16.3. Типы культур

Культура как характеристика обществ функционирует на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этих форм в социологии используется понятие субкультуры. Субкультура - это набор символов, убеждений, норм, образцов поведения, отличающих ту или иную социальную общность (молодежь, спортсмены, старики и т.п.) и институт (семья, школа, политическая партия и т.п.).

Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные, возрастные субкультуры. Например, национальная культура включает в себя символы, ценности, убеждения, нормы, образцы поведения, которые объединяют представителей данной нации. В большинстве стран имеется несколько национальных культур, что связано с многонациональным составом народа. Молодежь имеет свою субкультуру, выражающуюся в одежде, языке общения, манере отдыха и т.п. Каждый социальный институт (семейный, молодежный, армейский и т.п.) стремится создать и внедрить поведенческие образцы, отличающие его от других институтов. Это выражается в культурных комплексах "культуры завода", "культуры школы", "культуры управления" и т.п.

Культура подразделяется также на народную, массовую, элитарную. Народная культура характеризует культуру того или иного этноса и нации. Массовая культура - это, как правило, вестернизированная культура, пришедшая с Запада. Элитарная культура - характеризует элиту общества: политическую, идеологическую, экономическую, военную, культурную (писателей, музыкантов и т.п.). В настоящее время в России доминирует массовая вестернизированная культура, которая вытесняет массовую народную культуру крестьянской России. Вестернизация - это опасное влияние Запада, с которым нужно сознательно бороться во имя сохранения национальной самобытности и идентичности.

Культура включена в общественный процесс, носит на себе отпечаток той или иной формационной метасистемы, в классовом обществе имеет классовый характер. Здесь происходит различие культуры по ее формационной зависимости. По этому признаку различают, например, буржуазную и социалистическую культуры. Буржуазная культура развивается в экономических обществах и служит укреплению существующих в этом обществе культурных ценностей: индивидуальной свободы, частной собственности, уважения к закону и т.п. Социалистическая культура развивается в политических обществах и служит задачам укрепления таких культурных

305

ценностей, как коллективизм, общественная собственность, социальное равенство и т.п.

Существует множество мировых культур: буддистская, христианская, исламская и др. Они характеризуются разным пониманием субъекта культуры и его способностей, характером культурной деятельности, ее ценностями. Например, буддистская культура отличается индивидуализмом, созерцательностью, космизмом, православная культура - соборностью субъекта, его всечеловечностью, ориентацией на нематериальные ценности и т.п.

Культурные различия индивидов, общностей, институтов, обществ - неизбежный результат специфической истории человечества. Противоречивое взаимодействие этих культур, единство и борьба их - источник развития культуры человечества, обществ, индивидов. В результате такого взаимодействия происходит взаимообогащение культур разных субъектов, победа одной культуры над другой, изменение культурного субъекта, уменьшение культурного разнообразия субъектов.

Бурное развитие науки и техники в экономических странах, крах политической формации в ее пролетарско-социалистической форме поставили со всей остротой проблему модернизации производительных сил, экономики, политической системы стран с неразвитыми экономическими или политическими формациями. Происходит разрушение аграрных и индустриальных обществ в результате перенесения в них институтов других обществ и цивилизаций. Разрушительное влияние американско-западной культуры было особенно катастрофичным для культуры исламских стран, а также для русской культуры. Вестернизация мира вызывает усиление антиамериканских настроений - политических и культурных в целом.

В этой связи возникает вопрос об общечеловеческой культуре, общечеловеческих ценностях, который встал перед советским народом в начале перестройки и был связан с именем Горбачева. Да, существует общечеловеческая культура и ее ценности, но это не исключает, а предполагает наличие национальных культур и ценностей, которые должны образовывать основу общечеловеческой культуры. Нельзя их ни противопоставлять, ни ассимилировать. Диалектическое единство национального и общечеловеческого в национальных и общечеловеческой культурах - залог нормального развития народов без катаклизмов и войн на почве культурного разнообразия.

Важной проблемой для России является взаимодействие ее культуры с культурой Запада и Востока. Если брать религиозную, гуманитарную, политическую, экономическую, техническую культуры этих субъектов, то следует отметить, что культура Запада носит явно выраженный техногенно-экономический характер, а

306

Востока - аграрно-политический. Культура экономической формации Запада характеризуется безудержным преобразованием и потреблением географической среды, динамичным развитием экономики, ее эффективностью, демократизацией политической сферы, плюрализмом духовной системы, индивидуализмом. Культура политической формации Востока характеризуется сосуществованием с географической средой, экстенсивным развитием экономики и ее медленно меняющейся эффективностью (производительностью, качеством, ресурсосбережением и т.п.), преобладанием авторитарных режимов власти и медленной демократизацией их, следованием традиционным мировоззрениям (религиям), коллективизмом.

Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Самарин и др.) утверждали, что культура России (материальная, социальная, духовная) идет своим путем. Это касается и экономики, и политической организации, и духовной культуры, и ментальности людей. Они выделяли панславизм, общинный быт, покорность русских, православность их мировоззрения и т.п.

Западники (Герцен, Грановский, Огарев и др.) выступали за переход России на путь экономической формации, европеизации России, освоения достижений европейской экономики, политики, духовности и ментальности. В этом плане большевиков можно рассматривать как ярых западников, если марксизм считать европейской мировоззренческой ересью. Это направление в условиях глобализации и постсоветской России становится определяющим.

Евразийское направление в российской культуре возникло в 20-е гг. нашего века в среде русской эмиграции. Сейчас его разделяют сторонники КПРФ. Евразийцы пытаются, с одной стороны, сохранить часть культурного наследия России (политическую формацию, державность, коллективизм и т.п.), а с другой стороны, перенять технические, экономические, политические достижения Запада.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что представляет собой субъект культуры?
  2. Какова структура культуры как общественного явления?
  3. Что такое культурные ценности?
  4. Расскажите об основных направлениях российской культуры.
  5. Охарактеризуйте понятие субкультуры и перечислите ее виды.
  6. Как взаимосвязаны культура и формация общества?
  7. Назовите основные функции культуры в обществе.

307



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved