14.2. Социал-капиталистическая
формация

Становление гибридных, политико-экономических формаций стало характерной чертой и в период индустриальной цивилизации в первой трети XX в. В это время отчетливо проявились две антагонистические формации: тоталитарная (советская) и капиталистическая (США, Германия и др.), которые и стали основой образования новой социалистически-капиталистической (социал-капиталистической) формации. Процесс образования смешанной формации на капиталистической основе успешно прошел в развитых капиталистических странах, сопровождаясь серьезными деформациями, но не распадом. Возникшая теория конвергенции и модернизации этих формаций отразила этот процесс. Она показала несостоятельность пророчеств Маркса и Энгельса по поводу социализма и коммунизма, которая стала ясна критически мыслящим обществоведам задолго до социалистических событий в России.

252

Сомнение в марксовских пророчествах, в частности, высказал великий русский марксист Г.В. Плеханов в своем знаменитом Политическом завещании, написанном в 1918 г. Он спокойно и аргументированно показал в нем, что с развитием производительных сил произойдет уменьшение роли и численности рабочих и увеличение численности и роли инженерно-технической интеллигенции. Это приведет к смягчению классовых противоречий, так как у интеллигенции сильна не классовая, а общечеловеческая сторона, которая со временем будет усиливаться. С развитием производительных сил потребуется образование рабочих и возрастет стоимость рабочей силы.

Развитие марксовского капитализма пошло в западных странах по пути, предсказанному Г.В. Плехановым в России, Е. Дюрингом, П. Прудоном, Э. Бернштейном и К. Каутским в Германии и других странах. Это дало основание некоторым известным ученым говорить о капиталистической революции, которая продолжает потрясать мир, и о возникновении нового - демократического капитализма. Его можно назвать и буржуазным социализмом, так как: 1) многие цели и признаки социализма, поставленные, но не реализованные в странах пролетарского социализма, были там достигнуты, но другими способами; 2) многие признаки марксовского социализма нашли в этой формации свое воплощение (удовлетворение важнейших материальных, политических, духовных потребностей трудящихся; резкое уменьшение социального неравенства; развитие демократического и правового государства, выражающего интересы всех граждан; социальная защищенность и т.п.); 3) формационную общность этого социализма (и капитализма) составили буржуазно-демократическая элита, буржуазия (крупная, средняя), средний класс (буржуазия, интеллигенция, рабочие). Эту формацию можно назвать также гражданской, так как именно в этой формации развилось и стало решающей силой политической сферы гражданская (гражданское общество) сфера.

Трансформация марксовского капитализма в буржуазный социализм активизировалась в 20-30-е гг. XX в. в условиях крупнейшего кризиса мирового капитализма. Кризис марксовского капитализма был спровоцирован "дикой (либеральной) конкуренцией" капиталистов. Эта конкуренция представляла "войну всех против всех" как внутри национальных экономик, так и на международном рынке. Кризис проходил на фоне динамичного развития пролетарского социализма в СССР, который оказал сильное влияние на процессы модернизации марксовского капитализма.

В условиях глобального кризиса марксовского капитализма лидеры развитых капиталистических стран решили осуществить прививку некоторых социалистических институтов к марксовскому

253

капитализму. Пролетарский социализм, построенный в Советской России, оказался по отношению к марксовскому капитализму (т.е. капитализму, раскритикованному Марксом в Манифесте) для трудящихся капиталистических стран обществом и образом жизни в чем-то более справедливым и прогрессивным. В советском обществе было достигнуто значительное социальное равенство, ликвидирована эксплуатация человека человеком и экономическим классом (правда, там осталась эксплуатация человека государством и господствующим политическим классом - номенклатурой), шла культурная революция, были высокие темпы социальной мобильности и экономического роста и т.п.

Рузвельт, а также политические лидеры других капиталистических стран осуществили трансформацию марксовского капитализма в буржуазный социализм в результате: 1) увеличения числа мелких и средних частных собственников; 2) внедрения в капиталистическое общество некоторых пролетарско-социалистических начал и отношений (четкие нормы рынка, контроль со стороны государства, планирование, более справедливое перераспределение доходов и т.п.); 3) резкого увеличения расходов государства на общественные нужды.

Сильная государственная власть встала над рыночной конкуренцией и ввела ее в русло, отвечающее интересам национальных обществ, капиталистов и рабочих. Она не стала вставать на сторону конкурирующих групп в той мере, в какой это было реально возможно, а стала требовать нормальных договорных отношений между капиталистами, капиталистами и рабочими, рабочими разных профессий и добиваться согласия между ними в интересах государства и общества. Вслед за ними начали формироваться и этические нормы нормального бизнеса, которые были изложены Вебером в его книге "Протестантская этика и дух капитализма".

Демосоциальную основу буржуазно-социалистической (социал-капиталистической) формации образовал средний класс, включающий в себя: наемных рабочих, лишенных собственности; мелкую буржуазию (мелкие бизнесмены и торговцы); технических специалистов и интеллигенцию ("белые воротнички"); администрацию и менеджеров; частных собственников, стремящихся через образование к преимуществам, доступным интеллектуалам; собственников, получающих ренту от владения землей и предприятиями; "коммерсантов" (предпринимателей); ученых, инженеров, руководителей отделов сбыта, программистов и работников вычислительной техники1.

Социал-капиталистическая исходная сфера характеризуется резким увеличением числа работающих по найму: к 1980 г. их число в

254

девяти развитых странах Запада увеличилось до 81%. К 1980 г. городское население мира, составлявшее в 1900 г. 13,6%, выросло до 50%. Произошла быстрая эволюция в образе жизни и демосоциальной структуре населения мира. В США, Англии, Японии и других странах возникли мегаполисы, в которых сконцентрировано колоссальное количество людей, они пронизаны сетью дорог, информационных сетей, СМИ и т.п. В мегаполисах, с одной стороны, созданы все условия для всестороннего развития индустриальной личности, а с другой стороны, господствует массовая культура.

Увеличение заработной платы, оплачиваемых отпусков, пенсий по старости, медицинского страхования и т.п. - все эти социальные меры буржуазных правительств и предприятий значительно повысили качество жизни трудящихся. Это увеличило платежеспособный спрос населения и снизило возможность новых экономических кризисов перепроизводства. Поэтому предположение П. Бергера, что"развитый индустриальный капитализм создал и продолжает создавать для больших масс людей наивысший за всю историю человечества материальный жизненный уровень", является доказанным фактом1. Во многом это было обусловлено не только закономерностью развития самой экономической формации, но и влиянием антагонистической советской формации.

Важнейшим признаком социал-капиталистической формации является появление демосоциальных денег, которые и создали массового потребителя. Эти деньги

...в форме чеков начали выпускать уже сами банки, предоставляя населению кредит на покупку домов, земельных участков, автомашин и различной бытовой техники в размере, пятикратно превышающем их собственные резервы2.

В результате многократно выросло доверие к семье - главному институту демосоциальной сферы. Появился новый механизм развития и связи рыночной экономики и демосоциальной, экономической и духовной сфер. У банковской системы появились новые деньги, наполняющие кровеносные сосуды социал-капиталистической формации. Воплощением социальных денег стали гигантские мегаполисы, изменившие весь образ жизни, быт и облик населения.

Купленные в кредит дома, земельные участки, машины, бытовая техника позволили людям вырваться из грязи, шумности, криминальности промышленных городов, создать органы местного самоуправления пригородов, нормальные условия жизни, заботиться об охране природной среды. Автомобилизация и телефонизация сделали доступными любые деловые и личные контакты, расширили

255

пространственную и временную свободу граждан, интенсифицировали социализацию человека как потребителя, труженика и гражданина. Массовый кредит семьям расширяет функцию демосоциальных денег, которые становятся и средством семейного накопления, и средством социальной защиты и самоутверждения людей. При наличии семейного капитала в деньгах, акциях, недвижимости человек становится более свободным и независимым в своих чувствах, мыслях, поступках, потребностях и интересах. Быстро формируются массовые интеллектуальные и информационные потребности и интересы. В демосоциальной сфере происходят два процесса: 1) рост доходов семьи в результате изменения квалификации работников, роста стоимости рабочей силы, повышения эффективности экономики, возможности семейного кредита; 2) развитие духовности семьи, ее образованности и воспитания, развивающих потребности и интересы людей. Индекс экономической обеспеченности в социал-капиталистических странах фиксирует расхождение между этими процессами, когда второй процесс обгоняет первый и используется для стимулирования трудовой и потребительской активности семей.

Все это вызывало к жизни массового и цивилизованного потребителя с развитыми потребностями, способностями, ментальностью, характером. Интегральной чертой этого процесса, заметной особенно в США, стало резкое возрастание самоценности семьи, превращение ее в экономическое, политическое и духовное благо для людей. Потребность в полноценной семье как квинтэссенция всех потребностей данного общества становится ведущей. Растет потребность в собственном здоровье и здоровье членов семьи. Одновременно возрастает чувство уважения к семейной собственности, идущее рука об руку с чувством собственного достоинства человека, являющегося основой чувства патриотизма. В результате в людях формируется стремление к самореализации не за счет интересов и прав других людей, а в рамках законной конкуренции (а не социалистического соревнования). Формируется солидарная личность в отличие от ее двух крайностей: коллективистской и индивидуалистской личностей. В этой личности происходит разумное и законное сочетание индивидуализма и коллективизма. Разумеется, и семья переживает кризис, но связанный с переходом к постиндустриальной цивилизации, с точки зрения которой многое, ранее ценное, начинает меняться.

Все это привело к невиданным переменам в жизни людей: резко снизилась детская смертность, средняя продолжительность жизни возросла, повысилась калорийность пищи, были ликвидированы постепенно многие болезни, смягчены стихийные бедствия и т.п. Именно это и предсказывал Е. Дюринг в свое время, за что и был подвергнут критике со стороны Ф. Энгельса. Значительное улучшение

256

уровня и качества жизни трудящихся снизило накал классовой борьбы, привело к сотрудничеству рабочих и капиталистов посредством социал-капиталистического правового государства. Именно это в значительной мере подорвало веру в марксизм-ленинизм рабочих: ведь марксизм, в частности, возник из потребности XIX в. разрешить проблему обнищания рабочего класса. В странах "развитого социализма" (пролетарского социализма) она со временем оказалась решенной хуже, чем в странах социал-капитализма.

Со временем обнаружилось, что усиление социального равенства вызывает падение эффективности общественного производства, и наоборот. Согласно "кривой Казнеца" распределение дохода и богатства можно изобразить кривой, показывающей, что в процессе капиталистического развития имущественное неравенство сперва резко возрастает, но затем медленно сглаживается, но никогда не исчезает. Поэтому социальное равенство есть идеал, который можно признавать только на словах, но который на практике достигается только асимптотически. Разумные социалисты не случайно считают, что всегда должна существовать некая разница в доходах для создания мотивов труда. Поэтому сейчас в странах демократического капитализма поставлена и решается задача "продвигаться в направлении достижения равенства, но не доходить до крайностей" 1. Или, говоря словами Гелбрейта,

цель и задачи справедливого общества очевидны - обеспечивать эффективное производство товаров и оказание услуг, а также распоряжаться полученными от их реализации доходами в соответствии с социально приемлемыми и экономически целесообразными критериями2.

Элементами демосоциальной основы буржуазно-социалистической формации являются также системы дошкольного воспитания, образования (общеобразовательная, среднеобразовательная, высшая), медицинского обслуживания, отдыха и т.п. в той их части, которая касается удовлетворения и развития основных потребностей людей. В развитии этих сфер большую роль приобретает буржуазно-демократическое государство, гражданское сообщество, семья. Растущее влияние гражданского сообщества - прямое и опосредованное через государство на демосоциальную сферу является важнейшим отличительным признаком буржуазно-социалистической формации. В этой связи важно подчеркнуть, что вышеназванные институты можно функционально отнести и к исходной, и к базисной сферам формации. Это обусловлено тем, что деятельность этих институтов напрямую связана с эффективностью общественного производства и

257

сознательно учитывается как демократическим буржуазным государством, так и гражданским сообществом.

Особую роль в демосоциальной сфере социал-капиталистического общества начинает играть система образования, представляющая сложный и противоречивый процесс, испытывающий воздействия научно-технического прогресса, культурной жизни общества, государства, церкви и т.д., сам оказывающий самые различные активные воздействия на основные сферы формации. Именно общеобразовательная школа, в силу своей масштабности, массовости и системности, является важнейшим инструментом просвещения социума, фактором социальной регуляции и духовного воспроизводства общества, институтом, обеспечивающим формирование, сохранение, поддержание, распространение и внедрение знаний, а также нравственных, правовых, эстетических, социально-бытовых и других норм и ценностей в жизнь общества на рациональной, организованной, регулярной, систематизированной и массовой основе.

Базис социал-капиталистической (буржуазно-социалистической) формации образует, прежде всего, современная материально-техническая база, которая возникает на основе научно-технической революции. Она позволяет добиться высокой производительности общественного труда, что позволяет удовлетворить основные материальные, социальные и духовные потребности населения. Это уже не только конвейеризация производственных процессов, но и их постоянное технологическое и организационное обновление на основе инноваций.

Далее, этот базис образует государственная, акционерная, мелкая частная собственность на средства производства. Преобладающей формой хозяйствования становятся корпорации (акционерные общества), капитал которых образуется путем объединения многих индивидуальных капиталов и личных сбережений посредством выпуска акций (ценных бумаг, дающих право их владельцам на получение некоторой доли дохода корпорации и на участие в ее управлении). Капиталистическая собственность корпорации приобретает коллективную (ассоциированную) форму.

Структура собственности оказывает серьезное влияние на политическую организацию социал-капиталистического общества. Для возникновения демократического стабильного правового государства нужно, чтобы в обществе насчитывалось более двух третей хозяев, которые обладали бы приносящей доход, преимущественно наследственной (накопленной) частной собственностью, и не менее одной трети из них имели от частной собственности основной источник дохода, нормальный для данной страны. Здесь нужно подчеркнуть именно источник дохода - частную собственность (мелкую и среднюю), который только и делает человека политически

258

независимым и активным субъектом демократического общества. Буржуазно-социалистическая формация основана на относительном равенстве частных собственников и политически активных граждан в отличие от пролетарско-социалистической формации, основанной на относительном равенстве в бедности и политически пассивных гражданах.

Главными причинами изменения качества исходной сферы социал-капиталистической формации, использования ее скрытых резервов для развития социал-капиталистической формации стали повышение производительности и качества труда в результате конвейеризации производства, урбанизация населения, оживление малого бизнеса (ныне дающего до 60% ВНП), устойчивость банковской системы, возникновение демосоциального капитала и т.п. Демосоциальный капитал создает, по мнению Ю.И. Васильчука, две свои собственные империи в сфере производства, построенные на трех основных типах массового труда: 1) отрасли массового производства демосоциальных благ, 2) отрасли массовой культуры. Они дали в 1950-1970 гг. огромную занятость населения и изменили структуру экономики общества.

Огромное значение в социал-капиталистической экономике имеет система цен, расчет капитала, отнесение успеха (или неудачи) в действиях или дохода к заслугам капиталиста (собственника капитала) или ресурсов, в определении которых важную роль играет демократическое государство. В целом они выполняют следующие четыре функции: стимулируют накопление капитала; распределяют компетенции; обеспечиваются правом; контролируются успехом (или неудачей). Система цен - это основа подтверждения и опровержения экономических гипотез, которые кладутся в основу хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые делают ставку на правильные (адекватные своим возможностям) гипотезы и стратегии, т.е. предлагают товары, пользующиеся спросом, получают прибыль. Все другие терпят убытки и разоряются.

Важнейшим элементом политического базиса буржуазного социализма является социальное правовое государство, которое характеризуется: верховенством закона во всех сферах общественной жизни; реальностью прав и свобод личности; разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную; наличием эффективных, прежде всего прокурорских и судебных, форм контроля и надзора за осуществлением законов; взаимной ответственностью государства и личности за соблюдение законов. Только в условиях социального и правового государства возможно функционирование демосоциального капитала, ориентированного на социализацию и развитие людей. Таким образом, для правового государства нужна

259

всеохватывающая система законов, эффективная судебная система, правовая культура граждан, доверие граждан к государству.

Государство в этой формации является социальным, опирается на широкую социальную основу, проводит социальную политику. Эта политика ориентирована как на повышение эффективности общественного производства, рост прибыли, так и на обеспечение качества жизни населения, а также на защиту и реализацию основных прав и свобод граждан. Последнее выражается в создании современных систем образования, здравоохранения, социального обеспечения, образующих структуру демосоциальной сферы общества. Социальное государство прогнозирует, предупреждает и регулирует возникающие социальные конфликты между основными сферами демосоциальной сферы общества.

Таким образом, в странах демократического капитализма господствуют капиталистические отношения, которые Маркс считал ужасными и исторически преходящими. В этих странах на конкурентном рынке встречаются свободный предприниматель, владеющий средствами производства, свободный рабочий, владеющий квалифицированной рабочей силой, и демократическое правовое государство. Предприниматели и рабочие заключают между собой свободный договор на основе рыночного ценообразования и учета интересов демократического правового государства. В заключении этого договора участвуют предприниматели в лице своих организаций, рабочие в лице своих профсоюзов и посредник - буржуазно-демократическое государство. Это соглашение исходит из возможности совместного образования и присвоения прибавочной стоимости и капиталистом, и рабочим, и государством. Ведь в создании этой стоимости участвуют все перечисленные участники, но в разной степени, которую определить точно фактически невозможно.

В экономическом базисе демократического капитализма частная, акционерная и государственная собственность на средства производства приобретает общественный характер. Причем этот общественный характер названных форм собственности носит функциональный, а не субстанциальный характер, т.е. все эти формы собственности ориентированы на общественные потребности и интересы независимо от субстанциального (субъектного) характера собственности. И это результат взаимодействия трех основных факторов производства в буржуазно-демократической и индустриальной формации: капиталистов, рабочих и государственной власти. Именно демократическое государство обеспечивает через демократическое право и гражданское общество нормальные отношения между капиталистами, рабочими, инженерами, учителями и другими социальными группами. Оно стимулирует непрерывное экономическое функционирование и развитие экономики, увеличение

260

прибылей, заработной платы, осуществляет прогрессивное налогообложение граждан.

Вспомогательная сфера включает в себя следующие структурные элементы: 1) представительную демократию, основанную на выборах; 2) буржуазное право, в котором зафиксированы принципы свободы, частной собственности, защиты прав индивида и т.п.; 3) развитое гражданское сообщество; 4) буржуазно-социалистическую, либеральную, консервативную и др. идеологии; 5) систему образования; 6) церковь. Эта мощная и многополюсная надстройка регулирует отношения между развивающейся демосоциальной сферой, экономикой, демократическим правовым государством в интересах всех социальных групп общества. В надстройку функционально (частями) входят некоторые сферы, которые относятся к исходной и базисной частям формации общества. Все это свидетельствует об усложнении и переплетении общественных сфер в социал-капиталистической формации, значительном повышении роли надстройки в качестве механизма регуляции отношений между развившимся базисом и демосоциальной сферой.

Важнейшими чертами плюралистической демократии, распространенной в странах буржуазного социализма, являются: признание народа источником власти (учреждение конституции, выбор органов власти, референдумы по важнейшим вопросам политической сферы); многопартийность; равноправие граждан; подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении; регулярная выборность основных органов государства. Основанные на ценностях либерализма, демократические государства (США, Англия и др.) дополняют эти принципы правами человека, их приоритетом над правами государства, ограничением власти большинства над меньшинством (чего хотели правые силы в новой российской Госдуме), верховенством закона и т.п.

Гражданское сообщество включает в себя множество самодеятельных организаций активных граждан (политических, сбытовых, потребительских, спортивных, научных и т.п.), через которые граждане выражают и защищают свои интересы перед своим государством и контролируют его. Сюда можно отнести комитеты и комиссии, в работе которых участвуют многочисленные "группы по интересам". Таких институтов и организаций только при органах центрального правительства очень много. Они выполняют важные функции: выражают интересы своих членов, вырабатывают рекомендации и предварительные наброски ответственных государственных решений. Условием гражданского сообщества является многообразие форм собственности, наличие правового государства, создание реального плюрализма, преодоление традиционной

261

конфронтации между людьми по политическим, национальным и религиозным мотивам.

Важнейшим элементом гражданского сообщества является местное самоуправление. Оно защищает интересы населения по месту жительства, образ жизни и семью. Это самоуправление требует не только соответствующего законодательства со стороны государственной власти, но прежде всего активности самих граждан, знаний и усилий их в этой сфере. Должны возникнуть самоуправленческая культура, традиция, характер, ментальность.

Христианская церковь всегда подчеркивала необходимость социальной политики. В XIX в. вопрос о необходимости социальной политики буржуазного государства был поднят сначала католическим, а позже евангелическим социальным учением.

Христианское социальное учение выступает как против бестелесного и спиритуалистического идеализма, так и против бездуховного и бессубъектного материализма. Его идеалреализм, вытекающий из подчеркивания единства тела и души у человека... противостоит и идеалистическому пренебрежению жизненным положением конечного существа "человек", и материалистической недооценке духовной природы человека1.

Влияние церкви становится все более плюралистическим. В обществе постепенно возникает множество религиозных течений, отвечающих самым разнообразным религиозным вкусам людей. Тем самым церковь и религия отходят от своей политической роли в сферу мировоззренческую, удовлетворяя разнообразные духовные потребности.

Все большую вспомогательную роль в социал-капиталистической системе приобретает образование (среднее и высшее), ведь в квалифицированных специалистах нуждаются все отрасли капиталистического общества. В США, Англии, Германии, Франции и других странах общеобразовательная школа в XX в. стала высокоразвитым социальный институтом, превратилась в массовую, всеобщую, бесплатную и обязательную. От 80 до 90% всей молодежи имеют аттестаты об окончании средней школы, наблюдается общее увеличение сроков обучения до 12-13 лет; дифференциация обучения по профилям учебных дисциплин, склонностям и интересам учащихся; постоянное обновление и пополнение содержания обучения: широкая компьютеризация и информатизация школы; улучшение материально-технической инфраструктуры, повышение качества подготовки учителей и т.п.

Питер Дракер полагает, что социал-капитализм характеризуется новым отношением к знанию, ставит на первое место применение

262

знаний к процессам труда. В этом случае роль средств производства и собственности на них отходит на второй план. Он считает, что страны социал-капитализма стали мощными в экономическом отношении благодаря системе профессионально-технического обучения по Тейлору и лидерству в развитии техники и технологии. Применение принципов научной организации труда Тейлора привело к ежегодному повышению производительности труда на 4%, и к 1930 г. производительность труда в этих странах выросла в 50 раз. Причем половина этой дополнительной производительности пошла на увеличение заработной платы и покупательной способности рабочих.

Буржуазно-социалистические реформы были осуществлены в странах марксовского капитализма (и империализма) без пролетарско-социалистической революции естественно-эволюционным путем, так как для этого были объективные и субъективные основания, замеченные в конце жизни Энгельсом и Плехановым в его Политическом завещании. Все это к нынешнему времени существенно изменило капитализм, который как общественный строй стал выражать интересы в значительной мере буржуазного среднего класса (мелкой и средней буржуазии, в том числе рабочих), его представления о социальной справедливости. Последнее выразилось в придании постмарксовскому капитализму значительной социальной ориентации.

Все это позволяет его назвать по отношению к марксовскому капитализму и пролетарскому социализму буржуазным (демократическим) социализмом или социалистическим капитализмом. Его можно назвать социалистическим капитализмом, потому что он диалектически соединял положительные возможности марксовского капитализма (материальную заинтересованность, экономическую эффективность, буржуазную демократию, идеологический плюрализм и т.п.) с достижениями советского социализма (госконтролем, планированием, заботой об интересах трудящихся, развитием образования и т.п.). Именно к созданию такого буржуазного социализма призывал Горбачев.

Таким образом, буржуазно-социалистическая формация включает в себя: 1) средний класс, составляющий исходную сферу формации; 2) смешанную (рыночно-государственную) экономику и социальное демократическое правовое государство (базис); 3) политическую надстройку (развитое правовое сознание, гражданское сообщество, СМИ, судебную систему). Частичное превращение государственной власти в элемент базиса буржуазно-социалистической формации уравновесило рыночную активность (и несправедливость) рыночной экономики и оказало на буржуазное государство положительное влияние в духе буржуазно-социалистической справедливости.

263

Рис. 14.2. Структура социал-капиталистической формации
Рис. 14.2. Структура социал-капиталистической формации

В результате вложения средств в демосоциальную сферу буржуазно-социалистической формации развитие этих обществ осуществляется даже до сих пор за счет роста потребления внутреннего рынка. Растущий жизненный уровень народа стимулировал развитие экономик своих стран, их экспортные возможности, завоевание своих экономических ниш в мировом рынке товаров и услуг. В демосоциальной сфере заметна роль государственных и гражданских структур: образования, медицины, дошкольных учреждений и т.п. Они дополняются соответствующими гражданскими негосударственными структурами, контролирующими государственные органы. Основными целями социальной политики государства и гражданской сферы являются стабильность, равновесие, целостность, динамичность развития демосоциальной сферы и общества в целом.

Буржуазно-социалистическое общество отличается стремлением людей к потребительству, поэтому оно называется обществом массового потребления. В нем господствует мнение, что рост материального потребления (пищи, одежды, жилья, транспорта, развлечений и т.п.) отвечает высшим интересам индустриальной цивилизации. Сейчас, на фоне экологического кризиса, это обстоятельство становится существенным недостатком этой формации. Над юридическими нормами, на страже которых стоят монополии, государство, профсоюзы, гражданское общество, должны возникнуть этические нормы, вне которых нормального бизнеса не должно быть. И особенно бизнеса крупного, когда речь идет о нерушимости взятых на себя обязательств перед своим конкурентом или партнером. Очевидно, что это чрезвычайно сложная задача, немногим более легкая, чем построение коммунизма.

Капиталистический рынок в условиях демократического капитализма регулируется четко разработанными правовыми нормами, на страже соблюдения которых стоят демократическое правовое

264

государство и гражданское сообщество. Это позволяет избежать крайностей либеральной конкуренции, когда сильный и нахальный одерживает верх без соблюдения определенных правил. В этом причина перемещения части государства в базис общества. Руководство экономикой страны через эти нормы осуществляется из единого центра, носящего макроэкономический характер. Эту функцию осуществляют специальные государственные органы: законодательные, правительство, госаппарат и т.п. Делается попытка государственного регулирования противоречий между монополиями, монополиями и рабочими, монополиями и обществом. Регулирование этих противоречий не всегда является удачным, но в целом приводит к развитию общества.

В социал-капиталистическом обществе существует объективное противоречие между эффективностью общественного производства и социальным равенством. Если делать целью управления эффективность общественного производства (либеральная демократия), то страдает социальное равенство, увеличивается децильный коэффициент, В результате "рейганомики" США, Мексика, Чили отказались от буржуазно-социалистической формации и создали у себя неолиберально-капиталистические формации (неоамериканская модель капитализма), отличающиеся эффективной экономикой, сильным социальным неравенством, отсутствием государственной социальной защищенности трудящихся. Если делать целью управления обществом социальное равенство, то страдает эффективность (новации, качество, ресурсосбережение, производительность труда) общественного производства. Это страны пролетарского социализма (СССР, КНДР и др.). В отличие от них страны буржуазного социализма (иначе - рейнская модель капитализма) пытаются (и небезуспешно) сочетать высокую эффективность экономики и социальную защищенность. К ним относятся страны Западной Европы, входящие в ЕЭС, а также новые индустриальные страны Азии: Таиланд, Гонконг, Южная Корея, Сингапур. Сейчас США и страны либерального капитализма демонстрируют всему миру свою эффективность. Но многие исследователи прогнозируют назревающий в них социальный взрыв и неизбежность отказа от этого пути1.

Таким образом, можно сказать, что появление пролетарского социализма имеет громадное историческое значение. Во-первых, оно включается в создании противоположной либеральному (марксовскому) капитализму формации общества, которая, угрожая ему, вынудила мыслящую часть капиталистов спроектировать социал-капиталистическую формацию общества и реализовать ее в передовых странах мира. Во-вторых, пролетарско-социалистическая

265

формация окончательно развеяла иллюзии вокруг коммунистического прожекта и направила мышление и воображение интеллигентов в другое русло, связанное с проблемой глобализации, постиндустриализма, экологического кризиса.

266


1 См.: Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. - М., 1969. - С. 289.
1 Бергер П. Капиталистическая революция. - М.: Прогресс, 1994. - С. 54.
2 Васильчук Ю.А. Указ. соч. С. 14.
1 Бриттан С. Капитализм с человеческим лицом. - СПб.: Экономическая школа, 1998. - С. 318.
2 Гелбрейт Д. Справедливое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. - М.: Академия, 1999. - С. 226.
1 Козловски П. Прощание с марксизмом-ленинизмом. Очерки персоналистской философии. - СПб.: Экономическая школа, 1997. - С. 71-72.
1 См.: Альбер М. Указ. соч.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved