Культура как общественное явление имеет, как это было сказано выше, сложную структуру, важнейшим элементом которой является субъект, его сознание и психика. Поэтому нужно различать культуру субъекта и культуру как общественное явление. Последнее более сложно и включает в себя помимо субъекта и другие элементы, в частности многочисленные культурные блага (ценности). Остановимся на некоторых элементах культуры людей, имеющих наиболее важное значение для культуры как общественного явления.
Первоосновой любой культуры является язык, тот понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют
300
его элементы в чем-то по-своему, по-особому. Например, у малых народов Севера, живущих охотой, сбором ягод, свое название имеет каждое особое состояние зрелости, например клюквы. У одних народов категория одушевленности распространяется только на человека, все остальное - "что" (в том числе домашние животные). У других наряду с человеком "одушевленными" считаются и представители животного мира. В языках одних народов жесткое построение фразы с подлежащим обязательно на первом месте, у других - подлежащее может стоять как в начале, в середине, так и в конце фразы.
Культурные традиции передаются в жестах, обрядах, мимике, танцах. Ушедшие поколения доносят до нас свои умения, навыки, строй мысли в вещественных формах и т.д. Но вряд ли что-нибудь может конкурировать с наиболее емким, доступным, точным ретранслятором культуры, каким является язык. В оценке языка как ретранслятора культуры встречаются две крайние позиции. Одни ученые считают, что для передачи национального своеобразия роль языка незначительна. Поэтому практика вытеснения родного языка языком, имеющим международный статус, - явление вполне допустимое, не наносящее реального вреда развитию национальной культуры. Другие абсолютизируют роль языка в качестве чуть ли не единственного носителя культуры. Ведь часто, тем более в XX в., язык выступает лишь средством коммуникации. На русском языке в той или иной мере может быть передана и нерусская культура, на английском языке - неанглийская.
Язык имеет определенный культурно-речевой статус. Этот статус означает определенное положение языка в системе культуры, которое выражается в основных функциях языка как средства выражения, ретрансляции и воспитания культуры. Социокультурное пространство общества характеризуется тем национальным языком, который распространен среди народа и который, как правило, имеет статус государственного. Именно потому народы, добившиеся национального самоопределения, стремятся закрепить в качестве государственного свой язык. Это становится одним из важнейших факторов культурно-языкового конфликта, как это случилось на постсоветском пространстве в Латвии, Казахстане и других бывших советских республиках.
Язык имеет свои уровни: литературный, разговорный, простонародный, местный, профессиональный и т.п. Данная специфика выражается в соответствующих словах, выражениях, словосочетаниях, строении слов. Например, моряки говорят не кóмпас, а компáс, с ударением на последнем слоге.
301
При анализе субъекта культуры нужно различать психические формы, в которых существует культура человека (знания, убеждения, воля и т.п.), и его содержание. Таким культурным содержанием являются, прежде всего, ценности (блага) - определяющий элемент (ядро) культуры людей. Для того чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что вредно, что является добром, а что злом, человек должен применить определенные критерии и мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Эти критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре. Они и называются ценностями. В этой связи ценность как идеальное, воображаемое, как критерий не следует путать с самим объектом, предметом, который уже признан ценностью для человека. Культура, рассмотренная в ценностном аспекте, - это своеобразный социальный механизм, который выявляет, координирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает ценности в обществе.
Ценности выступают как желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, социального института, социальной организации, народа) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д., критерий оценки реальных явлений, они определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия, побуждают к деятельности. Другими словами, ценность и ориентирует человека в мире, и мотивирует на конкретные действия.
Следует различать ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Данные ценности в рамках той или иной культуры представляют собой не произвольную комбинацию, а образуют систему. Менталитет - выражение этой целостности. Он проявляется как в общей логике данной системы ценностей (ее подчиненности идее коллективности или индивидуальной свободы и ответственности), так и в специфике набора ценностей, их иерархии, очередности, последовательности.
Каждая система ценностей имеет как бы одно основание. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в предельно личностно значимой, адресованной к самому человеку форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье. Нравственные ценности, пронизывая всю систему ценностей, апеллируют к свободному выбору человека, подкреплены внутриличностными, наиболее глубокими формами контроля (совесть, стыд, покаяние и т.д.). Культура общества и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, признанных, одобряемых в данном обществе, желательных для большинства его членов ценностей.
302
Вместе с тем целостность системы ценностей отнюдь не означает принципиальной невозможности возникновения в ее рамках противоречий и даже конфликтов. Конфликты ценностей проявляются в различных формах. Их преодоление осуществляется прежде всего на базе нравственных ценностей. Если в обществе приоритетны не свобода, самостоятельность индивида, а идеи равенства между людьми, социальной защиты, то соответствующие политические ценности будут брать верх над экономическими ценностями, ориентированными на эффективность, прибыльность.
Ценности существуют в сознании и психике людей в форме знаний, убеждений, воли и т.п. Но именно в убеждениях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения. Убеждение - определенное психическое состояние, для которого характерна генетическая нерасчлененность интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Это чувственное переживание знания как ценностно-значимого, достоверного, наполненного энергией воли.
Убеждения, связаны ли они с объектами природы или с социальными объектами, включают в свою структуру определенные сведения о данном явлении, о существе норм, принципов поведения. Убеждения, связанные с социальными объектами, - этнические, экономические, политические знания о традициях, обычаях, ритуалах, эталонах поведения, сведения о том, что считается в рамках данной культуры желательным или нежелательным, справедливым или несправедливым и т.д.
Между существующими в обществе знаниями и убеждениями людей, воплощаемыми в поведении, связь устанавливается сложно и неоднозначно. Причины рассогласованности знаний и убеждений различны. Если знания противоречат потребностям человека, но имеют при этом статус господствующих, единственно верных, люди рано или поздно начинают сопротивляться их реализации. В результате возникает раздвоение духовного мира людей, культуры, разрыв между распространяемыми знаниями, словами, с одной стороны, убеждениями, действиями - с другой. Знание может опережать практику. В нем могут быть зафиксированы идеи, способные усовершенствовать мир. В этом случае разрыв идей и убеждений вполне естественен. Преодоление его за счет активного распространения подобных знаний, идей является важным условием прогресса общества. Идеи Христа с большим трудом, медленно, но верно доходили до душ людей.
Убеждения как единство знаний, эмоций и воли выступают в разнообразных конкретных формах: ценностные ориентации, социальные установки, нормы, принципы поведения, мотивы действий.
303
Одни определяют стратегическую направленность деятельности индивида, другие нормативно регламентируют ее, третьи - ситуационно детерминируют поведение людей. Данные феномены духовной культуры образуют иерархическую систему, на вершине которой - ориентация на ценности.
Синтетической формой культуры, объединяющей в себе знания, убеждения, привычки, с одной стороны, и поведение - с другой, являются обряды, обычаи, традиции.
Обряд - это совокупность стереотипных коллективных действий, символизирующих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающих соответствующие коллективные чувства. В процессе обряда происходит не только рациональное освоение тех или иных норм, ценностей, идеалов, но и сопереживание их участниками, что превращает их в убеждения.
Обычай - это воспринятая из прошлого и воспроизводимая в нынешнее время форма социальной регуляции поведения и отношения людей, которая объединяет членов в группу. Обычай состоит в следовании воспринятым из прошлого обрядам, праздникам, трудовым навыкам и т.п.
Традиции - это передающиеся из поколения в поколение убеждения, обряды, обычаи, праздники, трудовые навыки и т.п. Традиции выступают основой преемственности культуры и идентичности социальных групп.
Ценности социальных слоев, классов, групп общества образуют системы, в которых элементы находятся в определенной связи. Эти системы ценностей, как видно из практической жизни, характеризуются немалыми различиями. Возможные конфликты ценностей, а потом и социальные конфликты между группами должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей - мир, человеческая жизнь, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей - сохранение единства нации, целостности государства и т.д.
Применимо ли для данной культуры решение спорных вопросов в острой конфликтной форме, переходящей в открытое вооруженное противоборство, насколько в культуре конфликтующих социальных сил, всего общества развито уважение к общечеловеческим ценностям, наблюдается ли в обществе среди всех его слоев признание как одной из высших ценностей единство нации, сохранение государства, недопустимость гражданской войны - от этих социокультурных факторов зависит, в каких формах будет разворачиваться конфликт, будут ли стороны искать компромисс и т.д. Это относится и к социокультурным различиям между поколениями, существованию субкультур и т.д.
304