12.2. Индустриально-политическая
формация

Индустриально-политическая формация возникла впервые в форме пролетарско-социалистической формации в России, а затем была насильственно распространена и на другие страны мира: Восточную Европу, Китай, Северную Корею и др.

Мы рассматриваем пролетарский социализм как политический общественный строй (формацию), сохранивший в себе все достоинства и пороки феодально-капиталистической России, из которой он возник. Этот строй появился не вследствие развития капитализма (важнейшее положение марксизма), а вместо него, как развитие аграрно-политической деформации России.

В марксизме-ленинизме социализм не рассматривается в качестве отдельной общественной формации:

...социализм должен рассматриваться как продолжительный период исторического развития в тех странах, где победили социалистические революции. Это не самостоятельная общественно-экономическая формация, но и не малый полустанок на пути к коммунизму1.

К началу XX в. царская Россия представляла борьбу двух деформаций - аграрно-деспотической (крепостнической) и индустриально-экономической (капиталистической). Крепостническая деформация общества была представлена крестьянскими общинами, помещиками, царским самодержавием, церковью. Она характеризовалась вопиющим социальным неравенством в деревне в уровне и качестве быта между дворянством и крестьянством. Капиталистическая деформация в ее марксовском варианте была представлена российской буржуазией и рабочими, капиталистической экономикой и "ростками" демократического государства, либеральной идеологии. Быт российских рабочих и российских промышленников разительно отличался: нищета, забитость, безграмотность, ожесточенность, стремление к социальному равенству - на одной стороне и богатство, свобода, высокая -образованность, стремление к захвату власти

199

в стране из рук дворянства и подавлению растущего возмущения рабочих - на другой.

Таким образом, и в деревне, и в городе было налицо вопиющее противоречие между образом жизни аграрных и промышленных господ, с одной стороны, и аграрных и промышленных тружеников - с другой. В демосоциальной сфере находится главное противоречие общественной формации, в котором берут начало психологическая ожесточенность, идеи социального равенства, революционные настроения у неимущих. В России переплелись противоречия (и ужасы быта) крепостнической формации и марксовского капитализма.

В результате Февральской революции 1917 г. к власти в стране пришла российская буржуазия и стала закреплять свое политическое и идеологическое господство с целью создания капиталистической формации. Эта задача решалась ею, с одной стороны, в условиях мировой войны, военного поражения, тяжелейшего положения народа, а с другой - в условиях неприятия западного капитализма российским крестьянством и рабочими, враждебности к буржуазии и ее политике, наличия сплоченной партии большевиков во главе с Лениным. Последние хотели ускорить, перескочить этап капиталистической формации и начать создание пролетарско-социалистической формации в условиях мировой пролетарско-социалистической революции.

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. были реакцией эксплуатируемого и угнетенного народа на неспособность и нежелание крепостнических и буржуазных верхов улучшить жизнь трудящихся. Большевики во главе с Лениным взяли политическую власть в России из слабых (интеллектуально, политически, организационно) рук российской буржуазии под лозунгами "Мир народам", "Земля крестьянам", "Фабрики рабочим". Началась гражданская война между белыми и красными, приведшая страну к разрухе, введению нэпа, представлявшего временный откат от завоеваний пролетарско-социалистической революции.

Нэп оказался выдающимся открытием большевиков, проложившим путь к смешанной (гибридной, конвергентной) буржуазно-социалистической (социал-капиталистической) формации общества, которая примирила бы все основные классы России, как аграрные, так и индустриальные. Он открывал реальную возможность выхода западных капиталистических стран из обнаруженных Марксом противоречий, которые тот считал неразрешимыми эволюционным путем.

200

Сталин и его соратники поняли опасность нэпа для их дальнейшей судьбы и пролетарского социализма. В результате борьбы в политическом руководстве страны между линией Бухарина (капитал-социализма) и Сталина (пролетарский социализм) победила вторая линия, и в 1928 г был взят, курс на свертывание нэпа. Опираясь на уравнительные и деспотические традиции в ментальности рабочих и крестьян, советских бюрократов и партийцев, оказавшихся в условиях нэпа в положении конкурирующих с новыми российскими буржуа и предпринимателями, Сталин и его соратники направили развитие России в сторону пролетарско-социалистической формации.

Началось раскулачивание богатых и средних по зажиточности и производственным возможностям крестьян. Создавалась государственная экономика (в результате коллективизации сельского хозяйства, раскрестьянивания, быстрой индустриализации страны). К 1937 г. с принятием сталинской Конституции построение индустриально-политической (пролетарско-социалистической) формации закончилось. Социализм стал развиваться на собственной формационной основе.

Историческая "заслуга" Ленина, Сталина и большевиков для России объективно оказалась в открытии индустриально-политической (пролетарско-социалистической, советской, тоталитарной) формации, в которой несвобода непролетарской личности и свобода государства были еще более усилены по сравнению с аграрно-деспотической формацией, а общественный прогресс в сфере экономики и государства сопровождался административным (вплоть до ГУЛАГа), моральным, материальным стимулированием. Политическое насилие стало главным средством функционирования и развития советского общества. Только общественная формация, основанная на политическом насилии, могла выражать интересы необразованной, бедной и угнетенной части населения общества. Ради них она и создавалась, о чем не догадывались русские интеллигенты. Эту часть населения не интересовали ни свобода мысли, ни творчество, ни сама личность.

Вспомогательная сфера этой формации включала в себя: 1) КПСС и ее марксистско-ленинскую (коммунистическую) идеологию, насильно внедряемую во все сферы жизни советского общества; 2) систему народного образования, воспроизводящую лучшие традиции царской России и воспитывающую с детства социалистические: убеждения; 3) многочисленные "приводные ремни" от КПСС; к народу (пионерская, комсомольская, профсоюзная, писательская и т.п. организации); 4) социалистическое искусство, ставшее мощным средством пролетарско-социалистической пропаганды

201

и воспитания людей. В силу тотального господства коммунистической идеологии в лице КПСС эту формацию можно назвать идеократической1.

Идеей, сплачивающей советский народ, стала вначале идея экспроприации экспроприаторов, а затем идея мировой пролетарской революции (победы над капитализмом), построение коммунистического общества. В советской коммунистической идеологии впервые провозглашалось целью удовлетворение потребностей трудящихся, формирование всесторонней и гармонически развитой личности. Пропаганда социальной политики КПСС формировала у людей оптимистическое мировоззрение, компенсировала медленное улучшение жизни людей на фоне роста могущества советского государства (ВПК, армии и т.п.) и улучшения жизни западных трудящихся.

Базис пролетарско-социалистической формации представлял советскую тоталитарно-политическую систему, которая включала в себя: 1) КПСС (ядро) во главе с ЦК КПСС и генсеком; 2) партноменклатуру (правящий политический класс); 3) разветвленный партийный, хозяйственный, профсоюзный аппарат; 4) репрессивные органы (НКВД, МВД, армия и т.п.); 5) советское (социалистическое) право, носившее преимущественно репрессивный характер; 6)"приводные ремни" КПСС - профсоюзы, комсомол, пионерская организация и т.п. Все это называлось диктатурой пролетариата.

Базис советской формации окончательно оформился в 30-е гг. в результате ожесточенного подавления элементов буржуазной демократии, еще оставшихся от прежних лет. Нельзя сказать, что сталинизм одержал верх без труда: многочисленное и неорганизованное сопротивление крестьян, ленинцев, троцкистов и других - свидетельство этому. Только в результате тотального террора, идеологического оболванивания, постепенного улучшения жизни трудящихся, успехов СССР в индустриализации, культурной революции, обороноспособности удалось построить сталинскую (пролетарско-социалистическую) формацию в России.

СССР сформировался не только как формация, но и как многонациональное государство 30 декабря 1922 г. В период расцвета в состав Союза входило 53 национальных государства и национально-государственных образования: 15 союзных республик, 20 автономных

202

республик, 88 автономных областей, 10 автономных округов. Они тоже образуют иерархию по своему национально-политическому статусу. Межнациональная часть советского государства тоже входила в политический базис советской формации. В случае ее ослабления должен был ослабнуть и политический базис советской формации. Это потом и произошло во время развала СССР и стало одной из причин краха советской формации.

Централизация власти в базисе советской формации сопровождалась слиянием государственного и партийного аппарата. Возникающий партийно-государственный аппарат был предельно иерархизирован, стоял над обществом, не зависел от него, представлял новый политический правящий класс, который М. Восленский назвал номенклатурой. Она представляла собой перечень руководящих должностей, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий партийных орган, а также перечень лиц, которые находятся в резерве на их замещение1.

Важным шагом на пути превращения большевистской партии в государственно-тоталитарную, утверждения административно-командной системы управления, завершения создания советской формации в стране .явился XVII съезд ВКП (б). Съезд ввел новую структуру партийных комитетов, в которых создавались "целостные производственно-отраслевые отделы". Врастание партии в экономику стало отличительной особенностью советской политической системы. Производственно-отраслевые отделы парткомов на всех уровнях определяли производственные отношения хозяйственных субъектов.

На XVII съезде была упразднена система партийно-советского контроля, предложенная Лениным. Произошло дальнейшее возвышение и укрепление силовых структур государства. В декабре 1932 г. в стране была введена паспортная система. Строгий контроль за соблюдением паспортного режима не позволял подавляющему большинству советских граждан самостоятельно решать вопрос о месте своего проживания. В марте 1935 г. был принят закон о наказании членов семей изменников Родины, а через месяц указ о привлечении к уголовной ответственности детей с 12-летнего возраста. Миллионы людей, подавляющее большинство которых не являлись виновными, оказались за стенами ГУЛАГа. Они не понимали, что ГУЛАГ - естественная часть административного стимулирования труда в пролетарском социализме, без которого тот быстро развалится, что и произошло в 1991 г. Таким образом, советская власть, провозгласив своей целью достижение идеалов социальной справедливости для всех людей, вершила социальную

203

несправедливость, террор и беззаконие по отношению к непролетарским людям. Реальный социализм (для пролетариев) оказался отличен от утопического социализма (для всех) Маркса - Ленина.

Важным средством управления исходной и вспомогательной сферами общества стали административные деньги. Субстанцией административных денег является госбюджет, инструментами - госбанк и налоговый аппарат, пользователями - госорганизации, госпредприятия, население страны. Эти деньги выполняли в советской формации общества важные функции: 1) средства на создание армии, строительство дорог, развитие промышленности, городов, лабораторий и т.п. (в этом случае речи не идет об эффективности: главное - выполнение задачи и плана любой ценой); 2) учет и контроль общественного производства; 3) инструмент принятия решения; 4) воспитание гражданина и патриота; 5) обеспечение видимости законности перехода благ из государственного сектора в негосударственный и т.д.

Историческая миссия административных денег в советской формации состояла в развитии необходимых и ненужных обществу образовательных, политических, экономических институтов. Это осуществлялось за счет аскетического, равного, патриотического потребителя. Деньги направляются прежде всего на военное, промышленное, научное могущество государства и только потом - на зарплату, отдых и т.п. Поэтому огромная экономическая и демосоциальная энергия потребностей лишь частично и косвенно развивает сущностные силы социалистических людей.

Исходной сферой пролетарско-социалистической формации стал вначале марксовский пролетариат, составлявший абсолютное меньшинство населения в царской России. В процессе пролетарско-социалистической революции его насильственно и искусственно сделали большинством населения страны, разорив до пролетарского уровня дворян, буржуазию, мещанство, интеллигенцию, рабочих, крестьянство. Это было результатом политики диктатуры пролетариата, выраженной в лозунге "грабь награбленное", который большевики умело использовали в классовой борьбе.

Аскетический (пролетарский) потребитель стал в СССР типичным. Его отличали бедность в потреблении материальных благ (простота пищи, убогость жилищ и транспорта, грязь во дворах и т.п.), компенсировавшиеся потребностью учиться, для реализации которой были созданы условия. Не случайно уже в середине XX в. Советский Союз вышел в мире на второе место по образовательному потенциалу и на первое в освоении космоса. Произошло установление социального равенства между пролетариями (рабочими, колхозниками, служащими, интеллигенцией) в относительной

204

бедности, бесправии, идеологическом оболванивании. В исключительное положение была поставлена партийная номенклатура, которая тайно от народа жила "как при коммунизме", но была вынуждена работать на износ и постоянно подвергаться репрессиям (стимулироваться) со стороны партийного верха и Сталина.

Повышение благосостояния простонародья-пролетариата было провозглашено главной задачей советской власти только при Хрущеве, в 50-е гг. До этого главными задачами были индустриализация, военная мощь, победа в войне против Германии, защита от капиталистического Запада в холодной войне и т.п. В результате содеянного в стране возникло противоречие между абсолютными, действительными, насущными и удовлетворяемыми потребностями советских трудящихся, которое медленно преодолевалось на протяжении всего периода существования пролетарского социализма. Все это до времени компенсировалось созданием эффективной системы социальной защиты населения в его праве на труд, образование, отдых, медицину, пенсии и т.п.

Анализ советского общества показывает, что оно выражает интересы советских пролетариев (трудящихся), а не человека вообще, как говорится в партийных документах. Здесь нужно обратить внимание, что "человеком труда" не являются буржуа, управленец, учитель, крестьянин, а только работник промышленно-физического труда, т.е. человек, который признает принципы пролетарского социализма. Это особый тип человека, создание которого КПСС считала главной целью своей деятельности. Социализм - это строй, заменяющий эксплуатацию человека человеком (при капитализме) эксплуатацией человека советским государством, которая для пролетария (трудящегося) эксплуатацией не является, так как государство выражает его интересы.

Марксовский пролетариат, возникший в предреволюционной России, представлял собой смесь маргинализированных, люмпенизированных, пауперизированных, раскрестьяненных, деморализованных Первой мировой войной масс людей. Они обладали низкой квалификацией, были необразованны, занимались примитивным трудом, были заражены патриархально-общинными, мелкобуржуазными и анархистскими настроениями. В "Манифесте" дается неприглядная характеристика этого пролетариата как людей, ставших придатком машины, для которых труд утратил всякую привлекательность. Этот класс пополняется низшими слоями среднего сословия, включает в себя "все классы населения". В "Крестьянской войне в Германии" Ф. Энгельс употребляет для этого класса людей термин "плебейство". Именно такой пролетариат объективно стал движущей силой пролетарско-социалистической революции в России,

205

которую возглавили большевики. Он нес в себе завистливую озлобленность к богатым и обустроенным классам, непримиримое желание их уничтожить, а имущество экспроприировать, нетерпение к революционному разрушению, уравнительные представления и т.п. Такой пролетариат превосходно обрисован А. Платоновым.

В исходную сферу для советского (тоталитарного) государства превратилась после завершения социалистических преобразований также государственная экономика, основанная на социалистической (государственной) собственности на средства производства, централизованном планомерном управлении со стороны мощной государственно-хозяйственной бюрократии, уравнительной зарплате, плохо связанной с результатами труда. Эта бюрократия включала в себя правительство, Госплан, министерства, главки, тресты и т.п. Перечисленные органы контролировали производство, распределение и потребление материальных и духовных благ в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в науке и т.п., прежде всего, в интересах советского государства, а не населения.

Экономика опустилась до уровня исходной сферы потому, что стала для политического базиса средством решения амбициозных прожектов тотального социального равенства, победы над мировым капитализмом, достижения мирового господства. В СССР произошло давно известное историкам огосударствление всех средств производства: ничего нового в этом не было. Ленин положил в основу советизма перестроенную для военных нужд экономику Германии времен Первой мировой войны, которой он восхищался. Именно исходя из нее Ленин говорил:

Социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической1.

Но эта монополия использовалась в интересах всего общества (народа и государства) в незначительной степени: в большей мере она использовалась в интересах государственной власти. В этой связи частные монополии буржуазных государств стали в социал-капиталистических обществах общественными в большей мере.

Советскую формационную общность, связывающую воедино основные сферы пролетарско-социалистической формации, постепенно составили: 1) ЦК КПСС и советская номенклатура; 2) рабочие; 3) интеллигенция; 4) колхозники; 5) заключенные ГУЛАГа. Главную роль в этой иерархии играл ЦК КПСС во главе с политбюро и генсеком, обладавшими всей полнотой власти. В привилегированное положение среди трудящихся были поставлены рабочие.

206

Они больше зарабатывали, имели лучшее социальное обеспечение (жилье, школы, медицину, отдых, пенсии и т.п.), в первую очередь принимались в КПСС. В трудном положении оказалась творческая интеллигенция: писатели, музыканты, артисты, изобретатели и т.п. Только те из них, которые оказывались на стороне социализма, получали поддержку. Таким образом, классовые различия в советском обществе сохранились, хотя и не были антагонистическими.

Рис. 12.2. Структура советской формации общества
Рис. 12.2. Структура советской формации общества
1 Общественно-политическая организация (ОПО): детсад, школа, СМИ, комсомол, профсоюзы, церковь и т.п.

Большевики понимали роль интеллигенции в социалистическом строительстве. Опасаясь интеллигенции как естественного противника пролетарско-социалистической формации, они превратили остатки дворянской интеллигенции и пролетарскую интеллигенцию в мощного проводника советских идей. Марксизм-ленинизм - это мощное духовное оружие пролетариата, направленное прежде всего против своей интеллигенции: оно оглупляет и догматизирует сознание интеллигента, мешает увидеть реальное положение дел. Положение: интеллигенции в советском обществе лишило правящую элиту объективной теоретической оценки общественного строя и вело страну к краху.

В Советской России было осуществлено социальное равенство. Основные средства направляли не на потребление трудящихся, а на укрепление советского государства: ВПК, армии, КГБ и т.п. В советском обществе отсутствовали богатые и нищие (за исключением "лишенцев"), что давало пропагандистское преимущество этому

207

общественному строю перед марксовским капитализмом. Индустриализация требовала серьезного отношения к образованию пролетариев-трудящихся, поэтому в стране была продолжена культурная революция, начатая еще при царизме.

Мотивом жизнедеятельности советских людей было стремление занять более высокую должность и получить связанное с ней материальное потребление. Другим мотивом был страх перед репрессиями: за невыполнение плана и "кражу" колосков с колхозного поля наказывали ГУЛАГом. Масштабы террора были невиданными: Конквест называет в своей книге "Большой террор" 10-12 млн человек. Мотивом жизнедеятельности была также зависть, процветающая в условиях уравнительности. Она становилась причиной многих доносов на других. И наконец, мотивом жизнедеятельности молодежи был энтузиазм коммунистического строительства, стремление к образованию, для которого в стране были созданы необходимые условия.

Для большинства советских трудящихся сложившийся в 30-е гг. государственный строй был легитимным, так как он был закреплен в Конституции их выбором. Психологически они были уверены в прочности советского государства, признанного во всем мире. Советский образ жизни считался ими справедливым, несмотря на бедность, потому что большая часть населения не знала ни о мучениях рабов ГУЛАГа, ни о роскошной жизни номенклатуры, ни об уровне жизни трудящихся социал-капиталистического Запада. Идея тернистого пути к коммунистическому будущему вдохновляла многих. Пропаганда СМИ и лозунги тех лет (например, "Догнать и перегнать") воспринимались положительно. Этому способствовали успехи социальной политики КПСС: обеспеченность работой, бесплатное образование, медицинское обслуживание, дешевое жилье, организованный отдых и т.п. Медленно, но все же происходило улучшение материальных условий жизни. Проблемы объяснялись предыдущей отсталостью страны, происками империалистов, необходимостью огромных расходов на ВПК и т.п.

Этот общественный строй можно назвать социалистическим, потому что в нем устранены экономические классы (и все превращены в пролетариев и номенклатуру); произошло уничтожение частной собственности и огосударствление средств производства, общественное производство было организовано по единому плану; политическая власть выражала интересы пролетариев без буржуазной демократии; осуществлено социальное равенство (в относительной бедности и бесправии); провозглашено улучшение качества жизни трудящихся (но основные средства направлялись на укрепление

208

государственной власти) и т.п. Очевидно, что реальный (пролетарский) социализм существенно отличен от утопического социализма Маркса и Ленина и буржуазного социализма на Западе1.

Строительство социализма в России было стихийным процессом борьбы людей за выживание, реализацию коммунистических идей, индустриализацию, сохранение власти ввязавшихся в это дело пролетарских революционеров и т.п. Плана строительства социализма у большевиков не было: это была по большому счету авантюра и импровизация одержимых ликвидацией социального неравенства людей, как правильно сказал в своем Политическом завещании Г.В. Плеханов. Пролетарский социализм еще раз показал правоту К.Р. Поппера:

Вера в историческое предназначение есть простое суеверие. Курс человеческой истории нельзя предсказать ни научными, ни какими бы то ни было иными рациональными методами.

Но эта авантюра отвечала интересам пролетарской массы деревни и города, интересам революционной интеллигенции и была навязана всему народу с помощью диктатуры пролетариата. Это был великий эксперимент в истории человечества, интересный и кровавый.

Появление индустриально-политической (советской, нацистской, фашистской и т.п.) общественной формации - это закономерность развита человечества. Ее избежать, по-видимому, было нельзя, но можно было смягчить и сократить сроки существования. Но ни большевики, ни нацисты (тысячелетний рейх), ни фашисты не считали свои формации исторически преходящими. Появление такой политической формации общества - свидетельство того, что история развивается диалектически. Любой радикализм и утопизм рано или поздно терпит провал, и советская Россия - не исключение.

209


1 Очерк теории социализма / ГА. Смирнов, Э.М. Андреев, Э.А. Баграмов и др. - М.: Политиздат, 1989. - С. 121-122.
1 "Поскольку весь марксизм был построен на "религии классовости", прежде всего нужно было отменить религию истинную. И Маркс, и особенно Ленин, родившийся в многонациональной и разнорелигиозной империи, понимали, что "загнать человечество в рай коммунизма" можно только исключительно насилием, в том числе и духовным, создав монорелигию атеизма для всех" (Яковлев А.Н. Большевизм - социальная болезнь XX века // Стефан Куртуа и др. Черная книга коммунизма. - М.: Три века истории, 2001. - С. 7).
1 Вселенский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М.: Советская Россия, 1991. - С. 83.
1 Ленин В.И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться // Полн. собр. соч. Т. 34. С. 192.
1 См.: Ковалев A.M. Что же такое социализм? (Сущность, историческое место, проблематика и перспективы). - М.: Мысль, 1991. - Гл. 2-3.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved