Собственно человеческая история начинается с первобытнообщинных обществ. Первобытнообщинные общества (эпоха неолита) существовали в VII-V тыс. до н. э. Таким, например, было общество Чатал-Хююка на западе Малой Азии (примерно 6000 лет до н.э.), базировавшееся на культивировании ячменя и приручении крупного рогатого скота. В древнем Шумере и Египте возникли и развились около 6000 лет назад первые первобытные (родовые и родо-племенные) общины. Первобытнообщинная формация, присущая этим обществам, самая ранняя форма практической формации.
Первобытные общества представляли собой родовые и племенные объединения людей с родовой ментальностью, недавно обузданными инстинктами, с неразвитым сознанием и примитивной деятельностью. Главной функцией рода было воспроизводство людей (продолжение рода): рождение детей, их кормление, защита, воспитание, производство (собирательство, земледелие, скотоводство и т.п.). Среди важнейших условий продолжения рода обеспечение людей материальными благами, защита от других родов, воспитание еще не стали относительно самостоятельными функциями, т.е. не превратились в экономическую, политическую, духовную сферы обществ. Маркс не случайно не включал первобытную формацию в состав экономической.
Первобытнообщинные общества состояли из немноголюдных общин, представляющих собой совокупность домашних хозяйств, объединенных в одно село (или род) 1. Возникало территориальное единство большесемейных (домовых) общин, находящихся в иерархических (господство и подчинение) отношениях в зависимости от родственной близости к исторически достоверному (или вымышленному) основателю общины. Первобытные общины занимались
179
земледелием и скотоводством. Основные формы жизнедеятельности (собирательство, скотоводство, земледелие) определяли характер родовых общин.
Родовая община представляла собой синкретическую общественную формацию, в которой основные общественные сферы находились в неразвитом, слитом, функционально меняющемся виде. Можно сказать, что первобытное общество совпадало со своей формацией, а формация была способом первобытнообщинного производства людей. Этот способ общественного производства держался на инстинктах, совместном материальном производстве, родовой власти, первобытной мифологии.
В первобытнообщинной формации, по-видимому, невозможно выделить базисную сферу раз и навсегда: она постоянно менялась в зависимости от конкретной ситуации. Можно предположить, что базисную роль в той или иной мере играли все сферы родового общества вместе. Это показывает, в частности, функциональную незакрепленность базисной сферы за экономической (материальное производство) сферой, что не делает ее единственным фактором формационного самоопределения и интеграции первобытного общества.
Собственность на землю в родовом обществе общинная, каждый дом владеет своей долей. Во главе сельской общины стоит вождь, который вначале избирается, а затем эта должность становится наследственной. В его ведении находятся экономические, военные, политические и религиозные вопросы. В духовную сферу сельской общины входят вождь, шаман и т.п., отправляющие языческие ритуалы. Они выступают носителями религиозно-нравственных норм, культурных предпочтений, принципов социальной справедливости, норм и характера труда.
Исходная сфера первобытнообщинного общества включала в себя людей, обладающих совокупностью первичных биологических потребностей в сытости, тепле, передвижении, продолжении рода, самоутверждении и т.п. Их можно было удовлетворять в благоприятных природных условиях, адекватных им (климат, зерновые культуры, крупный рогатый скот, который можно было приручить и т.п.). Потребление носило в основном коллективный (общинный) или семейный характер, было достаточно скудным и относительно равным, при этом существовало противоречие между действительными и удовлетворяемыми потребностями людей, являвшееся побудительным мотивом жизнедеятельности. Противоречие между абсолютными и действительными потребностями людей в этом обществе еще не возникло.
180
Структура сельской общины включает вождя, общинную знать (богатеев), свободных общинников, рабов. Социальные роли в сельской общине жестко распределены и не меняются годами. Первобытное общество удовлетворялось двумя основными регуляторами (мотивами) жизни: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих регуляторов хватало, пока сородичи не отличались своими интересами и способностями, а также пока среди сородичей не появились посторонние (пленные, рабы).
Базисом этого общества было общественное производство, в котором демосоциальное, материальное, родовое, мифологическое производства были тесно переплетены в каждом акте, в пространстве и во времени. Не было четкого временного и пространственного разделения на разные сферы общественного производства. Поэтому базисными были кровнородственные отношения, которые определяли все остальные, - трудовые, военные, религиозные.
Естественная (натуральная) производственная деятельность представляла собой процесс первобытного производства и распределения материальных благ общиной. Она включала в себя естественные средства производства (предметы, орудия, условия) и природные способности людей (физическая сила, навыки к определенным действия, волю, элементы сознания и т.п.). Первобытнообщинный способ производства базировался, прежде всего, на "производительной силе самой природы", а не на созданной человеком.
Натуральность (природность) производства определяется как преобладанием природных факторов труда над исторически созданными, так и исключительным предназначением произведенных продуктов для индивидуального потребления. В этой формации непосредственной и исключительной целью производственного базиса является воспроизводство людей. В силу этих обстоятельств Маркс и назвал данный тип хозяйственной деятельности "натуральным".
В первобытнообщинном обществе господствовала личная собственность на средства производства, выражающаяся в умении владеть этими орудиями, но результат труда носил коллективный характер. Личная (и совместная) собственность не является экономической.
Когда предмет не создан трудом, а дан от природы, то собственность на него есть только внеэкономическое присвоение, только волевое отношение собственности1.
Таким образом, первобытнообщинный способ производства состоял из естественных производительных сил (природных и человеческих) и коллективных общественных отношений, соответствующих
181
этим производительным силам. Базис этого общества не являлся экономическим.
Лично-коллективное владение средствами производства приводило к фиксации обычного права на зону или долю ресурсов. Эта собственность носила характер профессиональной, моральной, физической, интеллектуальной власти над средствами производства и людьми. Общественное производство носило здесь не социально-экономический, а властный характер1. Субъектом власти над ресурсами являлся коллектив2, а также вожди, старейшины и т.п.
Надстроечной (вспомогательной) сферой этой формации была духовная, которая обслуживала и регулировала производство, распределение, потребление материальных благ. Родовые общества были в основном земледельческо-скотоводческими. Существующие нормы и табу, которые контролировались выделившимися из рода вождями, жрецами, военачальниками и т.п., вносили в общественную жизнь порядок. Жрецы создавали и поддерживали религиозные мифы, которые освящали бытовую сферу и придавали общий смысл жизни людей. Главной потребностью этого общества было продолжение рода, поэтому ценности, знания, опыт, связанные с этой сферой (секса, рождения, смерти), занимали ведущее место.
Формационная общность первобытного общества состояла из вождей, старейшин, шаманов, взрослых членов первобытного общества рода - мужчин и женщин. Она была связана общностью мифологических ценностей (идеалов, норм, табу), привычек, традиций, ритуалов. Мотивами тяжелейшего труда - присваивающего, земледельческого, скотоводческого - были фундаментальные потребности людей в пище, одежде, жилище, жертвоприношениях и т.п.
Совершенствование общественного производства на основе совершенствования орудий, организации, общественного разделения труда является важнейшим направлением развития первобытнообщинных
182
обществ. Технологическую базу первобытнообщинного производства (не ниже поздненеолитической) составляло производство мотыг, копалок, примитивных сох и т.п.
Родовое (деревенское) общество является закрытым для чужих. С одной стороны, это ведет к укоренению своих традиционных (патриархальных) черт, идентификации, противопоставлению себя чужим. С другой стороны, это мешает заимствованию у более развитых родов их достижений и делает уязвимым для других, более развитых в технологическом и организационном отношении родов. Далее, патриархальная деревня является безграмотной и культивирует эту безграмотность. Отсутствие письменности приводило к необходимости заучивания преданий, норм, табу и т.п. И наконец, отсутствие грамотности приводило к самой первой форме общественной иерархии, делению на знающих предания, табу, ритуалы стариков и не знающую все это молодежь. Мудрость старших становилась основой неполитической власти стариков над остальными, консервировала традиционность деревенской жизни.
183
1
Дьяконов И.М. Пути истории (От древнейшего человека до наших дней). - М., 1994 - С. 18-26.
1
Крылов В.В. Теория формаций. - М., 1997. - С. 11.
1
Ю.И. Семенов пишет: "Социально-экономические отношения суть один из двух видов отношений собственности. Другой их вид -
волевые отношения собственности (имущественные), принимающие в первобытном обществе форму моральных, а в классовом - правовых, или юридических, связей.
Экономические отношения собственности являются не волевыми, а материальными. Они реально существуют только в отношениях распределения и обмена" (
Семенов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве //Философия и общество. - 1997. - № 1. - С. 164-165).
2
Л.С. Васильев пишет, что "субъектом власти над ресурсами мог быть и был только коллектив, что не исключало, естественно, личной собственности каждого на его копье, нож, лук со стрелами... А из всего сказанного следует, что экономическое содержание и юридическая форма такого рода псевдособственности - это власть" (
Семенов Ю.Л. Указ. соч. С. 142).