ГЛАВА 1 4
Смешанная (интегральная)
формация обществ
В историческом материализме феодальная формация считалась важнейшей экономической формацией общества, находящейся между рабовладельческой (античной) и капиталистической (буржуазной). Считалось, что она сменила античную формацию, которую одновременно считали рабовладельческой. И для этого были некоторые основания. Но были и другие факты, которые позволяли считать такую точку зрения недостаточной. Это ставило марксистов в трудное положение1.
С нашей точки зрения, феодальная (средневековая) формация общества как мировое явление представляет собой смешанную (гибридную) политико-экономическую формацию общества периода аграрной (доиндустриальный) цивилизации. Феодальная формация в стадиях становления, расцвета, трансформации в капиталистическую занимает целую эпоху, примерно с I по XVII в. н. э. Средневековье разные страны проходили в разное время: мы рассматриваем феодальную формацию в ее зрелой форме.
Феодальная формация в Европе возникла из уцелевших элементов античной формации Римской империи в процессе ее захвата германскими и славянскими народами, находящимися на стадии первобытнообщинной и имперской древности. Можно сказать, что феодальная формация возникла в Европе в результате социальной прививки античной формации к деспотической деформации завоевавших ее варваров. Происходила прививка побежденной формации общества к победившей, что имеет весьма существенное значение. В результате такого симбиоза в Европе и возникли со временем феодальные формации, в которых далее пошел процесс перерастания аграрных цивилизаций в аграрно-промышленные.
247
В азиатских странах с господствующей деспотической формацией возникновение феодальной формации происходило вследствие экономического кризиса, который, как мы уже говорили, является закономерным итогом развития политической формации. Происходит ослабление деспотической власти, распад деспотической империи на феодальные владения (возникновение магнатского землевладения), находящиеся в даннических отношениях с имперским центром. Этому способствовали завоевательные походы кочевых народов (например, монголов), в результате которых обширные, но рыхлые деспотические империи превращались в своеобразные феодальные княжества, платящие дань завоевателям.
Основу феодальной формации в Европе образует феодальная община ("германская марка"), которая появилась на немецких землях уже в VII-VIII вв. Феодальные общины, из которых затем возникают феодальные страны, характеризуются следующими признаками.
- Ее основа - аллод (земельная парцелла) плюс общинные угодья (выгоны, вода, леса), которые находятся в собственности семьи и ее членов, причем их благосостояние полностью зависит от их предприимчивости и труда.
- Феодальная община состояла из множества таких усадеб (экономических хозяйств), находящихся в совместном пользовании общими угодьями.
- Центром этой общины был религиозный приход, объединявший всех членов. Во главе общины-деревни стоял выбранный или назначаемый руководитель, который вместе со священником руководил общиной.
Сельские общины были объединены в феодальные владения (княжества, графства, баронства и т.п.) - феодалии вокруг феодальных городов-замков. Такие феодальные владения составляли неустойчивое государство-страну во главе с королем или императором. Между семейными хозяйствами, общиной, феодалом возникали натурально-товарные отношения; рента, взимаемая феодалом, состояла из работ, продуктов, денег и являлась главным проявлением феодализма. Основные признаки феодальной формации следующие:
- относительная свобода крестьянского хозяйства и людей;
- политическая сила, раздробленная между разного рода феодалами (королями, княжествами, графствами, баронствами) и магнатское землевладение аграрно-политического типа;
- господство религиозно-этических и догматических норм, выполняемых под деспотическим контролем государства и церкви.
Исходной сферой этой формации становится феодальное крестьянство, которое, с одной стороны, является более свободным по сравнению с крепостным, а с другой стороны, лично, экономически,
248
политически зависимым от феодалов и тем самым менее свободным по сравнению с античными общинниками. Феодальное крестьянство образует семейные крестьянские хозяйства, объединенные в сельские (деревенские) общины, свободные от первобытной патриархальности.
Феодальное крестьянство более развито и свободно, чем крепостническое, теснее связано с землей и семьей. В нем по-прежнему большую роль играют родственные связи. Его сознание, мировоззрение носят мифологический и религиозный характер. Господствующей формой является связь личностная и родственная. Жизнь феодального крестьянина проходит в мире, где все знают друг друга. Крестьянская культура цикличная и ритуальная. Цикличность связана с жизненными (рождение, взрослость, смерть) и природными (времена года) циклами. Характерной чертой психологии крестьян является семейная, родственная и общинная солидарность. В сознании феодальных крестьян, общин, феодалов сохранились остатки римского права. Демосоциальным признаком феодальной формации становится формирующаяся феодальная нация как общность языковая, религиозная, политическая.
Базисом феодальной формации, с одной стороны, является феодальная экономика ("магнатское землевладение"), которая включала в себя: семейное крестьянское хозяйство, ручные орудия, землю и ремесло; собственность феодалов на землю, сооружения, часть орудий труда, сдаваемых крестьянским хозяйством в пользование; натуральные и рыночные отношения между феодалами, городами и феодальными крестьянами, ремесленниками, выражающиеся в феодальной ренте (деньги, работа, натура). Сущностью феодальной экономики была собственность феодалов на землю, которую они отдавали в пользование своим крестьянам в обмен на ренту и служение себе.
С другой стороны, феодальный землевладелец обладает не только экономической, но и политической, а также судебной властью, т.е. является политическим властителем определенного уровня: он является в некоторой мере властителем-собственником, как и в политической формации. Города - центры феодального могущества - экономического, политического (и правового), религиозного - являются крепостями (замками) и способом защиты крестьянства во время бесконечных межфеодальных войн. Многочисленные селения окружали укрепленные города, в которых жили феодалы, господствовавшие над своими крестьянами. Важнейшей потребностью феодального общества была потребность в безопасности от варварских набегов и феодальных междоусобиц. В феодальном обществе
...военная функция получила преимущественное развитие, и военные средства противодействия насилию стали основой безопасности. Опираясь
249
на мощные традиции античности, в светском обществе возвысилось военное сословие, закрепившее свое положение посредством иерархического института вассальной зависимости1.
Именно поэтому феодальная формация становится политика (военно) -экономической.
Происходит федерализация власти деспотических императоров, ее ослабление, передача вниз на уровень феодалий, в результате чего между бывшим императором (королем), феодалами, феодальными крестьянами возникают вассальные, а не деспотические отношения. В этом состоит существенное изменение феодальных отношений по сравнению и с деспотической, и с античной формацией. Политическая сфера феодального общества на разных этапах его развития представляла и небольшие феодалий, и централизованные абсолютистские монархии.
Политическая сфера является более мягкой по сравнению с деспотической. Она основана уже на личной зависимости, экономических отношениях, политической и юридической власти2.
Феодальная вспомогательная сфера включает в себя: 1) феодальное право - остаток римского права; 2) связанную с феодальным государством церковь, 3) феодальные традиции. В нее входила часть сфер феодального общества, которые соответствовали феодальному (политико-экономическому) способу производства, поддерживали и укрепляли его политически, через право, религию, традиции. Феодальное право в качестве элемента надстройки представляет собой прогресс по сравнению с деспотической формацией и регресс по сравнению с римским правом.
Главным элементом феодальной надстройки становится церковь. Идеология феодализма характеризуется наличием многочисленных мировых религий: буддизма, конфуцианства, христианства, ислама и т.п. Религии создавали новые системы ценностей, которые становились нормами жизнедеятельности людей, за их соблюдением жестко следили церковь и феодальная власть. В Европе союз между императорами (и королями) и римским папой является основой существования общества, формации, государства. Против еретиков применялись средства инквизиции.
Мартин Лютер, его "95 тезисов", перевод на немецкий Ветхого и Нового завета, движение за христианские реформы по всей Европе - это уже движение за преодоление феодализма и средневековья. Сюда же относится новое отношение протестантов к накоплению
250
земных (материальных) благ. Если для православных нищий является святым, а богатый негодяем, то для протестантов земные блага - божий дар.
Рис. 14.1. Структура феодальной формации
Формационная общность феодальной формации включает в себя: 1) феодальную и церковную элиту, которая стала первым свободным классом феодального общества; 2) феодальную и церковную бюрократию, управляющую феодальными крестьянами; 3) феодальных крестьян, находящихся в феодальной (духовной, политической, экономической) зависимости от своих вассалов. Важнейшее отличие феодальной формационной общности от деспотической и античной - наличие класса свободных феодалов и вассальных крестьян, что и превращает феодальную формацию в смешанную: в деспотической формации все были крепостные-рабы по отношению к деспоту, а в античной формации все были свободными по отношению к республиканской власти. Мотивами деятельности людей феодального общества были земные блага, полученные путем праведного труда и освященные Богом, служение Богу, вера в рай и т.п.
Чертой феодальной формационной общности становится национальное самосознание. Национальная солидарность создавалась общностью - государства и территории, города и феодала, религии и прихода, языка и национального характера, семьи и традиции. Этому способствовало появление стабильного абсолютистского государства, далеко выходящего по своим функциям за пределы феодально-формационной функции. Национальное самосознание становится важнейшим элементом надстройки феодального общества, которой не было в предыдущих формациях общества.
Русская марка, похожая на немецкую, и соответствующая ей формация появились на Руси, возможно, в X в.: русские сравнительно с европейцами молодой народ, становление которого началось, вероятно, сразу с феодализма. Дальше был возможен процесс
251
развития русских княжеств по феодальному, а затем и по капиталистическому пути. Об этом свидетельствует Новгородская земля, в которой формировалась античная формация. Но развитие Руси в этом направлении было нарушено в XIII в. нашествием монголов, установивших в русских княжествах своеобразную феодально-княжескую формацию с татаро-монгольским господством. Эта формация еще не была феодальной в европейском значении: в ней земля принадлежала общине и семейным хозяйствам, а не находилась в монопольной собственности феодалов и частичной - крестьян.
Дальнейшее развитие России представляло собой процесс трансформации этой формации в деспотическую при Иване Грозном и Петре I. Причины становления и совершенствования деспотической формации в России следующие: 1) русская феодальная община характеризовалась патриархальным сознанием, которое, в отличие от европейского, руководствовалось не правовыми нормами, а моральными заповедями ("судить не по закону, а по совести"); 2) устойчивая деспотическая государственная власть, установившаяся при монголах и восстанавливающая себя при исторических испытаниях; 3) постоянные нашествия врагов с юга и запада, требующие мобилизации и централизации всех сил общества на отражение агрессии и тем самым оправдывающие политическую формацию и консервирующие патриархальность общины; 4) патриархальная ментальность народной массы (социальный генотип), укрепившаяся при монголах, делающая эту власть востребованной.
252
1
"Вся современная историческая терминология и классификация базируются на опыте одной лишь Европы; азиатские общества относятся к "формациям" совершенно механически, и всякая эксплуатация в этих обществах огульно означается как "феодальная", хотя ни к каким феодалам она, как правило, не имеет отношения" (
Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. - М.: Наука, 1994. - С. 69).
1
Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - С. 56.
2
"Функциональная размытость поместья отражалась в статусе землевладельца, который
сочетал в себе роль собственника земли, политического лидера, военного предводителя, судьи и организатора хозяйственной жизни" (
Парсонс Т. Указ. соч. С. 57).