ГЛАВА 13
Экономическая
формация обществ

13.1. Античная формация

Первым типом экономической формации, возникшим в мире, считается античная. В историческом материализме эту формацию вслед за Марксом называли рабовладельческой. Возникновение экономической формации произошло в античной Греции в начале VI в. до н.э. во время правления Солона1. Она была характерна также для Рима.

В то время в этой точке мира произошла великая формационная революция. Единый путь развития человечества, путь политической формации обществ, опиравшейся на государственную деспотическую власть, мощный бюрократический аппарат, налог-ренту (редистрибуцию) с населения, административные деньги, разделился на политический и экономический. Экономическая формация стала более высоким способом эффективности общественного производства, улучшения качества жизни людей, типом общественного строя, чем политическая.

Античная формация была первой формой экономической формации, соответствующей аграрно-экономическому уровню развития человечества. Становление античной формации представляло собой процесс формирования ее формационных элементов (исходных, базисных, надстроечных), приведение их в формационное единство (установление причинно-следственных, базисно-достроечных, комплиментарных и т.п. связей - прямых и обратных) в определенной конкретно-исторической форме.

Античная (аграрно-экономическая) формация начинается с разложения первобытного общества под влиянием: 1) разделения труда, товарного обмена, товарно-денежных отношений; 2) эксплуатации человека человеком; 3) разделения общества на экономические классы; 4) появления государства и права, выражающего интересы экономически господствующих классов; 5) развития религии и идеологии, обосновывающих и оправдывающих все эти процессы с

222

точки зрения смысла жизни и истории. Можно предположить, что становлению античной формации способствовало скотоводство. Именно в скотоводческих общинах возникли первые "живые" деньги - скот, которые можно было накапливать как капитал. Некоторые считают, что капитализм - прямой наследник скотоводческой культуры и соответствующей ей аграрно-экономической формации.

Античная форма экономической формации существовала в виде античных городов-полисов, из которых состояла античная Греция. Поэтому анализ античной формации - это анализ жизни греческих, прежде всего афинского, полисов. В основу экономической формации обществ был положен принцип индивидуальной свободы (в деятельности, отношениях, потребностях), который выражался, прежде всего, в частной собственности людей на средства производства, делающей их относительно свободными от других людей, государства, жизненных потребностей.

Исходную демосоциальную основу античной формации образуют, прежде всего, благоприятные природные условия: климат, море, растительность и т.п. - как естественные средства существования, так и естественные средства производства (например, морской путь). Далее, в нее входят свободные, энергичные, предприимчивые люди. Именно они вместе со своими потребностями становятся определяющими во всем "формационном доме". Возникнув случайно под солнцем Эллады, свобода, предприимчивость, энергичность были затем сохранены и культивированы в качестве важнейших ценностей.

Эта независимость (пусть даже относительная) от оков нормативной традиции в сочетании с привитой античным грекам свободой была залогом их динамичного развития и впечатляющих успехов во всех областях их культуры1.

Среди древних греков были и другие люди - несвободные, безынициативные, неэнергичные, неимущие, коммунальные по своему характеру (А. Зиновьев). Но не они определяли идеологию, политику, экономику будущей рыночной формации.

Энергичные, предприимчивые, свободные люди становились на разных уровнях античной формации общества частными предпринимателями, политическими служащими (чиновниками), учеными, идеологами, церковниками, художниками и т.п. Они обладали развитыми потребностями, способностями, ментальностью, мировоззрением, которые проявлялись затем в качестве определенных

223

социальных ролей в разных сферах формации общества, разделяя людей на определенные страты и классы.

Базисом этой формации был античный способ производства, который представлял единство: 1) свободных общинников, частных орудий труда и земли; 2) семейного, общественного разделения труда; 3) товарно-рыночного обмена. Наемный труд еще не стал базисом товарного производства: товары производились в основном свободными общинниками, владеющими средствами производства (землей и орудиями труда). В результате эксплуатации рабов производился и использовался значительный прибавочный продукт.

Трансформация первобытнообщинной формации в экономическую носила характер формационной эволюции, начавшейся именно со становления экономического базиса, частной собственности, товарно-денежных отношений. В основе появления античной формации лежат возникающие товарно-денежные отношения, основанные на частной собственности на средства производства. Вокруг них начинают кристаллизоваться другие элементы формации. Частно-экономическая сфера вначале подчиняет себе политическую сферу, которая выражает интересы, прежде всего, класса частных собственников и только потом народа. Класс частных собственников образует одновременно гражданскую общность, совокупность экономических, политических, религиозных организаций (клубов, партий, организации и т.п.), отстаивающих интересы частных собственников. Происходит обособление экономической и политической сфер и подчинение политической сферы экономической. Затем, при капитализме, между ними возникнут партнерские отношения, когда во время кризисов перепроизводства политическая сфера станет регулятором рыночно-экономической сферы.

Политическую надстройку этой формации составляли: 1) античное демократическое государство; 2) естественное и частное право; 3) языческая религия и мифология; 4) древнегреческая философия, эстетика, искусство, выражающие интересы свободных общинников-собственников и рабовладельцев. Мировоззрение, наука, искусство, достигшие невиданного расцвета, были результатом свободной творческой деятельности свободных мыслителей, над которыми не довлел никакой деспот.

Демократическая надстройка античной Греции возникла на основе энергичных, предприимчивых, умных, свободных людей, а расцвела на основе частной собственности. После Солона жители Афин превратились и в частных собственников, и в свободных граждан, чьи права и привилегии гражданина и собственника были ограждены и защищены выборной властью, опирающейся не на

224

право централизованной редистрибуции и тем более не на произвол аппарата политической администрации, а на закон1.

Демократия в античном, а затем римском мире была преимущественно прямой. Это было вызвано размерами городов-полисов, а также незначительностью свободного населения. Предусматривалось равенство всех граждан перед законом, свобода слова. Были развиты органы представительной власти и в Древней Греции, и в Римской республике. Сформировалась политическая элита, появились зачатки политических партий, известные в период Цицерона. Начала складываться гражданская сфера, предусматривающая право граждан на участие в управлении и возможность быть выбранными в органы государственной власти. Гражданами образовывались разные кассы, коллегии, клубы, профессиональные и политические объединения, контролирующие деятельность выборных и назначенных органов власти. Гражданская сфера носила ограниченный характер: рабы, женщины, иноземцы были исключены из нее.

Главное здесь заключается в том, что государственная власть, право, моральные нормы и т.п. были надежным инструментом в организации экономической сферы античного общества, т.е. надстройка не была только отражением своего экономического базиса: она его активно формировала. Власть в греческих полисах стояла на страже интересов класса земельных собственников и граждан, составлявших абсолютное большинство населения.

Большинство свободных и полноправных граждан создало удобную для себя власть, что не гарантировало социальной справедливости, зато обеспечивало интересы все того же большинства. В этом, если угодно, смысл античной демократии, заметно отличной, скажем, от современной американской с ее явным уклоном в сторону законодательной защиты интересов различных меньшинств, - пишет Л.С. Васильев2.

Можно добавить, что полисная, а затем в какой-то степени и римская демократия полностью отвечали требованию Руссо к суверенитету. Реальное самоуправление людей невозможно, пока люди не соберутся лицом к лицу в открытых собраниях для того, чтобы

225

определять политику своего общества: деревни, района, города, региона, страны. В этом смысле нужно различать политику и бюрократию (М. Букчин). Политика обсуждается и решается самим народом, а администрирование - депутатами, комиссиями, избранными народом1.

Афинский полис основывался на гражданском этикете (нормах поведения). Умеренность, благородство, учтивость, забота о гражданских делах были характерными чертами характера афинян. Гражданин греческого полиса не был членом племени или рода, а был членом полиса (города). Такого гражданина создавала продуманная система воспитания и обучения, в которой человек учился гражданской ответственности, самостоятельному мышлению, вниманию к чужой точке зрения, умению отстаивать свою. Кроме этого, древний грек должен был владеть военным мастерством, уметь подчиняться и командовать. Полис (античная формация) - это город своих граждан. Именно поэтому к историческому опыту античной демократии мы обращаемся и теперь, как к образцу.

Свободные общинники, ориентированные на улучшение своей жизни, четко разграничивали жизнь земную, загробную и небесную. Они стали материалистами в своих основных потребностях, прекрасно понимая виртуальный характер загробной жизни. Античные люди начали использовать жрецов и религию в качестве средства улучшения земной жизни, а не наоборот, как было у сторонников политической (теократической) формации. Свободные общинники, торговцы, ремесленники, купцы, интеллигенты стали выразителями экономического интереса к жизни, реализация которого стала причиной развития экономики и растущего удовлетворения основных потребностей людей.

Этический базис античного полиса составлял идеал солидарности и дружбы, ставший стержнем координации деятельности античных греков. Живое чувство единства объединяло граждан афинского полиса. Другой идеал античных греков - широта кругозора: древние греки считали, что специализация деформирует личность. Знать немного обо всем и побольше о чем-то важном - было идеалом образованного грека. Такой гражданин был разумен, мог дать

226

совет, принять решение. Экономическая независимость и широкий кругозор создавали чувство самодостаточности, являвшееся основой моральной и физической стойкости людей. Древние греки отдавали свободное время гражданским делам, служению городу. Они отличались ярко выраженным рвением к гражданским делам, гражданским честолюбием, которым пронизаны описания жизни древних греков.

Рис. 13.1. Структура античной формации
Рис. 13.1. Структура античной формации

Можно предположить, что в античном обществе вначале была античная формация и рабовладельческая (аграрно-политическая) деформация. Последняя была основана на рабах и плебсе, государственной собственности на средства производства, элементах становящейся деспотической власти. Тем не менее политической формации в античном обществе не было. В частности, Римскую империю создал не какой-нибудь царь и политическая элита, а римский полис (полис Рим). Римская армия состояла из призывавшихся в нее свободных общинников. Земля делилась в Римской империи на частную, муниципальную, которой владели горожане, и изъятую, в которой преобладали крупные хозяйства и сельские общины.

Несмотря на впечатляющие успехи в экономике, демократии, культуре (материальной и духовной), античная формация со временем стала в этом обществе приходить в упадок. Это было следствием увеличения численности рабов, экономической дифференциации граждан, усиления централизации власти (Римская республика стала деспотической империей), пропаганды божественной природы имперской власти, распространения восточных учений по астрологии и магии, уводивших людей в виртуальный мир. Возникло христианство с его проповедью равенства, коллективизма, аскетизма.

227

Идея общественного прогресса сменилась идеей стабильности и неподвижности мира и общества.

В III в. н. э. кризисные явления достигли своего апогея, Римская империя распалась на две части. В Византии возобладала политическая формация. Но и она пала под ударами свойственных деспотическим формациям противоречий и под натиском варваров.

228


1 Васильев Л.С. Указ. соч.
1 Васильев Л.С. Указ. соч. С. 104.
1 "Важно специально подчеркнуть, что имеется в виду... не регламент администрации... но именно закон, обязательный для всех... на страже буквы которого стоит вся мощь государства... Можно сказать и сильнее: законодательно закрепив принцип равенства всех граждан перед законом (права гражданина, священную норму защищенных гарантиями частнособственнических отношений на свободном рынке), т.е. создав систему институтов, способствовавших расцвету личности и творческих потенций индивида, независимо от власть имущих, античное общество нашло тем самым особый путь самоорганизации, принципиально противостоящий государству восточного типа" (Васильев Л.С. Указ. соч. С. 97).
2 Васильев Л.С. Указ. соч. С. 120.
1 "Суверенитет по той же причине, которая делает его неотчуждаемым, не может быть предоставлен. Он лежит в общей воле, а она не допускает представительства: такая же она или другая, здесь не существует возможности для посредничества. Депутаты от народа, следовательно, не могут быть его представителями, они только его распорядители, и не могут производить решительных действий. Каждый закон, который народ не ратифицировал персонально, теряет законную силу и в действительности не есть закон", - писал Ж.-Ж. Руссо (цит. по: Букчин М. Указ. соч. С. 158-159).


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved