Понятие политической формации и ее основные черты могут быть сформулированы исходя из определения общественной (практической) формации и рассмотрения двух исторических типов политической формации.
В качестве идеального понятия политическая формация фиксирует рассматриваемое общественное явление в его идеальном виде. По отношению к этому понятию реальные общества выступают объектами анализа и приближениями, которые мы расположили в определенном историческом порядке.
209
Понятие политической формации можно использовать в качестве важного методологического инструмента при анализе конкретных обществ, выделив в них аграрно-политические и индустриально-политические, а также при прогнозировании развития России, которая в историческом прошлом прошла основные стадии политической формации. Это понятие может заключать в себя также общие закономерности развития, которые помогут понять становление, расцвет и упадок конкретных типов политической формации.
Перефразируя известную фразу Маркса, мы можем сказать о политической формации следующее. Возьмите определенную ступень в развитии политического (деспотического, тоталитарного) государства, и вы получите определенную форму государственного производства, распределения и потребления, материальных благ. Возьмите определенную форму государственного производства, распределения, потребления, и вы получите определенную организацию семьи, образа жизни и т.п. Все вышеназванные элементы образуют в своем взаимодействии общество. Люди не вольны в своем деспотическом государстве, так же как не вольны в своих экономических силах: они застают их готовыми и лишь потом начинают изменять.
Развитие политической формации в мире шло в направлении от меньшей свободы (большей эксплуатации и угнетения) трудящихся к большей свободе (меньшей эксплуатации и угнетению); от менее всесторонней централизации и подчинения трудящихся к более всесторонней; от подчинения трудящихся в одном отношении (труд) к подчинению их в другом отношении (политические свободы); от использования грубых средств подчинения (оружие); институтов, организаций до более тонких (манипулирование сознанием через СМИ) средств. При этом старые свободы терялись, а новые приобретались.
Самой ранней формой политической формации общества, на наш взгляд, является азиатская, которую мы находим у Маркса в виде азиатского способа производства. В ходе дискуссии в советской науке победила точка зрения академика В.В. Струмилина, согласно которой азиатская формация - это рабовладельческая (экономическая) формация, хотя рабовладельческой были и древняя Спарта, и древние Афины, олицетворяющие два противоположных типа общественной формации.
В результате дискуссии, на наш взгляд, были выявлены основные черты, характеризующие политическую, а не экономическую формацию общества: 1) государственная форма собственности на средства производства; незначительная роль торговли, рынка, денег; поголовное рабство, которого не было в античной формации, сопровождающееся политической (неэкономической) эксплуатацией трудящихся; 2) деспотическое государство, пользующееся определенной
210
поддержкой трудящихся, которых оно эксплуатирует, контролирует все сферы жизнедеятельности общества; 3) единая государственная религия - идеология, помогающая государству управлять народом.
Политическая формация является метасистемой политической (аграрной и индустриальной) общины и страны. Страна с господствующей политической формацией состоит из политических (бюрократически организованных) общин: политическая формация воспроизводится и на уровне общины, и на уровне страны. В аграрно-политической стране деспотическое государство регулирует отношения между общинами, не вмешиваясь в их внутреннюю экономическую жизнь. В индустриально-политических странах (СССР, КНР, КНДР и др.) государство проникает и во внутреннюю жизнь общин (трудовых коллективов).
В азиатской общине существование индивидуальных форм хозяйствования было результатом существования общины. Здесь не было частной собственности на землю, а всегда только "держание от коллектива", к которому принадлежал "держатель". Если акты купли-продажи имели отношение к земле, то продавалось здесь само право пользования общинной землей, но не сама земля как собственность. (В России именно поэтому столько споров вокруг земельной реформы.) Политическая община была клеточкой и основой политической формации страны. Образование этих общин (азиатской, казарменной) составляет тайну образования политической формации и заключается в уникальном стечении обстоятельств в Азии, Африке, Латинской Америке.
Можно предположить, что возникающая политическая община состояла преимущественно из "коммунальных (непредприимчивых) индивидов", живущих в неблагоприятных условиях природы, которые не позволяли отдельным семьям обеспечить себе приемлемое качество жизни. Бедность всегда ведет к коммунистической (и авторитарной) организации общества, которая позволяет выжить коммунальному коллективу. Затем такие индивиды формировались коммунистической (политической) общиной. Коммунальные (коллективистские) индивиды характеризуются, по мнению А. Зиновьева, следующими чертами: меньше дать и больше взять, меньше риска и больше выгоды, меньше зависимости от других, меньше ответственности и больше почета и др. Для выживания в опасной природной и общественной среде ей нужны харизматические лидеры, авторитарными методами организующие коммунальных людей на борьбу за выживание.
Политическая (коллективистская) община представляет общественную форму преодоления всеобщих законов коммунальности. А политическая формация представляет собой снятие законов коммунальности страны.
211
В социальной психологии сформулирована закономерность: все, что является коллективным, неосознанно, и все, что бессознательно, является коллективным. Первая часть принадлежит Ле Бону, а вторая 3. Фрейду: "Не является ли содержание бессознательного в любом случае коллективным? Не составляет ли оно общее достояние человечества?" 1. Из этого положения можно сделать вывод, что формированию коллективистской психологии, представляющей разновидность психологии толпы, предшествует коллективистский образ жизни первобытных и постпервобытных людей. Когда возникает проблема выживания за счет отказа от архетипов коллективного бессознательного и следования доводам рассудка, коллективисты готовы пойти на жертвы качества жизни, но сохранить архетипы коллективного бессознательно.
В политической общине мы имеем дело не с освобожденным от власти коллектива индивидом, а с индивидом, растворенным в нем. В СССР все это проявилось со всей отчетливостью, было описано А. Зиновьевым ("Коммунизм как реальность", "Кризис коммунизма").
В политической формации субъектами личных отношений становятся трудовые коллективы (хозяйственные, военные, идеологические, научные и т.п.). От коллективистских индивидов отчуждаются все общественные связи, так же как и у римского раба. Коллектив превращается в агрегат (механизм), в котором действуют не личности, а винтики, которыми можно помыкать по усмотрению начальства. В результате в политической формации повышение производительности общественного труда достигается не путем повышение эффективности индивидуального труда, а путем увеличения длительности и интенсивности его, на основе совершенствования механизма простой кооперации и принуждения к труду. Политическая община так и не преодолела естественную кооперацию (механическое сложение) труда.
Исходная сфера политической формации в момент возникновения характеризовалась:
- 1) суровым климатом (жарким или холодным), большими или малыми пространствами, отсутствием естественных защитных сооружений (горы, лес, океан и т.п.), которые выступают объективными условиями возникновения;
- 2) превращением народонаселения в массу подданных. Социальный состав подданных меняется (рабы, крепостные, пролетарии). Подданные выступают главным объектом эксплуатации, угнетения, управления со стороны господствующего политического класса этой формации.
212
Демосоциальными элементами политической формации являются: аскетический потребитель; бесплатность предоставляемых ему государством благ; равенство потребления. Аскетический потребитель ограничивает потребности теми средствами, которые оставляет и выделяет ему политический базис и подсобное хозяйство. Беплатность благ (питания, одежды, жилья, медицины и т.п.) есть очень хитрая и скрытая форма, с одной стороны, социального неравенства в пользу политического класса (бюрократии), а с другой стороны, ее бедность, некачественность, убогость для остальной народной массы.
Бесплатное получение благ из государственных хранилищ, о котором мечтали все коммунистические утописты, включая Маркса и Ленина,
... деформирует цивилизованную иерархию ценностей у населения. Современная российская реформа во многом восстанавливает ее, но восстанавливает ценой бедствий, осквернения душ, действий и самоуважения многих людей, - пишет Ю.А. Васильчук1.
- 3) государственно-деспотической (плановой) экономикой, характеризующейся восходящей, накопительной, перераспределительной редистрибуцией (государственным распределением) общественного продукта. Главным субъектом эксплуатации и угнетения трудящихся выступает деспотическое государство, бюрократия, а не рабовладельцы, феодалы, буржуа. Последние являются эксплуататорами и угнетателями только в рыночных формациях.
Превращение государственной экономики в исходную сферу - главное отличие политической формации от экономической. Способом производства здесь выступает единство производительных сил и административно-командных (неэкономических и волевых) отношений.
В государственной собственности владение, распоряжение, пользование средствами производства и продуктами труда распределяется по иерархической пирамиде деспотического государства сверху вниз. Иерархия чиновничества, а вместе с ним и всего политического общества (пронизанного этим госаппаратом) опирается на волю верховного правителя. Распоряжение личностью работника, а не только его трудом, существенно сказывается на ограничении его потребностей, способности к воспроизводству и развитию. В этой связи В.В. Крылов ставит вопрос: не превращаются ли работники государственно-деспотического предприятия в вещь, похожую на раба в Риме? Не десоциализируются ли их отношения, превращаясь из экономических в технологические? Не утрачивают
213
ли они в этом случае характер экономических отношений (отношений собственности)?
Источник административно-командной власти над исходной сферой политической формации лежит в политическом базисе этой формации - деспотическом государстве.
Деспотическое государство есть единство государственной власти, народонаселения, государственной экономики, государственной территории (географической сферы). Деспотическая власть связывает общины (сельские, промышленные и т.п.) воедино, преодолевая их ограниченную самодостаточность и автаркию, включая в более широкое и качественно новое образование. Она выполняет следующие функции: 1) редистрибуции - государственного распределения природных (земля и вода) и произведенных благ; 2) организатора межобщинного материального производства на основе государственной собственности на средства производства; 3) поддержания порядка, соблюдения моральных и правовых норм и судопроизводства; 4) защиты и нападения на другие общества.
Редистрибуция (госперераспределение материальных благ) характеризуется следующими признаками: 1) возникает на таком уровне экономики, когда появляется прибавочный продукт; 2) представляет собой натуральное (не денежное) изъятие центральной властью прибавочного и необходимого продукта у производителей; 3) централизованным его перераспределением между чиновниками госаппарата и потребностями общества; 4) перераспределением, не носящим экономического характера1.
В начале своего возникновения редистрибуция, по-видимому, была перераспределением общественного продукта (общественные фонды потребления), часть которого шла на общественное потребление: праздники, стихийные бедствия, войны и т.п. Затем в течение длительного времени возникает система централизованного перераспределения прибавочного (и необходимого) продукта главами семейных кланов и лидерами общин (отцами-патриархами), которая отделяется от общественного интереса и контроля со стороны общин. Эта система и становится основой политического государства, включающим правящую элиту, мощный и разветвленный госаппарат.
Нельзя категорически утверждать, что деспотическое государство является в досоциалистических формациях только эксплуататором и угнетателем трудящихся, как считалось в историческом материализме. Общественные фонды (результаты редистрибуции) в значительной мере использовались на содержание государственного аппарата, который защищал весь народ от нападений, поддерживал
214
порядок в обществе, способствовал нормальному функционированию государственной и частной экономики, жизни трудящихся.
В политических формациях нет четкого разделения экономической и политической власти и сфер. Деспотическое государство занимается экономическими функциями и в этой своей части функционально входит в структуру экономической сферы как собственник средств производства. Не частные собственники с помощью рынка определяют производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, а государство через многочисленную, разветвленную, иерархическую систему чиновничества. Административная, а не рыночная структура отношений собственности выступает формой производственного процесса по отношению к его технологическому содержанию.
В политической формации уровень потребления напрямую зависит от месторасположения в бюрократической пирамиде деспотической власти. Тем самым государственная экономика характеризуется рентным типом присвоения благ.
В политической формации произошло смещение акцентов из сферы производства в сферу распределения, что отличает ее от экономической (рыночной) формации и позволяет назвать ее распределительной. Государственно-экономические структуры, занимающиеся госперераспределением общественных благ, не знают частного (римского) права, и потому их функционирование основано на отношениях бюрократической власти и личных (клановых). Госраспределение представляет властно-волевой импульс, идущий сверху вниз, имеющий принудительный характер только для нижестоящих. В результате в политической формации нет гражданского сообщества, а есть сообщество подданных, народная масса. Обмен деятельностью в политической формации осуществляется посредством бюрократа-редистрибутера (распределителя), от которого зависит функционирование государственной экономики. Обладая правом власти, он не нуждается во власти права.
Деспотическое государство устанавливает упорядоченные и организованные общественные отношения с помощью централизации у себя функции принуждения - политического, экономического, духовного. Не государство для демосоциального сообщества, а демосоциальное сообщество для государства - таков принцип развивающейся политической формации, подавляющей свободу личности ради свободы самого государства.
Оно может сдерживать развитие экономики общества в своих целях, которые часто считаются неразумными с точки зрения потребностей населения. Амбиции политического субъекта - деспотического лидера и его элиты, да еще подкрепленные (как это получилось с марксизмом-ленинизмом в СССР) псевдонаучностью и
215
классовым подходом, могут сделать экономику недееспособной и привести общество к краху. В результате падения эффективности экономики, роста расходов на государственные амбиции рано или поздно возникает естественное сопротивление народа данной формации.
Функционирование политической формации в значительной степени зависит от ума, знания, воли политического лидера и элиты. Они способны под свои замыслы сконцентрировать все наличные ресурсы страны - людские и материальные. Этот способ позволяет оперативно (в короткие сроки) добиться впечатляющих результатов, примером чему являются достижения Петра I и Сталина. Однако эти результаты носят чрезвычайно затратный характер, истощают страну и в конце концов кончаются развалом. Главная опасность для общества с деспотической формацией - слабость ума, образованности, воли очередного политического лидера и его элиты, неспособность к трансформации деспотической формации общества, как это получилось с Николаем I и М.С. Горбачевым.
Вспомогательную сферу политической формации образует: 1) теократическая или идеократическая сфера (церковная или партийная); 2) система образования; 3) искусство и другие общественные сферы. Она, с одной стороны, идеологически, религиозно, нравственно, эстетически оправдывает базисную роль деспотического государства и тем самым выступает косвенным регулятором исходной сферы политической формации. С другой стороны, надстройка политической формации формулирует смысл жизнедеятельности общества, его формационной общности, стратегию развития в соответствии с интересами господствующей политической общности. Например, в советском обществе таким смыслом было уничтожение капитализма и построение коммунизма.
Политические формации реализуют важнейшую потребность обществ - в поддержании порядка (выживания, защиты, нападения и т.п.). В идеологической надстройке этому порядку придается сакральный смысл в виде идеального образа такого порядка. Идеальный образ "рая на земле" провозглашается главной целью, потому эти формации могут называться также теократическими или идеократическими. Например, в советском обществе таким идеократическим смыслом было строительство коммунизма. Потребность в идеократическом порядке считается в политических обществах более важной, чем в материальных благах и продолжительности жизни.
Для политического общества с самого начала характерна система богов, служивших им жрецов, религиозных ритуалов, богатство церковной утвари и храмов, на сооружение которых не жалели ни материальных, ни людских средств. И это было разумно, так как религиозно-нравственная идеология создавала основу нравственных
216
норм всех людей этого общества, без которых протополитическое население было простой толпой, находящейся в "борьбе всех против всех". Они были духовной деспотической властью, не менее сильной, чем власть политическая.
Жрецы, религиозная идеология, храмы стали вначале духовной основой моральных норм, традиций, ритуалов народной массы, через которые ее можно было организовать, дисциплинировать, контролировать, подавлять. Религия являлась высшим духовным арбитром, указывающим людям конечные цели их бытия. Политическая идеология утверждала естественность, богоизбранность и незыблемость данной политической формации и внедрялась в сознание людей. Право выражает волю политического класса в форме правовых норм и обосновывает их ссылками на религию. Этика выступает способом оценки существующей политики и права и непосредственно связана с религией.
Во вспомогательную сферу деспотической формации входит часть эстетической (художественной) сферы: 1) интеллигенции; 2) форм религиозного, философского, правового, морального, эстетического и т.п. сознания в устной и письменной форме; 3) потребителей эгой продукции.
Каждое деспотическое общество, в том числе и Россия, имеет богатую духовную жизнь, религию, философию, этику, литературу, поэзию, живопись, скульптуру, на которые выделяются громадные средства из бюджета государства. Деспотичность власти сказывалась на творчестве интеллигенции, но мастера культуры не всегда работали на потребу власть имущим. Несвобода духа, жесткая нормативная традиция были главными духовными принципами отставания политического общества от экономического.
Формационная общность политической формации включает в себя: 1) политическую элиту (высшую, среднюю, низшую), образующую господствующий политический класс; 2) чиновничество и интеллигенцию, представляющих связующее звено между господствующим политическим классом и трудящимися; 3) трудящихся (рабов, крепостных, пролетариев).
Бюрократия (светская и религиозная) представляет рациональную организацию государственного управления на основе общеобязательных процедур, регламентируемых соответствующими инструкциями. Интеллигенция проповедует справедливость, незыблемость, историческую оправданность, научную состоятельность этой формации.
В политических обществах гражданское общество существует в зачаточном состоянии, поэтому элита и чиновничество находятся вне контроля народа. Народ в значительной своей части не любит власть и подчиняется ей в основном из-за экономического, морального
217
и физического насилия. Интересы народа и политической элиты совпадают только в годины войн или природных катаклизмов. Когда политическая элита окончательно не справляется со своими обязанностями, то народ или диссидентская верхушка свергает ее. Противоречие между политической властью и народом является основным противоречием развития политической формации.
Таким образом, политическая формация представляет собой способ общественного производства, включающий в себя аскетическое демосоциальное потребление и государственную экономику, деспотическое государство, господствующую идеологию (светскую или религиозную), стержнем которой является пирамида деспотической власти, административно-командные отношения между людьми.
Три основные силы связывают людей, общности, институты в политическую общественную формацию: приказ, идеология, деньги. Среди этих сил базисной является политическая, т.е. приказ государственной власти, основанный на физическом принуждении людей. Деньги (экономическая сила), идеи (духовная сила) играют вспомогательную роль и подчиняются в значительной мере силе политической, стягивающей людей в политический способ общественного производства.
Экономические деньги низводятся до ничтожнейшего уровня (магазины "Берёзка" в СССР, где по чекам и специальным деньгам продавались импортные товары) или вообще ликвидируются, как это было во время военного коммунизма в 1917-1918 гг. в Советской России. Вместо них появляются административные (политические) деньги, которые представляют собой
бумажные знаки, выпускаемые государством и обеспечиваемые не золотом или валютой, а властной силой государства, исключающего из оборота весь остальной денежный материал. Здесь деньги тоже дают власть над людьми, но сами они лишь инструмент самой власти. Законны платежи только этими "живыми деньгами". Только они находятся в валютном положении, т.е. приравниваются к зарубежным деньгам. Все золото, серебро, чеки, векселя, ценные бумаги - в лучшем случае лишь суррогаты денег. Понять их легче в этом "чистом" виде, господствовавшем недавно на одной трети земного шара (мировой системе социализма во главе с СССР1.
Политические формации превращали общества в чрезвычайно стабильные и потому неспособные к саморазвитию. Изменения происходят медленно. Множество поколений живут в одних и тех же условиях, сохраняя одни и те же стереотипы сознания и поведения. Проблем "отцов" и "детей" не существует, так как в силу традиции опыт старших поколений высок.
218
Политическим формациям присущ ряд пороков, первым из которых является экономическая неэффективность, которая сказывается очень быстро, если политическая страна не осуществляет перманентную внешнюю и внутреннюю экспансию. Главным стимулом труда является тотальное политическое и идеологическое насилие. Когда оно ослабевает, эффективность общественного производства падает настолько, что его не хватает одновременно на жизненные потребности людей, на армию (оборону и нападение), на развитие науки и техники, на образование. Главная причина развала советского общества заключалась в разрыве между возросшими потребностями - людей, обороны, науки, образования - и неэффективностью (производительностью, качеством, ресурсоемкостью и т.п.) экономики. Гигантские государственные предприятия, раздутый чиновничий аппарат, отказ от внедрения новой техники делают экономику не соответствующей новым потребностям населения и государства. Возникает экономический коллапс, который пережили в свое время деспотические формации древнего мира, а в наше время СССР в конце 80-х гг. при Горбачеве, когда мы не могли ни удовлетворить растущие потребности населения, ни содержать армию, СЭВ и страны Варшавского договора, ни вести войну в Афганистане. Попытка Горбачева наладить советскую экономику с помощью Министерства по госприемке продукции кончилась провалом: народ не хотел эффективно работать при советской системе, но жаждал немедленного улучшения качества и уровня жизни.
Далее, политической формации присуще идеологическое заблуждение, переходящее в ложь. В ее идеологии говорится о высоком смысле существующей формации, ориентированным либо на служение Богу, либо на строительство коммунизма. Господствующая в обществе идеология проникнута заботой или о Боге, или о счастье людей (возьмите, например, сталинскую Конституцию 1936 г., северокорейскую идеологию Чуч-хе). Но практическая жизнь людей являет собой яркий пример профанации (сталинские репрессии и нынешний голод в КНДР). Идеологическая фальшь становится нетерпимой в условиях растущей образованности людей.
Пороком политических формаций является также коррупция. Она рано или поздно принимает в политической формации всеобщий характер и парализует деятельность политического государства. Существуют тарифы на назначение людей на государственные и иные должности, на совершение сделок, на освобождение от судебной ответственности и т.п. Государственные решения принимаются в интересах коррумпированных групп населения, а не в интересах правящей элиты, формации, народа. Коррупция тем самым усиливает имущественное неравенство, ставя в привилегированное положение коррумпированную часть общества.
219
И наконец, пороком политической формации является обязательная деградация политической элиты во главе с лидером: фараоном, инкой, генсеком и т.п. Она происходит рано или поздно в силу бюрократического способа ротации кадров в этих формациях и слабой обратной связи между элитой и народом. Деградация выражается в появлении во главе страны неполноценной (по отношению к стоящим проблемам) личности, в неадекватных и амбициозных прожектах, на которые нацеливается страна и народ. В результате происходит деградация народа, бюрократии, экономики и в целом данной практической формации.
Циклическое развитие политической формации включает в себя следующие этапы: 1) становление деспотического государства и образование аграрно-политической формации; 2) расцвет деспотической формации, развитие и согласование исходной, базисной, вспомогательной сфер; 3) упадок (политическая деформация), т.е. ослабление деспотической власти, дезинтеграция основных общественных сфер (падение производства, утрата веры в духовно -идеологические ценности, выступление народа). Одновременно может начаться становление новой политической деформации, а затем и формации на новой идеологической, государственной, экономической основе.
Итак, перечислим объективные причины возникновения политической формации:
- Эти формации возникли в тяжелых географических условиях, в которых выжить отдельной семье или человеку было невозможно. Они компенсировали бессилие отдельных людей и семей в борьбе с природой и другими общинами.
- Деспотическая кооперация живого труда и повышение тем самым его эффективности были осознаны значительно быстрее и позволяли относительно быстро решать проблемы выживания людей в тяжелых географических и общественных условиях.
- Возникающие в политической формации политическая элита и бюрократический аппарат, с одной стороны, выражали общественные интересы людей, а с другой стороны, превращались в носителей корыстных и амбициозных интересов, идущих вразрез с интересами общества. Раз возникнув в уникальной ситуации выживания народа, они затем продолжали себя воспроизводить и в условиях, когда без них можно было уже обойтись. Так произошло, например, с советской формацией, которая исчерпала себя к моменту смерти Сталина в 1953 г. В результате происходит не трансформация этой формации в другую, а ее демонтаж (в лучшем случае) или развал. Заслуга Горбачева, Ельцина заключается, прежде всего, в том, что они сумели избежать развала советской формации и достаточно профессионально и безболезненно демонтировали ее, не допустили развала по югославскому варианту, а значит, и международного суда над собой.
220
- Сформулируйте понятие политической формации.
- Расскажите о структуре и признаках аграрно-политической формации общества.
- Расскажите о структуре и признаках пролетарско-социалистической формации общества.
- Чем отличаются аграрно-политическая и индустриально-политическая формации общества?
- Каковы основные причины распада политических формаций общества?
- В чем заключаются положительные и отрицательные стороны советской формации?
- Можно ли было избежать краха советской формации?
221
1
Московичи С. Век толп. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - С.126-127.
1
Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор денег //Общественные науки и современность. - 2001. - № 4. - С. 28.
1
Стариков Е.Н. Общество-казарма. От фараонов до наших дней. - Новосибирск.: Сибирский хронограф. - 1996. - С. 13-22.
1
Васильчук Ю.А. Указ. соч. С. 10.