После гибели античного мира в результате внутреннего кризиса и агрессии варваров в Европе возникла феодальная формация (и деформация), представлявшая собой, на наш взгляд, смешанную, варварско-античную, политико-экономическую формацию общества. Анализ этой формации будет осуществлен в следующем разделе, чтобы сохранить логику развития экономической формации, показать ее следование диалектическому закону отрицания отрицания.
Капиталистическая формация возникла в недрах феодализма из остатков античной формации. Она критически проанализирована Марксом и Энгельсом в "Манифесте коммунистической партии" и потому называется марксовским капитализмом. Капиталистическая формация - это высшая и последняя (по мнению Маркса и коммунистов) экономическая формация, после которой должен возникнуть коммунизм - неэкономическая формация общества.
Капиталистическая формация, выступая дальнейшим развитием античной формации, складывалась в течение длительного времени и проходила несколько стадий. Это метасистема безжалостного социального соперничества (и эксплуатации) на всех уровнях общества (демосоциальном, экономическом, политическом), динамичного развития, потребительского отношения к природе, накопления богатства и улучшения качества жизни людей. Опираясь на М. Вебера и Маркса, можно условно выделить следующие этапы становления этой формации.
Первый этап характеризуется появлением элементов будущей капиталистической деформации в виде немногих капиталистических предпринимателей и капиталистических хозяйств (предприятий), элементов демократического государства (и права), либеральной идеологии. При этом перечисленные элементы появлялись не одновременно. Такой капитализм Вебер называет авантюристическим, архаическим, потребительским, традиционным. Его особенность в том, что продукцию для товарно-денежного обмена должны были создавать или добывать другие, а не сами ростовщики, военные поставщики, крупные торговые предприниматели, финансовые магнаты. Кроме прочего, они были ориентированы на потребительство, а не на накопление капитала.
228
Зачатки капиталистической (мануфактурной) деформации возникли в XIV и XV вв. в отдельных городах Средиземноморья в процессе развития ремесла и торговли в средневековых городах. Класс буржуазии вырастал из купцов, ростовщиков, богатых ремесленников. Он вступил в союз с королевской властью и через нее ускорил процесс капитализации своих стран. Первичное накопление капитала было результатом лишения мелкого сельского собственника средств производства и его эксплуатации. Средствами первичного накопления были также грабеж колоний, система откупов и подрядов, государственный протекционизм и т.п. В XVI в. простая капиталистическая кооперация (ремесленничество) сменилась мануфактурой на основе пооперационного разделения труда, что привело к росту производительности и качества. Этот переворот коренным образом изменил вначале экономическую, а затем политическую и духовную сферы общества. Мануфактурная стадия длилась до XVIII в. включительно. Конец мануфактурной стадии был началом буржуазно-демократических революций.
Далее, в середине XVIII в. начался промышленный переворот, переход к крупному машинному производству. Это было начало домонополистической стадии капиталистической формации. Решающий скачок в его становлении произошел в Англии, где капиталистическая экономика соединилась с огромным технологическим потенциалом, который высвободила техническая революция. Мишель Альбер полагает, что важнейшим признаком становления капитализма является освобождение капитализма от влияния государства. Он называет этой датой закон Ле Шапелье, принятый в 1791 г. во Франции, который "...ввел, в противовес прежней опеке монархического государства, свободу торговли и промышленности"1.
Становление марксовского капитализма сопровождалось созданием либеральной идеологии. Согласно этой идеологии мир устроен плохо, но плохой мир лучше, чем революционный процесс. Эта идеология ориентирует на эволюцию в общественном строе, которая медленно, но все же улучшает положение людей. Главные принципы идеологии и политики либерализма: 1) использование стихийных (спонтанных) сил общества по возможности без принуждения государством; 2) господство культурно-политических понятий свободы, равенства, братства, при которых возможна только демократическая система управления обществом; 3) демократия определяется через систему выборов власти в условиях свободной состязательности, предполагающей конфликт, носящий идейно-политический
229
характер, не превращающийся в военное противоборство.
Вебер сделал вывод о том, что комбинация: 1) экспериментальной науки и искусства, 2) рационального права и государственного строя, 3) рациональной частнособственнической экономики, 4) капиталистического этоса, ориентированного на рационализацию производства, профессиональный долг, максимальную прибыль, заботу о своем предприятии, создали уникальную формационную систему, которая не знает себе равных по своей адаптивной способности к историческим вызовам. Вебер называет этот капитализм буржуазным (и этическим), в противоположность авантюристическому (и безнравственному) капитализму раннего периода.
Окончательная (политическая) победа буржуазии и начало завершения капиталистической формации произошли в результате буржуазных революций: нидерландской (конец XVI в.), английской (1642-1649), французской (1789-1794) и др. По мнению Маркса, эти революции
провозглашали политический строй нового европейского общества... победа буржуазии означала тогда победу нового общественного строя, победу буржуазной собственности над феодальной, нации над провинциализмом, конкуренции над цеховым строем... господства собственника земли над подчинением собственника земле, просвещения над суеверием, семьи над родовым именем, предприимчивости над героической ленью, буржуазного права над средневековыми привилегиями1.
Возникли буржуазное государство и право как воля буржуазии, выраженная в системе законов, на страже которых стоит вся мощь государственной машины. Создание капиталистической (марксовской, либеральной и т.п.) формации было завершено. Нужно признать, что адаптивная способность до сих пор составляет бесспорное превосходство капиталистической формации обществ.
Исходной сферой марксовского капитализма стала, прежде всего, новая географическая сфера, включающая великие географические открытия, обнаруженные богатые сырьевые ресурсы, открытые новые земли и народы как объект возможной колонизации и т.п. Демосоциальной основой стало появление класса буржуазных потребителей, ставящих в качестве важнейшего мотива жизнедеятельности развитие потребления, улучшение комфорта жизни. Происходит быстрое развитие потребностей и потребления, формируется буржуазный социальный характер, которому присущи такие "...качества, которые требовала система от человека, - эгоизм, себялюбие и алчность..." - писал Э. Фромм2. При этом утверждается, что эти качества являются врожденными. Общества, в которых не было
230
указанных качеств людей, считались "примитивными" или "традиционными".
Быстро возникает и углубляется противоречие между действительными, насущными и удовлетворяемыми потребностями трудящихся, между потреблением пролетариев и потреблением буржуа. Потребности трудящихся растут быстрее, чем их удовлетворение. Возникшая реклама назойливо формирует потребности, которые вступают в противоречие с возможностями их удовлетворения. Возникает разрыв между ростом материального и духовного потребления. Последнее ставит на повестку дня вопрос о духовной деградации капиталистического общества в результате расцвета массовой культуры.
Демосоциальная сфера общества, потребители становятся верховным авторитетом по отношению к экономике. Они определяют, что купить или не купить из производимого предприятиями, в каком количестве и какого качества. Купля-продажа непосредственно определяет цены потребительских товаров и опосредованно цены инвестиционных товаров (рабочей силы и средств производства), оказывая влияние на экономический базис. Покупательская активность влияет на прибыли и убытки предпринимателей, определяет ставки кредита, индивидуальный доход предпринимателей.
Рынок становится неотъемлемой составной частью демосоциальной и экономической сфер, связывая их воедино и являясь составной частью обеих сфер. Он представляет собой механизм образования цен на товары массового спроса, ставок заработной платы, определяет прибыли и убытки. Рынок согласует усилия производителей, финансистов, торговцев, потребителей. Свободный рынок подчитает производство, распределение, обмен потреблению. Он представляет собой демократическую систему, в которой голос имеет каждый потребитель, имеющий деньги или товар. У богачей и бедняков разное количество голосов на этом демократическом ристалище. Но богатство является результатом прошлых экономических выборов. Если в настоящем предприниматель не сумеет удовлетворить потребителя, то понесет убытки, а другой получит прибыль и обогатится. Именно потребители в конечном итоге, владеющие средствами, превращают бедняков в богачей, и наоборот.
Произошла урбанизация жизни, разрушение большой семьи и распространение нуклеарной (родители и дети). Чтобы получить рабочих для промышленного производства, основные функции семьи (воспитание, лечение, обучение и т.п.) были переданы специализированным институтам капиталистического общества, которые частично и функционально стали составными частями демосоциальной сферы. Увеличивается миграция населения из деревни в города, которые переполняются пролетариями. Возникает избыток
231
рабочей силы. Ухудшается психофизическое здоровье городского простонародья. Растут старые феодальные города и возникают новые вокруг центров сырья или промышленных предприятий. Возникает противоречие между городом и деревней. Меняется этническая структура общества: из многих этносов складывается более высокая форма гражданско-правовой общности людей - нация.
Базисом капиталистической формации становится капиталистическая экономика, включающая в себя: 1) машинное производство; 2) капиталистическую собственность на средства производства и формальную свободу от них рабочих, вынужденных наниматься к капиталистам; 3) бурное развитие рыночных отношений, товаров, труда, услуг, конкуренции и т.п. Значительно выросли эффективность общественного производства, степень эксплуатации рабочих, экономическая поляризация капиталистов и рабочих, рост классовой борьбы рабочих за свои права.
Технетическую основу капитализма образует вначале простая капиталистическая кооперация, затем мануфактура и, наконец, крупное машинное производство, основанное на новой технетике (материалах, технике, технологии) и науке. Раздробленное мелкое производство заменяют фабрики и заводы, оснащенные высокопроизводительной техникой, развивается специализация промышленных предприятий, усиливаются технические и экономические связи между ними. В крупном машинном производстве капитализм обретает свою технетическую основу. Каждый из этих этапов связан с повышением производительности общественного труда.
Капиталистическая собственность возникает в результате первоначального накопления капитала и обезземеливания мелких сельскохозяйственных производителей (огораживание в Англии), системы грабительских налогов и таможенных пошлин (Франция), колониального грабежа. Углубляющаяся специализация сельского хозяйства, ремесел, промышленного производства способствовала прочным экономическим связям между ними, слиянию местных рынков в национальные. Эта специализация (общественное разделение труда) и кооперация становятся самостоятельной экономической силой, оказывающей благотворное влияние на развитие средств производства, орудий труда, технологий. Здесь перестает действовать марксовский закон зависимости экономической силы общества от его производительной силы: налицо обратное воздействие. Происходит полное отделение промышленности от сельского хозяйства. Капиталистической оказывается только крупная собственность. Именно она определяет базис марксовского капитализма. Затем осуществляется слияние промышленного капитала с финансовым, что вызывает его дальнейшую концентрацию, развитие экономической силы общества, способствующей дальнейшему развитию средств производства. Все это пред полагает
232
новации в экономическом сознании общества, экономической науке, их опережающее развитие. Наука (ученые), а не опыт (рабочие) становится первой производительной силой общества. Именно в этом смысле прав Ю. Хабермас:
Техника и наука становятся первой производительной силой, вследствие чего условия применения марксовской теории стоимости отпадают1.
В результате первоначального накопления капитала происходит отделение товаропроизводителей от ранее принадлежавших им средств труда и превращение их в продавцов рабочей силы. Это завершает переход от простого товарного производства (экономики) к капиталистическому товарному производству. Основными классами капиталистической экономики и формации выступают буржуа и рабочие (капитал и труд). Увеличение размеров капиталистических предприятий сопровождалось сосредоточением все больших капиталов и экономической мощи у небольшого числа капиталистов. Погоня за прибылью - определяющий мотив деятельности капиталиста.
С развитием капиталистической экономики миллионы мелких товаропроизводителей в деревне и в городе разоряются и превращаются в наемных рабочих. Происходит разорение и обнищание широких масс крестьян. Огромные массы людей обречены на зверскую эксплуатацию, лишения, безработицу. Накопление капитала и расширение производства сопровождаются ростом богатства, власти, качества жизни одних и разорением мелких товаропроизводителей (крестьян и ремесленников), усилением угнетения, ухудшением уровня жизни других. В результате обостряются экономические противоречия между классами капиталистов и рабочих, возникает классовая борьба.
Важнейшей экономической характеристикой капитализма является рынок товаров, услуг, рабочей силы, капиталов. Индустриальная (промышленная) революция отделила производителя от потребителя рынком, через который они стали общаться между собой. Рынок стимулирует дальнейшее разделение труда и приводит к резкому повышению его (труда) производительности. В капиталистическом обществе покупаются и продаются не только продукты физического, но и духовного труда (идеи и искусство), а также душа человека. На поведение людей стали смотреть как на набор сделок. Вместо общения, основанного на дружбе, кровном родстве, феодальной принадлежности, появились контрактные отношения. В
233
результате один и тот же человек выступает в качестве производителя, потребителя и т.п., что ведет к его расщеплению.
По мнению Хайека, рынок представляет собой рассеянное знание, которым обладают конкретные производители и потребители товаров в данное время и в данном месте1. Умение пользоваться (узнавать, принимать решения, уточнять их на основе обратной связи) уникальными (конкретными) возможностями данного времени и пространства обеспечивает успех производства, торговли, потребления товаров. Условием координации разрозненных (рассеянных) знаний этой информационной (рыночной) сети являются цены, представляющие собой абстрактное знание о предпочтениях, производственных возможностях, планах участников рынка. В результате цены выступают важнейшим фактором планирования, координации, обратной связи участников рынка, действуя значительно эффективнее любого централизованного плана.
Вспомогательная сфера капиталистической формации складывалась постепенно, вслед за усилением экономического господства крупной промышленной буржуазии. На первых порах промышленная буржуазия оставалась политически бесправной, политическая сфера общества оставалась феодальной (королевско-феодальная власть, феодальное право). В результате разрешения этого противоречия феодальная политическая сфера была ликвидирована, не только экономическая, но и политическая (государственная и правовая) власть оказалась в руках буржуазии, что означало достройку капиталистической формации.
Капиталистическое государство и право выражают, прежде всего, интересы крупной буржуазии. Государство имело разные формы правления: конституционная монархия, буржуазно-демократические республики, диктатура. Буржуазная политическая сфера со временем включает в себя: буржуазную правящую элиту, разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), разветвленную бюрократию, равенство всех граждан перед законом, выборность органов представительной власти, политические партии, развитую правовую систему и т.п.
Буржуазное государство выполняет следующие основные функции: 1) обеспечение нормального функционирования экономики посредством охраны форм собственности, совершенствования права, планирования производства, организации внешнеэкономических связей и т.п.; 2) обеспечение государственной безопасности, подавление пролетариата, защита страны от внешних посягательств и т.п.; 3) поддержка определенной идеологии (в том числе религи озной),
234
оправдывающей господство буржуазии в обществе, организация образования, науки, культуры и т.п.
Важным элементом капиталистической формации становится естественное право, базирующееся на утверждении эгоизма и конкуренции между людьми. Либеральная правовая идеология ориентируется на жесткое правовое регулирование трудовых отношений. Экономическая и иная конкуренция рассматривается буржуазными идеологами как воплощение естественной справедливости, в которой буржуазный индивид становится исходным пунктом всей системы общественных отношений. В основе всех теорий происхождения и сущности государства лежит контракт, т.е. юридическая сделка между людьми. Важнейшим в буржуазном праве является регулирование рыночных отношений: законодательно указываются лишь общие ориентиры, а граждане действуют по принципу "все, что не запрещено, то дозволено"; законодательно закрепляется частная собственность и права ее собственников; определяется круг участников экономических отношений, их права и обязанности; регламентируется порядок разрешения конфликтов между частными собственниками, частными собственниками и государством, когда только правосудие выступает органом их рассмотрения и разрешения; законодательно предусматривается юридическая ответственность в случае нарушения законности рыночных отношений.
Значительное место в надстройке капиталистической формации занимает церковь. Современная религия исходит из того, что религиозная свобода есть нечто большее, чем сумма составляющих ее частей. Главным для религиозной свободы является право религиозных моделей жизни на понимание и уважение со стороны властей, права и системы образования. Кроме того, толерантность в отношении религий усиливает социальную стабильность. Но это возможно только при условии, если религиозные группы чувствуют уважение со стороны других. Первая поправка к Конституции США 1791 г. была первым инструментом сохранения религиозной свободы:
Конгресс не будет создавать никакого закона, касающегося учреждения религии или запрещающего свободное отправление ее.
Формационную составляющую капитализма образует "дух капитализма", стремление к наживе, освященное протестантской религией. Согласно ей накопительство - движущая сила рыночной экономики. В этой связи Вебер приводит слова одного из основателей методизма Джона Уэсли:
Мы обязаны призывать христиан к тому, чтобы они наживались столько, сколько можно, и сберегали все, что можно, то есть стремились к богатству.
Важнейшим элементом надстройки марксовского капитализма функционально становится система общего образования. Начиная с
235
XIX в. это было обучение чтению, письму, основам математики, истории и т.п. Как отмечает Э. Тоффлер, это обучение включало в себя три курса, целью которых были пунктуальность, послушание и выполнение механической и однообразной работы. Семья и школа были единой системой подготовки молодых людей к их роли в буржуазном обществе. Она требовала рабочих, безоговорочно выполнявших указания промышленного начальства, готовых работать до изнеможения на машинах или в конторах, выполняя скучные и однообразные действия. Такие школы делали из людей унифицированную и податливую рабочую силу, в которой нуждалась электромеханическая технология и поточные линии на производстве.
Демократическая политическая система может существовать только в гомогенной среде частных собственников, в среде которых устранены военно-политические конфликты из-за власти. Демократический метод представляет собой институциональный инструмент, с помощью которого индивидуумы принимают решения путем соревнования. Голосование рассматривается как обмен голосов на определенный политический курс и режим, а деятельность политиков - как деятельность предпринимателей, занимающихся завоеванием и укреплением политической власти. В результате такого подхода во времена марксовского (либерального) капитализма "исполнительная власть современного государства есть не более чем комитет по управлению делами буржуазии" ("Манифест коммунистической партии").
В либеральном и религиозном мировоззрении этой формации человек представляется индивидуалистом, характеризующимся эгоизмом потребностей и ориентированным на борьбу (конкуренцию) за свое существование. Это явный отход от евангельского представления о человеке во времена Реформации, при котором человек освободился от этики религиозного братства и превратился в одинокого волка, ведущего войну против всех, согласно Гоббсу. Вебер пишет:
Чем больше космос современного капиталистического хозяйства следовал своим внутренним закономерностям, тем невозможнее оказывалась какая бы то ни было мыслимая связь с этикой религиозного братства. И она становилась все более невозможной, чем рациональнее и тем безличнее становился мир капиталистического хозяйства.
Сравните с российским православно-коллективистским пониманием человека в духовной сфере общества.
Возникновение буржуазной формации сопровождается расцветом естествознания, технознания и эстетической культуры: философии, литературы, живописи, музыки и т.п. Разумеется, взаимосвязь между духовной культурой буржуазного общества и его экономической, политической сферами носит сложный и опосредованный
236
характер. Тем не менее он существует. Проходя периоды Возрождения, классицизма, Просвещения, романтизма, культура буржуазного общества достигла значительных успехов.
Рис. 13.2. Структура капиталистической формации
Формационная общность включает в себя: 1) капиталистических идеологов (философов, юристов), разрабатывающих либерально-капиталистическую идеологию, и политиков, юристов, чиновников, реализующих их идеологию в жизнь; 2) капиталистических предпринимателей (умных, энергичных, предприимчивых и т.п.), способных организовать капиталистическое производство и занимающих господствующее положение в базисе общества; 3) массовый рабочий класс, занятый на капиталистических предприятиях и являющийся объектом эксплуатации со стороны вышестоящих классов капиталистического общества. Общество раскалывается на класс буржуа и класс наемных рабочих. Между ними возникает классовая вражда и борьба: идеологическая, экономическая, политическая.
Характерной чертой психологии и сознания капиталистической формационной общности является экономическая рациональность, которая пронизывает все сферы этой формации. В экономической сфере это выражается предельной экономической эффективностью (высокой производительностью при минимальных расходах) и рациональным денежным обращением. В сфере надстройки - рациональная религия (протестантизм), рациональная бюрократия в сфере государственной власти, рациональное право, выражающее экономические интересы людей.
Капиталистические экономические отношения вызывают у людей мощные экономические стимулы (заработок, прибыль, снижение
237
издержек производства, повышение производительности труда и т.п.), побуждавшие к внедрению новой техники, технологии, организации производства.
В капиталистической формации общественное производство приобретает общественный характер. В производстве товаров принимают участие множество смежных промышленных предприятий, находящихся как на территории данной страны, так и за ее пределами, на которых работают сотни тысяч рабочих, техников, инженеров. Возникает противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения прибыли собственниками средств производства, между ограниченными размерами потребления трудящихся и количеством промышленных товаров. Кризисы перепроизводства демонстрируют исторически ограниченный характер марксовского (либерального) капитализма. Маркс принял эти кризисы капиталистического перепроизводства за историческую ограниченность капитализма вообще.
В результате усиления эксплуатации и угнетения, кризисов перепроизводства буржуазия подготавливает класс пролетариев для уничтожения буржуазной формации. Эту гипотезу Маркс и Энгельс обосновывали в Манифесте, где убедительно показано, что капитализм как формация исчерпывает себя, и его ждет гибель в огне пролетарско-социалистической революции потому, что: 1) пролетарии превращаются в самый многочисленный класс общества; 2) для них капиталистический труд утрачивает всякий смысл, а смыслом становится ликвидация буржуазной формации; 3) происходит организация пролетариата из класса "в себе" в класс "для себя" под руководством коммунистической партии; 4) буржуазия не в силах ничего сделать для предотвращения этой революции в силу объективных законов экономического развития капиталистического производства.
Этими законами являются: 1) трудовая теория стоимости, согласно которой стоимость продукта должна быть равна трудовым затратам на его изготовление; 2) углубление обнищания рабочего класса и вызванное этим углубление поляризации общества на непримиримые классы буржуев и пролетариев; 3) усиливающееся отчуждение рабочих от культуры буржуазии; 4) неспособность буржуазии справиться с присущими этой формации классовыми конфликтами и, как следствие, установление в ведущих капиталистических странах диктаторских режимов власти и т.п.
Таким образом, - пишут Маркс и Энгельс, - с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит прежде всего своих собственных могильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны.
238
И так как основу марксовской формации образует частно-капиталистическая собственность на средства производства, то делается краткий и безапелляционный вывод:
В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности1.
А имея в виду коммунистическую перспективу, Маркс писал:
В противоположность старому обществу с его экономической нищетой и политическим безумием нарождается новое общество, международным принципом которого будет мир, ибо у каждого народа будет один и тот же властелин - труд! 2
Здесь заметны характерный для Маркса утопизм при оценке будущего и отрицание диалектики мира и войны, труда и капитала.
Пророчества классиков марксизма сбылись совершенно превратным способом. В начале XX в. в мире возникли две антагонистические формации - либерально-капиталистическая (марксовская) и пролетарско-социалистическая (сталинская), во многом не похожая на утопический социализм Маркса. Первая треть XX в. прошла под знаком противоборства этих формаций. В результате капитализм постепенно трансформировался в социал-капитализм (смешанную формацию), существенно отличающийся от своего предшественника и позаимствовавший многое у своего пролетарско-социалистического соперника. Он оказал пролетарско-социалистической формации эффективное сопротивление, которое закончилось победой социал-капитализма. Этот диалектический процесс, несомненно, является важнейшим предметом социально-философского анализа.
239
1
Альбер М. Капитализм против капитализма. - СПб.: Экономическая школа, 1998. - С. 266.
1
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 115.
2
Фром Э. Указ. соч. С. 15-16.
1
Цит. по:
Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы //Вопросы философии. - 2001. - № 2. -С. 12.
1
Хайек Ф.А. Указ. соч. С. 51-72.
1
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. - М.: Политиздат, 1970. - С. 38-39.
2
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 17. С. 5.