характером культурной деятельности, ее ценностями. Например, буддистская культура отличается индивидуализмом, созерцательностью, космизмом, православная культура - соборностью субъекта, его всечеловечностью, ориентацией на нематериальные ценности и т.п.
Культурные различия индивидов, общностей, институтов, обществ - неизбежный результат специфической истории человечества. Противоречивое взаимодействие этих культур, единство и борьба их - источник развития культуры человечества, обществ, индивидов. В результате такого взаимодействия происходит взаимообогащение культур разных субъектов, победа одной культуры над другой, изменение культурного субъекта, уменьшение культурного разнообразия субъектов.
Бурное развитие науки и техники в экономических странах, крах политической формации в ее пролетарско-социалистической форме поставили со всей остротой проблему модернизации производительных сил, экономики, политической системы стран с неразвитыми экономическими или политическими формациями. Происходит разрушение аграрных и индустриальных обществ в результате перенесения в них институтов других обществ и цивилизаций. Разрушительное влияние американско-западной культуры было особенно катастрофичным для культуры исламских стран, а также для русской культуры. Вестернизация мира вызывает усиление антиамериканских настроений - политических и культурных в целом.
В этой связи возникает вопрос об общечеловеческой культуре, общечеловеческих ценностях, который встал перед советским народом в начале перестройки и был связан с именем Горбачева. Да, существует общечеловеческая культура и ее ценности, но это не исключает, а предполагает наличие национальных культур и ценностей, которые должны образовывать основу общечеловеческой культуры. Нельзя их ни противопоставлять, ни ассимилировать. Диалектическое единство национального и общечеловеческого в национальных и общечеловеческой культурах - залог нормального развития народов без катаклизмов и войн на почве культурного разнообразия.
Важной проблемой для России является взаимодействие ее культуры с культурой Запада и Востока. Если брать религиозную, гуманитарную, политическую, экономическую, техническую культуры этих субъектов, то следует отметить, что культура Запада носит явно выраженный техногенно-экономический характер, а
306
Востока - аграрно-политический. Культура экономической формации Запада характеризуется безудержным преобразованием и потреблением географической среды, динамичным развитием экономики, ее эффективностью, демократизацией политической сферы, плюрализмом духовной системы, индивидуализмом. Культура политической формации Востока характеризуется сосуществованием с географической средой, экстенсивным развитием экономики и ее медленно меняющейся эффективностью (производительностью, качеством, ресурсосбережением и т.п.), преобладанием авторитарных режимов власти и медленной демократизацией их, следованием традиционным мировоззрениям (религиям), коллективизмом.
Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Самарин и др.) утверждали, что культура России (материальная, социальная, духовная) идет своим путем. Это касается и экономики, и политической организации, и духовной культуры, и ментальности людей. Они выделяли панславизм, общинный быт, покорность русских, православность их мировоззрения и т.п.
Западники (Герцен, Грановский, Огарев и др.) выступали за переход России на путь экономической формации, европеизации России, освоения достижений европейской экономики, политики, духовности и ментальности. В этом плане большевиков можно рассматривать как ярых западников, если марксизм считать европейской мировоззренческой ересью. Это направление в условиях глобализации и постсоветской России становится определяющим.
Евразийское направление в российской культуре возникло в 20-е гг. нашего века в среде русской эмиграции. Сейчас его разделяют сторонники КПРФ. Евразийцы пытаются, с одной стороны, сохранить часть культурного наследия России (политическую формацию, державность, коллективизм и т.п.), а с другой стороны, перенять технические, экономические, политические достижения Запада.
- Что представляет собой субъект культуры?
- Какова структура культуры как общественного явления?
- Что такое культурные ценности?
- Расскажите об основных направлениях российской культуры.
- Охарактеризуйте понятие субкультуры и перечислите ее виды.
- Как взаимосвязаны культура и формация общества?
- Назовите основные функции культуры в обществе.
307