11.3. Постпервобытные общества,
государства, формации

В конце V-IV тыс. до н. э. начинается разложение и трансформация первобытнообщинного общества в раннеклассовое. В этих обществах возникают государственная и частная собственность на средства производства, города, государства, а значит, и возможность становления политических, экономических, а затем и смешанных формаций.

Ведущей причиной трансформации первобытной, патриархальной, традиционной деревни были постоянные войны между родами из-за природных и произведенных благ, а также религиозных ценностей. С развитием производства и появлением прибавочного продукта войны становятся все более захватническими, выступают средством улучшения жизни за счет захвата материальных ценностей, превращения покоренных в рабов - одушевленные средства производства.

В результате межродовых войн совершенствуется управление первобытными обществами, изобретается и постепенно совершенствуется протогосударство и государство сильнейшего рода или племени. Внутри родов усиливается статус воинов и военоначальников. Появляются постоянные профессиональные дружины, усложняется бюрократическая иерархия, возникает налог для содержания воинов, появляются рабы из пленных, которых можно использовать вначале для общих работ, а затем в домах знатных людей рода.

183

В процессе войн, усложнения родовой жизни, появления рабов-пленных, имущественного неравенства, развития сознания возникает потребность в осмыслении индивидуального и общественного существования, начинает обособляться духовная (религиозная) сфера. Она становится средством разрешения противоречий между демосоциальной и управленческой сферами.

С точки зрения исторического материализма все формации - от первобытнообщинной до коммунистической - являются экономическими, главную роль в них играют орудия труда, общественное разделение труда, собственность на средства производства. С точки зрения исторического реализма нельзя выделить главного и унифицированного фактора развития обществ: таковыми были и войны, и возникновение частной собственности, и появление рабства, и совершенствование орудий, и рост численности населения, и возникновение государств и т.п. Не только объективные, но и субъективные факторы были определяющими.

С ростом населения первобытные общины (рода и племена) превращаются в более сложную (постпервобытную) форму стран-царств (княжеств) со столицей-городом. В рамках царств-стран, а затем империй-стран объединяются разные по формационному типы общины. В рамках одной страны-государства возникает несколько разных общественных формаций и деформаций, представленных разными городами, регионами, деревнями. Характер страны зависит от характера входящих в него общин-формаций: какова формация общины, деревни, города, таков и тип страны. Передовая, как правило, формация столицы страны определяет характер формации страны1.

В царствах и империях возникли и стали развиваться элементы двух типов деформаций: 1) политической (государственной, азиатской, мобилизационной) и 2) экономической (рыночной, европейской, либеральной).

В политических (мобилизационных) формациях, возникших, по-видимому, раньше экономических, базисом выступает деспотическое государство. Под его мощным влиянием возникает государственная экономика, которая становится элементом исходной сферы, представляя государственно-экономический способ производства материальных благ. Демосоциальная сфера общества превращается

184

в совокупность подданных деспотического государства. Вспомогательная сфера (надстройка) в виде церкви, идеологии, морали, с одной стороны, выражает и формулирует интересы господствующего политического класса, а с другой стороны, оказывает мощное идеологическое воздействие на исходную сферу (демосоциальную и экономическую), формируя ее в коллективистском духе. В этих формациях основным стимулом труда выступает система внеэкономического (государственного) принуждения, редистрибуция (внеэкономическое перераспределение материальных благ). Формационная общность политической формации включает в себя деспотического лидера, политическую элиту, бюрократию, подданных. Примером такой политической формации можно считать древнегреческую Спарту.

В экономических (рыночных) формациях, которые возникают позже политических, базисом становится рыночная экономика, основанная на частной собственности на средства производства. Она возникает раньше других элементов практической формации и становится ядром их интеграции вокруг себя, оказывая решающее воздействие на все остальные сферы общества. Эти формации представляют рыночно-экономические (частнособственнические) способы производства материальных благ. Основным стимулом труда в этой формации была прибыль, а мотивом - экономический интерес (прибыль и богатство). Примером такой аграрно-экономической формации можно считать древнегреческие Афины.

С появлением стран с разными общественными формациями войны между ними приобретают не только политический (за военное и экономическое превосходство), но и формационный характер. Например, в Древней Греции такой была Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Афины олицетворяли в ней экономическую формацию общества, а Спарта - политическую. В дальнейшем вся история человечества предстает как конкуренция стран с разными общественными формациями.

С развитием международных отношений возникают смешанные (политико-экономические) формации, характеризующие более совершенную форму организации общественных организмов. В смешанных (государственно-рыночных) формациях базисом общества в той или иной степени становится и смешанная экономика, и демократическое государство. Более или менее очевидное проявление смешанных формаций заметно в Средние века, в форме феодальной формации. Своего наивысшего расцвета они достигают в XX в., в индустриальную эпоху, в форме социалистически-капиталистической (буржуазно-социалистической) формации. Эти формации общества представляют способы общественного производства, в которых и рынок, и социальное государство играют относительно равную роль в зависимости от конкретных условий той или иной страны. Основным стимулом труда в этой формации является и богатство,

185

и общественный интерес. В этих формациях формируются индивидуалистическо-коллективистские (солидарные) типы людей, лишенные крайности индивидуализма и коллективизма.

Деформация общества является противоположностью формации общества. Она характеризуется ослаблением комплементарных (дополнительность) и коррелятивных отношений между сферами формации, что лишает ее целостности. Так бывает во время девальвации идеологии, которая уже не мобилизует людей, спада экономики, не обеспечивающей людей нужными благами, ослабления государственной власти, не справляющейся с поддержанием порядка и защитой целостности формации, обнищанием населения, которое не хочет с этим мириться. Старая формационная общность ослабевает идейно, организационно, качественно. Элита оказывается неспособной отвечать адекватной стратегией и организацией людей на новые исторические вызовы. В обществе возникает конфликтная ситуация и социальная напряженность (дискомфорт). Падает авторитет прежних мотивов жизнедеятельности, девальвируются ценности жизни (идеалы, нормы, традиции), ценности превращаются в антиценности, и наоборот. Появляются новые идеологические, политические, экономические и иные элементы и корреляционные связи между ними, а также между элементами старой и новой (складывающейся) деформации. Это хорошо видно во время пролетарско-социалистической (1917-1937) и номенклатурно-капиталистической (1989-1993) революций в России.

Развитие обществ происходит в противоречии между формацией (старой и новой) и деформацией (старой и новой) обществ. Деформация характеризует переходный период в развитии обществ. В развитии обществ можно выделить всегда три этапа: староформационный, деформационный (переходный) и новоформационный. Общества и формации обществ - не одно и то же. В одном обществе-стране может быть не формация, а деформация. В другом обществе может быть одна деформация, а другая - формация. В современных обществах образовались смешанные экономико-политические, политико-экономические формации и деформации.

Следует разграничивать демосоциальную, экономическую, политическую, духовную сферы формации и общества. В составе деформации и формации эти сферы составляют лишь определенную часть соответствующих сфер данного общества: первобытного рода, государства-полиса, древней империи, нынешней страны и т.п. Другими словами, сферы данного общества входят разными своими частями в разные деформации и формации данного общества, в разные исходно-базисно-надстроечные связи. Это превращает общество в сложнейшую систему разнообразных формационных связей, одни из которых способствуют функционированию общества, а другие его развитию.

186

Обществом в самом общем смысле слова может быть поселок, район, город, область, республика, страна (царство и империя). В каждом таком обществе возникают разнообразные формационные структуры. Эти структуры образуют иерархию. Поэтому формация страны представляет собой систему вертикальную (иерархическую) и горизонтальную - общественных формаций разного уровня. Например, общественная формация нынешней России представляет собой сложную систему общественных формаций в ее субъектах, городах, районах, которые конкретизируют общую формационную структуру общества-страны.

Исходно-базисно-вспомогательные отношения представляют процесс становления, развертывания, упадка. На первом этапе (становления) возникают отдельные духовные, политические, экономические элементы. Когда они разовьются, возникает деформация общества в виде не связанных, не коррелируемых, еще не вполне соответствующих друг другу элементов. На этапе расцвета исходная, базисная, вспомогательная сферы общественной формации соответствуют друг другу. Это свидетельство стабильности данного общества.

Затем в основных сферах общества возникают новые элементы, которые входят в противоречие с формационными элементами. Основным является противоречие между развивающимися потребностями людей (демосоциальной сферой) и средствами их удовлетворения (экономической, политической, духовной сферами). Возникают социальная напряженность и конфликты, которые становятся причиной (источником) развития общественной формации и общества. Внешне оно проявляется в неудовлетворенности (дискомфорте) людей качеством своей жизни, организацией экономики, существующей идеологией и т.п. В результате образуется постформационная деформация общества.

Возникновение и развитие общественной деформации и формации происходит в результате стечения множества обстоятельств - объективных и субъективных. Как и многие другие общественные явления (человек, язык, сознание, род и т.п.), общественные формации пока не имеют достаточно ясных, всесторонних и обоснованных причин своего возникновения. А. Зиновьев пишет:

Время, в течение которого складывается и определяется тип общества в данном человеческом объединении, сравнительно с историческим временем настолько мало, что его можно принять за историческое "мгновение". Если складывается данный тип общества, то происходит это "сразу". В противном случае опыт не удается1.

Если: признать возникновение общественной формации "сразу", то, значит, она есть результат какой-то инновационной деятельности

187

(Т. Парсонс) людей. Но общественная формация - сложная метасистема, поэтому представить ее результатом какой-нибудь одной инновации невозможно. По-видимому, тип общественной формации возникает медленно. Осуществляется множество проб и ошибок, являющихся своеобразными инновациями. Например, инновациями большевиков были союз с немецким генштабом, превращение войны империалистической в войну гражданскую, нэп и т.п.

Если посмотреть на историю человечества (множества народов), то пробы и ошибки осуществляются всеми народами. Они повторяют один и тот же путь развития. В результате повторяющихся проб и военных конфликтов происходит совершенствование формационных структур. В этих исторических пробах и ошибках инновации - всегда признак развитого субъективного фактора, который играет важную роль в историческом процессе. Так, если вы сравните длительную войну между греками и персами, Афинами и Спартой, то увидите громадную роль природных случайностей, талантливых находок, а не только объективных обстоятельств. Это недостаточно учитывается при историко-материалистической оценке международных конфликтов в разные исторические эпохи человечества.

Формации обществ можно абстрагировать от общественных организмов и рассматривать в историческом развитии относительно самостоятельно, что и будет сделано в последующем изложении. Политическая формация проходит стадии деспотической (крепостнической) и тоталитарной (советской, фашистской, нацистской и т.п.) формации. Экономическая формация проходит стадии античной и капиталистической формации. В истории Европы античная (экономическая) формация сменилась феодальной (смешанной), которая затем в одних странах трансформировалась в капиталистическую из капиталистических элементов, существовавших в феодальном обществе. Одновременно азиатские феодальные формации и общества трансформировались в социалистические, представляющие дальнейшее развитие предыдущей политической формации.

Вопросы для самоконтроля

  1. Для чего формулируется понятие общественной формации?
  2. Какова структура общественной (практической) формации?
  3. В чем заключаются причины развития общественной формации?
  4. В чем методологическое значение понятия "общественная формация"?
  5. Каково взаимоотношение общественной формации и общества?
  6. Чем отличаются первобытнообщинная формация и общество?
  7. Как связаны в обществе государство и формация?
  8. Что такое деформация общества?

188


1 Мы согласны с Е.Н. Стариковым:"В докапиталистических обществах, снизу доверху построенных на корпоративно-общинных основаниях, тип общины равнозначен типу социальности. Община выступает здесь в качестве структурообразующей матрицы - того микрокосма, по образу и подобию которого строится вся система большого социума. Три основных типа общины - "азиатская", "античная" и "германская", разворачиваясь во времени и пространстве, дают нам, соответственно, азиатскую, античную и феодальную формации" (Крылов В.В. Указ. соч. С. 325).
1 Зиновьев А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. - М.: Центрполиграф, 1994. - С. 41.


Купить BlueTooth гарнитуру

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved